Пост: неядение людей

 
26 февраля 2017
Автор:

Пост: неядение людей

Не-любовь – это самое страшное невоздержание

Начинается Великий пост, и интересно было бы посмотреть, что слово «пост» значило в древнегреческом языке.

Что касается русского слова, то оно в религиозном контексте несет очевидные и прозрачные ассоциации с воинской службой. Смысл христианской жизни подразумевает, что христианин должен быть Христовым воином, одна из главных добродетелей которого верность (неслучайно слова «вера» и «верность» так похожи, у них одно происхождение и очень близкий смысл). Тогда время христианского поста – время особой строгости в несении этой службы. Человек как бы встает в караул, на пост, и все это время он не должен спать или еще как-то ослаблять свою бдительность. Можно сказать, что в пост должна усиливаться религиозная жизнь, религиозные устремления человека. Это время, когда надо стараться еще больше избегать соблазнов, время для еще большего покаяния и больших попыток творения милости.

В древнегреческом же языке слово «пост» – это ἡ νηστεία (nēsteia). Дословно оно значит «неядение», поскольку образовано от отрицательной приставки νη— и глаголов ἔδω (edō) и ἐσθίω (esthiō) – «есть», «поедать». Таким образом, в греческом слове подчеркивается сторона воздержания в посте. Причем, воздержание, конечно, должно иметь не только телесный, но и духовный характер. То есть, оно должно быть не только от мяса и прочих нерастительных продуктов, хотя и это важно. Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что кто не преодолел страсти чревоугодия, тот не вступил даже на первую ступень веры и о каком-то его духовном совершенствовании в этом случае не может быть и речи. Однако это только начальная ступень.

«Постимся от всякия злобы, и зависти, и свара», – поется в храмах в среду вечером на 1-ой седмице Великого поста. Неслучайно в православной среде очень популярно одно выражение по поводу того, что можно, а что нельзя есть в пост: главное – это не есть людей.

Известный русский богослов и писатель XX века Сергей Фудель (сын священника Иосифа Фуделя, друга и единомышленника русского философа Константина Леонтьева) говорил, что пост надо понимать прежде всего как воздержание от нелюбви: «Не-любовь – это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство собой, первоисточное оскорбление Святого Духа Божия». В своей книге «У стен Церкви» он вспоминает, как одна современная девушка в случайном разговоре так раскрыла зловредность любого оскорбления любого человека: надо же, сказала девушка, будет там и с ним радостно встретиться. «Учитесь не только у святых отцов, но и у современных девушек», – добавляет по этому поводу Фудель.