ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОЙ БЛАГОДАТИ
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОЙ БЛАГОДАТИ
Протосингел Арсений (Мускалу) – один из наиболее уважаемых румынских духовников наших дней, духовный сын старца Макария из монастыря Пасэря, у ног которого он начинал свой монашеский путь. После кончины старца в 2007 году отец Арсений был переведен в столицу, в Патриарший кафедральный собор, а в 2008 году – в село Корну, во вновь открытый монастырь св. Иоанна Евангелиста и прп. Евфросинии. В предлагаемом вниманию читателей портала Православие.Ru интервью искусный духовник говорит об искушениях, подстерегающих молодежь на пути ко Христу, и о причинах утраты верующими Божией благодати.
– Как показать молодым людям, что такое истинная жизнь, как самим понять и другим показать, что истинная жизнь – это жизнь во Христе, что удовольствия мира сего обманчивы и преходящи?
Нам надо заботиться о том, чтобы стяжать благодать Духа Святого
– В ком загорается огонь любви Христовой, тот обдает жаром и согревает всех вокруг себя. А если мы холодны, как лед, если в сердце у нас нет тепла благодати Божией, мы никого никогда согреть не можем! Итак, нам надо заботиться о том, чтобы стяжать благодать Духа Святого.
То, что церковная жизнь такова, какова она есть, – вялая, без горения духа, – многие ставят в вину молодым: дескать, они апатичны, не имеют горячего рвения к духовной жизни. Как же это состояние, которое нам всем знакомо: умножение соблазнов, поводов к соблазнам даже в церковной жизни, – как это состояние служит проявлением суда Божия? Вот как, особенно у молодых.
Мы принимаем Крещение в детстве и не делаем этого сознательно – мы принимаем его на основании веры наших крёстных и родителей, приносящих нас в храм. И вот благодать вселяется в сердце новокрещенного. Он укрепляется дарованием Духа Святого в Таинстве Миропомазания, соединяется со Христом в Таинстве Святого Причащения. И это потрясающий, ужасающе великий долг родителей и крёстных – соработничать с благодатью, насажденной в сердце ребенка, и делать так, чтобы ребенок, вырастая, свободно и сознательно усваивал то, что он открывает в себе по мере возрастания. Однако вам хорошо известно, как растет молодежь сегодня. В скольких домах, именуемых христианскими, сегодня еще можно найти духовную атмосферу? В очень немногих… А сколько родителей сознательно соработничают с благодатью в сердце ребенка, чтобы помочь ребенку, чтобы он, достигнув подросткового возраста, смог сознательно усвоить себе то, что уже находится внутри него? Очень немногие…
И поэтому дети достигают подросткового возраста, не имея никакого самосознания, никакого осознания христианской жизни, той новой жизни, которая насаждена в них. Так часто бывает. И тогда Бог действует как бы извне, с помощью пробуждающей благодати. Благодать, полученная при Крещении, находится в сердце человека, находится в сердце ребенка, в сердце юноши, но наподобие тлеющего угля под пеплом, еще теплящегося под этим пеплом. И вот благодать дует извне, чтобы развеять этот пепел и воспламенить благодать в сердце, внутри сердца.
Нынешняя молодежь являет собой плод отступничества родителей
Итак, это суд Божий, потому что родители имеют то, что воспитали. То есть нынешняя молодежь, скажем так, являет собой плод отступничества родителей. Но правда то, что, хотя у них и есть такой изъян, что они в большинстве своем с самого нежного возраста не росли в живой связи с благодатью, однако Бог не обделяет их. Кому много дано, с того много и потребуется, а кому дано меньше, с того меньше и взыщут (ср. Лк. 12, 48). Бог любит их, и Бог о них заботится. Но только им придется всё время – может, всю жизнь – бороться со своими недостатками, проистекающими из того, как они были воспитаны.
– Батюшка, сегодня есть такие люди, которые утверждают, что они верующие, но говорят, что у них своя вера, что в церковь ходить не надо, что они молятся дома. Что мы можем ответить им? Что им сказать?
– Мы можем сказать им, что если их вера может их спасти, то пускай они довольствуются своей верой. Мы же веруем, что нас спасает вера Божия, а не наша. А так каждый из них как бы создает свою церковь, свою веру, и если он ими довольствуется, если чувствует, что там он живет, там спасается, то очень хорошо. А мы стараемся жить в вере Божией.
Нас спасает вера Божия, а не наша
Наша религия богооткровенна, она – не человеческого происхождения. Люди могут иметь свою веру, это правда, но только это ни о чем не говорит. Это ни о чем не говорит. Эта их «своя вера» не может спасти их. Святой апостол Иаков, вы хорошо это знаете, говорит: покажи мне веру твою без дел твоих (Иак. 2, 18). Некоторые говорят: «У меня вера в душе, мне не надо ходить в церковь, исповедоваться». У тебя вера в душе?.. Покажи же мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Итак, наша вера должна быть такой, какой она была нам открыта Богом, а не такой, какой формулируем ее мы. Мы не должны иметь «своей» веры, у нас должна быть вера Церкви, вера Божия. Вера Церкви – это вера Божия.
– Можно ли проводить духовную жизнь без духовного наставника, без духовника? Как его найти, если у нас его нет?
– Мы не можем проводить жизнь в Церкви без духовного наставника. Вы видели, первые христиане постоянно пребывали, говорит Писание, в учении апостолов (Деян. 2, 42). Это первейшее дело. Как его найти? Думаю, нет никого, кто действительно хотел бы его найти и не нашел. Любовь Божия к человеку так велика, что человек не успевает сделать шаг, как Господь делает ему навстречу тысячу. Это обетование; Господь же сказал: ищите, и обрящете (Мф. 7, 7). Это сказано с обетованием: ищите, и обрящете. Это обетование Божие. Итак, тому, кто хочет его найти, надо искренне искать и молиться, и он, конечно же, его найдет.
– Вы можете сказать, каковы самые главные искушения молодого человека, желающего прийти ко Христу?
– Не знаю, самые ли главные те искушения, о которых я скажу. Святитель Феофан Затворникговорит, что отрочеству свойственны желание произвести впечатление, и жажда знаний (собирать познания), и жажда социализации, коммуникации. На этих устремлениях, имеющих естественное основание, могут паразитировать многие искушения молодых. Желание произвести впечатление и собирать познания у молодого человека, приступающего ко Христу, может трансформироваться в естественную ревность, я бы так ее назвал. Святой апостол Павел в Послании к Евреям, Послании к Римлянам говорит о евреях так: желание моего сердца и молитва к Богу о народе моем во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по разуму. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (ср. Рим. 10, 1 – 3; Евр. 6, 11).
Молодые могут спутать воодушевление, свойственное молодости, с ревностью духовной и, руководствуясь этим воодушевлением, могут быть ввергнуты во многие обольщения и заблуждения. Отец Роман (Брага) рассказывает, что когда был молодым – думаю, это было сразу после Второй мировой войны, в тот смутный, беспокойный период, – они чувствовали, что университетская жизнь нуждается в каком-то обновлении в христианском духе, и хотели что-нибудь организовать для этого. И, составив план какой-то ассоциации, отправились к отцу Санду (Тудору) в монастырь Антим. Но батюшка был очень суров с ними, очень строг, и сказал: «А у вас, кроме энтузиазма, что-нибудь есть? Ревность у вас есть, энтузиазм есть, а кроме этого у вас что-нибудь есть?»
Энтузиазм свойствен молодости, однако его недостаточно. Если у молодых нет также и послушания, послушания с рассудительностью, и ими руководит один этот энтузиазм, они могут уклониться в очень многие заблуждения.
Я бы сказал, что в нынешнее время серьезные искушения проистекают из этого отсутствия духовного воспитания. Молодые люди с малых лет, с детства не росли в атмосфере духа, в их семье не было атмосферы, насыщенной духовным благоуханием. Поэтому их очень легко дезориентировать. И проявлением естественной ревности, то есть энтузиазма (есть еще одна склонность, свойственная молодости, – склонность к мечтательству и абсолютизированию определенных вещей), и вот искушением, проистекающим из этого, является следующее, которое я предпочитаю иллюстрировать словами псалмопевца. Он говорит: Одни хвалятся колесницами своими, другие конями (ср. Пс. 19, 8), а я бы добавил: «а третьи – духовниками».
И так начинают образовываться церкви и церквушки, и происходит то, что произошло с коринфянами, которых святой апостол Павел укорял за то, что между ними завелись распри, поскольку они говорили: «я Аполлосов», «я Кифин», «я Павлов», «а я Христов». И апостол обличает их и говорит: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1, 13). И свидетельствует им, что это мудрование плотское, мудрование человеческое, то есть показывает им, что естество берет над ними верх и играет с ними злую шутку. И вот что он говорит: Никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,– все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий (1 Кор. 3, 21 – 23).
Еще одним искушением молодых людей, приближающихся ко Христу, сегодня является мирской дух, дух всеразрушающий, проникший повсюду, с которым им опять же предстоит очень, очень много бороться. Но для этого я увещаю каждого прибегать к исповеди, и если перед исповедью помолиться, чтобы Бог дал духовникам слово во спасение, духовники скажут каждому, что ему делать.
Если рвение наше не имеет плодов Духа, значит, это не рвение Духа
– Батюшка, а как уберечься от ложного рвения и благоговения, от ханжества?
– Надо всегда проверять себя по плодам. Потому что бывают плоды ревности, которую святой Исаак Сирин называет безумной ревностью, ревностью безрассудной, которая мнит, что усердствует Бога ради, но не имеет плодов Божиих: не имеет мира, не имеет любви, не имеет кротости, не имеет благости, не имеет чистоты, не имеет воздержания – не имеет плодов Божиих. Итак, по плодам надо всегда проверять, какого рода это наше рвение. Если рвение наше не имеет плодов Духа, то, значит, это не рвение Духа.
– Может ли наше рвение рождаться из гордыни?
– Чаще всего оно и рождается из гордыни, это рвение, и это видно, что оно проистекает из гордыни, особенно когда оно доходит до презрения к другим, до осуждения и презрения к другим. Тогда оно, несомненно, рождается из гордыни, и это хуже всего. А когда оно рождается из простого невежества, тогда оно не так пагубно, но когда рождается из гордыни, может завести человека очень далеко в его заблуждении. Потому что когда оно рождается из гордыни, человек обычно уже не воспринимает для своего исправления слов ни от кого. Я бы даже сказал, что Сам Бог в Своей благости не может исправить такого человека, потому что он уже не воспринимает советов ни от кого, считает себя самодостаточным, поскольку имеет свидетельством о себе – свидетельством о правоте своей жизни – рвение, которое испытывает.
– Батюшка, а как привлечь действие Духа Святого, чтобы стяжать сокрушение сердца? Каковы признаки этого сокрушения сердца?
– Бог действует в вас, чтобы вам хотеть, сказал апостол Павел Филиппийцам (ср. Флп. 2, 13). Стяжать сокрушение сердца – я бы сказал, что это зависит не столько от нас, сколько от Бога. Он ищет нас первым; Бог ищет нас первым. Человек, ощущающий в душе стремление искать, имеет в душе нечто, что призывает его искать. Я бы сказал, что он уже ощутил малое сокрушение сердца. Наша проблема – это не проблема сокрушения сердца, как нам его стяжать, это зависит больше от Бога. Думаю, почти все из вас, присутствующие здесь, хотя бы раз в жизни ощутили это сокрушение сердца. Потому что иначе, думаю, вас бы здесь не было. Наша проблема в том, как постоянно пребывать в том, что следует за этим сокрушением сердца. Вы же видите (думаю, со всеми так бывает): когда вы горячо приступали к Церкви в первый раз, у всех, думаю, всё шло легко: и молитва совершалась с радостью и легкостью, и на службе в храме вы, не думаю, чтобы скучали. Всё доставляло вам радость, вы пребывали в атмосфере радости – света и внутренней радости. Так бывает, когда благодать Божия нас зовет.
Мы, однако, не остаемся непоколебимыми в этой благодати, и в этом наша проблема. Поэтому каждому из нас следовало бы спросить себя: «А что я сделал? Где утратил первую благодать? Чем я ее загромоздил?» Потому что, пока мы не поймем, какими вратами вышли из состояния благодати, в котором находились вначале, чтобы возвратиться к нему покаянием – по тому же пути, однако, – мы никогда не сможем снова стяжать то первоначальное состояние.
Итак, наша проблема не в том, как достичь сокрушения сердца, – это проблема Бога. Это Бог является ищущим и призывающим нас. А наша проблема в том, как сохранить то, что мы получаем от Бога. Если же мы однажды получили что-то, а теперь этого больше не чувствуем, то это признак того, что мы нуждаемся в покаянии – в покаянии искреннем, чистом и настоящем.