ПРОПОВЕДИ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО

 

ПРОПОВЕДИ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО

В евангельской притче о Сеятеле (см. Мф. 13, 3–23) есть одна интересная деталь, на которую довольно редко обращают внимание. Сеятель (Христос) бросает семя (слово Божие) в землю (человеческое сердце), но только один тип почвы из четырех оказывается благоприятным для созревания семени. Неужели Господь не знает, что земля затоптанная, каменистая, засеянная тернием не принесет плода? Знает. Но все равно сеет, так как проповедь должны услышать все, а не только избранные. Бог желает, чтобы евангельское благовестие достигло ушей всякого человека, хотя личный религиозный выбор у каждого будет разный.

    

Отсюда напрашивается простой вывод: проповеди должно быть много. Согласно притче, и количество обратившихся должно быть куда больше, чем 1–5 процентов населения, стоящих в наших храмах в воскресенье. Если следовать логике притчи, как минимум четвертая часть общества способна воспринять Евангелие, что называется, с лету – им лишь нужно его адекватно донести. Мы и близко не имеем таких цифр, и это значит, что большинство наших людей еще не услышали полноценного евангельского благовестия на современном, понятном им языке.

Кто они, наши соотечественники, до сих пор не пришедшие в храмы? Безнадежные грешники, отъявленные беззаконники, злые еретики, упорные противники Православия? Конечно, нет. Это наши люди, крещеные, во всем такие же, как и мы. И мне не верится в то, что мы такие чуткие в восприятии истины, и поэтому пришли в Церковь, а они такие грешные и бесчувственные, и потому вне Церкви. Скорее всего, их и наша ситуация различается только тем, что с нами кто-то побеседовал, порекомендовал нужную книгу, позвал, объяснил, а с ними этого не случилось. Нас кто-то ввел в Церковь, а их кто-то оттолкнул от Церкви или привел в секту – вот и все отличие.

Поэтому проповеди нужно больше, и служение проповедника сегодня должно стать одним из самых важных церковных послушаний. Более того, нам необходимо во многом изменить устоявшийся взгляд на участие мирян в евангельском благовестии.

* * *

Проповедуй слово, настой во время и не во время (2 Тим 4, 2), – писал апостол Павел Тимофею. «Не жди времени, но, коль скоро видишь, что проповедь нужна и может принесть пользу, проповедуй, в каких бы обстоятельствах ты ни находился»[1], – комментирует слова апостола святитель Феофан (Затворник). Да, заповедь здесь адресована епископу, но не есть ли это общий для всех христиан принцип действия? Если видишь, что дается возможность сказать о Христе, говори. Посодействуй Богу в спасении драгоценной человеческой души.

Если видишь, что дается возможность сказать о Христе, говори

Мы почему-то забываем о том, насколько ценнее всего в мире даже одна-единственная душа, насколько она дорога для Господа. Это ведь та самая потерявшаяся овечка, ради которой Сам Спаситель готов оставить 99 овец незаблудших. Та, о которой говорит и апостол Иаков: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19–20). О ней же пишет и великий Златоуст: «Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир. Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу»[2].

Но нас не только не интересует спасение хотя бы одной души – мы почему-то совсем не озабочены тем, что миллионы наших соотечественников не знают Бога, не ходят в храм, становятся сектантами. Такое равнодушие обличает поверхностность нашей веры, отсутствие любви и плохое понимание христианства вообще.

Веровать во Христа – значит возвещать о Нем всему миру

Например, мы бываем уверены, что это не наше дело, что их «Бог приведет». Мы не хотим понять, что Бог приводит человека в Церковь через человека же – иначе Христу не нужны были бы апостолы. Господу необходимы проповедники, говорящие о Нем и живущие по Его заповедям, приводящие других к истине. Поэтому Церковь Христова изначально рождается как Церковь благовествующая, причем на разных языках. Веровать во Христа – значит возвещать о Нем всему миру. Веруем, потому и говорим (2 Кор. 4, 13), – писал апостол Павел.

А бывает, мы считаем, что проповедью обязано заниматься исключительно духовенство. Дескать, это их работа. И вновь ошибка, потому что к благовестию призвана вся Церковь, а она состоит не только из епископов, священников, монахов, но также из мирян. Да, духовенство должно быть в авангарде, но без нас оно ничего не сделает, как и генералы не смогут воевать без армии. Генерал силен армией, а армия сильна генералом. Причем практика показывает, что духовенство часто зажигается и подталкивается к проповеди именно мирянами. А миряне, в свою очередь, берут пример с духовенства. Так и должно двигаться дело вселенской проповеди, получая приращение то с одной, то с другой стороны.

Есть еще распространенный тезис, часто ставящий преграду к развитию миссионерства. «Не спеши учить других, научи прежде самого себя», – говорят нам многие духовники, старцы, подвижники. Безусловно, они правы. Но ведь речь не идет об учительстве, а о том, чтобы поделиться с другими людьми главной радостью жизни. Борьба со своими грехами и свидетельство о Христе Воскресшем должны осуществляться параллельно. «Я знаю, что я плохой христианин, но все, что я говорю о Христе – правда», – сказал, кажется, митрополит Антоний Сурожский. Проповедь о Христе – это когда один нищий рассказывает другому, где найти кусок хлеба. Учить дано не всем, но свидетельствовать о Господе словом и делом необходимо каждому.

Да, проповеднику придется бороться со своим тщеславием и превозношением, впрочем, как и всякому христианину, пытающемуся сделать что-то хорошее. Гордость может испортить любое доброе дело, но это не значит, что добродетели нужно опасаться. Что лучше – не делать ничего доброго, чтоб не возгордиться, или все же творить добродетель, по возможности избегая превозношения, каясь в малейших его проявлениях?

* * *

Бывает, кто-то пытался рассказать родственнику или знакомому о радости христианства, но встретил непонимание. Провал возможен как в первый, так и во второй, и в третий раз. Что делать? Молиться Богу о себе и о тех, кто нас слушает. Учиться на своих ошибках, повышать уровень своей религиозной образованности. Так и выковывается проповедник, проходя через опыт неудач и ошибок. Необходимо трудиться дальше и не унывать. Златоуст пишет: «Если ты не убедишь сегодня, убедишь завтра: если и никогда не убедишь, получишь полную награду; если не убедишь всех, то, может быть, из многих – некоторых; ведь и апостолы убедили не всех людей, но ко всем простирали свое слово и получили награду за всех. Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвигов, а на расположение подвизающихся»[3].

Бог часто скрывает от нас плоды нашей проповеди, чтобы мы не возгордились

Добавим к слову святителя еще и то, что Бог часто скрывает от нас плоды нашей проповеди, чтобы мы не возгордились. Например, мы сказали о Христе в компании друзей и не увидели никакого отклика. Но кому-то семя попало в сердце, и возрастет оно через многие годы, когда, возможно, наше общение с данным человеком прервется. Таких случаев немало.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...[4]

* * *

Проповеди должно быть много. Пока время благоприятствует, мир необходимо наполнять словесным исповеданием христианства. Да, жизнь по Евангелию – на первом месте, но вместе с жизнью по вере необходимо и слово веры. Вера от слышания, а слышание от слова Божия(Рим.10, 17), – и это слово нужно произнести. Кому? Нам, церковным людям. И оно вовсе не обязательно должно прозвучать на многолюдном стадионе или в какой-то другой значимой аудитории и длиться час или два. Нет, оно может быть малым и скромным и направленным к одному, двум, трем людям, к которым мы не имеем права быть равнодушными и которые готовы нас слушать. Если мы за всю свою жизнь приобретем для Господа хоть одну душу, наша награда не отнимется от нас.

Размышляя об этом, давайте еще раз прислушаемся к человеку, приведшему к вере тысячи и несомненно получившему великую награду от Бога. К человеку, толкования которого легли в основу православной экзегезы Священного Писания. Обратимся к тому, кто не позволял себе быть равнодушным к спасению ближних и не пропустил ни одного случая для проповеди Евангелия. Послушаем святого Златоуста.

«Из-за того, что ты не можешь спасти всю вселенную, не пренебрегай немногими, и, устремляясь к великому, не лишай себя малого. Если ты не можешь обратить ста человек, постарайся обратить десять; если не можешь десяти, не пренебрегай пятью; если не можешь и пяти, не пренебрегай одним; если не можешь и одного, и тогда не унывай и не оставляй делать то, что можешь. Не видишь ли, как в торговле занимающиеся ею заключают сделки не только на золото, но и на серебро? Если мы не будем пренебрегать малым, то получим и многое; а если пренебрежем малым, то нелегко получим и многое. Богатыми делаются, собирая и малое и многое. Так будем поступать и мы»[5].