СВЯТОЙ РУССКИЙ БОГАТЫРЬ
СВЯТОЙ РУССКИЙ БОГАТЫРЬ
Однажды меня спросили: «Остались ли о старце Силуане воспоминания помимо тех, которые написал архимандрит Софроний (Сахаров)?» От неожиданной постановки вопроса я на секунду замялся, потом смущенно произнес: «Есть воспоминания нескольких человек, например, святителя Николая Сербского1. Правда, все эти воспоминания, вместе взятые, поместятся на нескольких страницах». Что же мы имеем в итоге? Главным образом архив и воспоминания архимандрита Софрония – целую книгу, знаменитую «Старец Силуан Афонский». Воспоминания о преподобном Силуане и рассказанное самим Силуаном составили первую часть этой книги.
Трудно переоценить сделанное архимандритом Софронием. Через пятьдесят лет после блаженной кончины старца Силуана он был причислен к лику святых, православная Церковь познакомилась с монашеским подвигом старца Силуана и признала его благодатным. В его подвиге любви Церковь увидела усердное молитвенное предстояние перед Богом о людях. Святой Силуан просит Христа о всех нас, и мы просим старца, чтобы он не переставал. Нам нужны его молитвы о всех народах земли, о всем Адаме.
Поначалу у отца Софрония было намерение издать писания старца Силуана, и только. Он привез их с Афона во Францию и дал посмотреть замечательному нашему богослову-догматисту Владимиру Николаевичу Лосскому. К сожалению, Лосский не оценил по достоинству эти писания. Он дал такой ответ: «Знаете, отец Софроний, я не вижу в этих записках ничего особенного, никакого догматического особого видения, которое было бы достойно особого богословского внимания»2. Конечно, Лосского можно понять. Если сравнивать писания Силуана и, например, боговидение у Отцов-каппадокийцев, о котором великолепно рассуждал Лосский, – ощутима немалая интеллектуальная дистанция. Однако «дистанции духовной» – нет, ведь и то, и другое родилось из высокого опыта общения с Единым Богом.
По реакции Лосского, очень значительного богослова, знатока святоотеческих творений отец Софроний понял, что писания Силуана необходимо предварить вводной частью. Нужно подготовить читателя к восприятию слов Силуана. Вот он вводную часть и составил, помимо этого дописал и заключительную часть книги – размышления о православном подвижничестве. Помимо рукописей Силуана, в книгу вошло изложение и достаточно подробное объяснение его духовного пути. Все вместе получилось основательно и жизненно. В результате вышла своего рода энциклопедия монашеской духовности на конкретном примере старца Силуана.
* * *
Может быть, и Софроний прошел бы мимо Силуана, но получилось все иначе. Силуан сам вызвал его на разговор, повод был серьезный. Одному брату, который боролся с помыслами уныния и пришел к Софронию, тот ненавязчиво посоветовал, как можно «стоять на грани отчаяния». Брат обратился за разъяснениями совета к Силуану. Вот тогда старец и заметил Софронию, что совет его в принципе верный, только совет превышает меру этого монаха, и потому в данном случае неподходящий. Так духовная нужда вывела на откровенную беседу Софрония и Силуана.
После беседы начал постигать Софроний, какое чудо Божие – Силуан. Семь лет он общался со старцем, стал его учеником и сотаинником. Ему старец Силуан поведал откровение, которое он получил от Самого Христа: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Великое откровение в простых и неисчерпаемых по сути словах. Новое откровение о том, что было всегда известно православным подвижникам: спасение совершается между страхом и надеждой. Откровение о том, что такое надежда на Бога и отчаяние, о том, как вести невидимую брань.
На Святой Горе Софроний встретил Силуана. Человек высокой культуры, интеллектуал, встретил простого крестьянина. И выяснил, что духовный опыт крестьянина так содержателен и высок, что всю свою жизнь интеллектуал вдумывался в него, жил им и ощущал превосходство этого опыта и неземную мудрость его.
Преподобному Силуану и отцу Софронию промыслительно «повезло» друг с другом. Исключительно «повезло» Софронию, что он увидел великого Силуана, перенял у него многое. «Повезло» и Силуану, что у него был такой восприимчивый, целеустремленный и благодарный ученик. Бережно относился отец Софроний к памяти своего старца. Отец Софроний не заслонил собой фигуру старца Силуана, не вложил в его уста свои оригинальные идеи. Не выдумал остросюжетную биографию уже почившего афонского старца, восполняя скудные сведения о нем плодами буйного воображения. Он просто поделился с людьми той реальной радостью, которую переживал, общаясь с преподобным Силуаном. Поделился ощущением простоты и мудрости старца Силуана, – одновременно простоты и мудрости.
Очень много значит свидетельство Софрония. Слава Богу, он издал книгу о Силуане Афонском.
Напоследок приведу еще один отзыв о том, что дает людям знакомство со святым Силуаном. Один глубоко церковный человек сказал: «Я читаю преподобного Симеона Нового Богослова, и душа моя скорбит, как далеко я от настоящей христианской жизни. Когда читаю старца Силуана, то душа моя утешается о Господе, радуется о Том, Который любит и меня, грешного». Это не значит, конечно, что преподобный Симеон чем-то хуже преподобного Силуана. Это значит, что писания преподобного Силуана оказывают на душу явное утешительное действие, даже когда он много пишет о покаянном сокрушении сердца, о печали по Богу.
Писания старца Силуана – это живые слова духовных утешений. Как они нужны нам!