Православные школы: достижения и проблемы
Православные школы: достижения и проблемы
Беседа с Татьяной Лещевой, директором Православного центра образования во имя Серафима Саровского
Все родители мечтают об идеальной школе для своего ребенка. Может ли такой школой стать православное образовательное учреждение? Какие задачи оно ставит? И с какими проблемами сталкивается? Как сказывается на работе православных школ нехватка финансирования? Об этом мы беседуем с Татьяной Ивановной Лещевой – директором Православного центра непрерывного образования во имя Серафима Саровского.
«Уровень нашего образования выше, а поддержка от государства – минимальная»
– Татьяна Ивановна, как и для чего создаются православные школы?
– Православные школы – это социальный заказ. В них созданы условия, необходимые для верующих семей, возможно и маловоцерковленных.
– Из чего складывается финансирование православных школ?
– Если школа аккредитована, то она должна получать финансирование от государства. Но для православных школ оставлены старые нормативы. В 2012 году в действие вступила новая редакция федерального закона «Об образовании», по которому гарантировано бюджетное финансирование частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений. Но, несмотря на это, московские чиновники не планируют направлять на поддержку православных школ дополнительные субсидии.
Второй компонент, который влияет на финансирование, – это пожертвование родителей. Школа создана усилиями самих родителей, это их соцзаказ.
– То есть обучение в школе платное? Какой размер пожертвования за обучение?
– От 5 до 15 тысяч рублей. Но всё зависит от места, где расположена школа. В православных школах на Рублевке плата выше.
– А как вас поддерживает государство?
– Государство устраивает нам проверки, контроль. Мы всегда проходим эти проверки.
Несмотря на принятые законы, православные школы дискриминированы в правах и финансировании
– А страдает ли от малобюджетности качество образования? Соответствует ли школа государственным стандартам?
– У школы очень высокие показатели, например в этом году из 19 выпускников 6 медалистов. Наши выпускники поступают в МГУ, Академию Плеханова, РУДН и другие престижные московские вузы. Учителя работают с полной отдачей, во многом не ради зарплаты, а за идею. Для наших учителей это не работа, а служение.
Когда мы пытаемся отстаивать интересы православных школ и учеников на государственном уровне, ответ чиновников родителям часто один: «Идите в государственные школы». Хотя у нас создана уникальная атмосфера, в приоритете духовное воспитание и образование. Несмотря на принятые законы, православные школы дискриминированы в правах, иногда элементарно не хватает субсидий на питание для детей.
Департамент образования Москвы ежегодно выделяет на каждого учащегося обычной государственной школы порядка 123 тысяч рублей. А почему-то на ученика православной гимназии приходится в два раза меньше – около 60 тысяч.
Мы стараемся отстаивать интересы православных школ. Я считаю, что финансирование должно быть выровнено. Особенно нам помогла Людмила Ивановна Швецова. Мы добиваемся того, чтобы православные школы были уравнены в правах с государственными.
– Много ли обеспеченных родителей приводит детей в православные школы?
– Не так уж много. Всё зависит от региона. На Рублевке – конечно, больше. У нас учится много детей-инвалидов. Дети-инвалиды оказываются ущемлены в правах, так как им достается меньше субсидий, чем на среднестатистического ребенка в государственной школе. Особенно плохо с финансированием подмосковных школ. При наших высоких образовательных показателях мы ощущаем нехватку в финансах, это постоянная головная боль для директоров. Получается, что уровень нашего образования выше, а поддержка от государства – минимальная.
– То есть фактически само существование православных школ – это чудо?
– Да, это чудо.
«Наша задача – воспитать добрых христиан, которые будут служить Отечеству»
– Не проще ли тогда родителям отдать ребенка в государственную школу, а заодно – в воскресную?
– В школе создана уникальная атмосфера, есть все нужные предметы. Плюс школу окормляет священник. Конечно, на заре существования православных школ были «перегибы» – когда в одной из школ вели только Закон Божий. Некоторые родители запрещают детям смотреть ТВ, но я против таких «перекосов», так как запретный плод сладок.
– Не может ли быть такого, что после православных школ у людей возникнет отвращение к вере?
– Конечно, бывают переходные периоды, периоды бунта, но обычно зерна, зароненные в детстве, остаются. Наши выпускники вырастают верующими, так как чаще всего они из верующих семей. При приеме в школу ведется собеседование.
– Что важнее – воспитание веры в семье или в школе? Бывают ли случаи отчисления?
– Православные школы – частные, поэтому мы, в отличие от государственных, можем отчислить – в соответствии с Законом № 187. Но обычно все проблемы у нас решаются внутри школы. Все-таки мы принимаем детей тех родителей, которые тянутся к вере. За 25 лет существования школы мы еще ни разу не обращались в детскую комнату милиции.
Если мы не поможем сложному ребенку исправиться, то это наш грех
– А хулиганов могут отчислить?
– Если мы не поможем ребенку исправиться, то это наш грех. Если он очень плохо себя ведет, то можно сказать родителю: «Приходите на уроки и сидите с ним». Обычно у нас ведется комплексная работа с детьми и родителями.
– Расскажите об особенностях воспитания в школе.
– У нас Центр непрерывного образования, он включает в себя школу и детский сад. В школе у нас раздельное воспитание, так как восприятие у мальчиков и девочек разное.
– То есть мальчики и девочки по-разному воспринимают литературу и историю?
– Да, например, когда мы разбирали по истории сложную ситуацию с царем Леонидом, мальчики поняли историческую подоплеку вопроса, а девочки ответили так: «Все его проблемы были потому, что он был не женат».
– На уроках литературы в советское время внушали, что Лев Толстой, Тургенев и другие писатели – это гении, авторитеты. Рассказываете ли вы о непростых отношениях Льва Толстого с Церковью?
– Да, у нас на уроках рассказывают, за что Толстого предали анафеме, – за «Пятое Евангелие». Но роман «Война и мир» написан рукой православного человека. Но это вопрос к нашим учителям-филологам. Знаю, что наша учительница по литературе перед уроками много раз перечитывает «Войну и мир», находит там новые смыслы и детали. Например, то, что Пьер Безухов в Москву приехал не к отцу, а к Иверской иконе. В романе много интересных православных символов.
– Каковы особенности воспитания мальчиков и девочек?
– Мы стараемся, чтобы было больше учителей-мужчин. Все-таки лучше, когда мальчиков воспитывают мужчины, особенно в старших классах.
– Кем становятся выпускники? Много ли из них священников?
– Многие идут в семинарии, многие из девочек становятся матушками.
– В чем вы видите основную задачу православных школ?
– Основная задача – воспитать добрых христиан, которые служат Отечеству. При этом уровень образования у нас даже выше, чем у простых школ, за счет высокого пр