О БЕСЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ
О БЕСЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ
Книга православного писателя Тита Коллиандера (1904–1989) "Узкий путь", вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина – ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.
Обнаженный от всяких знаний, не имея никакой доброй мысли или дела, не помня прошлого, не имея желаний о будущем, непригодный, подобно изношенной тряпке, бесчувственный, как камень на дороге, разъеденный червями, как гриб в лесу, умирающий, как рыба на берегу, опечаленный до слез этим своим убогим состоянием – таким стой на молитве перед Всемогущим твоим Судьей, Творцом и Отцом, твоим Спасителем и Господом, Духом Истины и Жизнеподателем. И, как блудный сын, молись из глубины твоей ничтожности: Отче, я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим (ср.: Лк. 15: 21); Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, милостив буди мне грешному!
Ты знаешь свою немощь и видишь самого себя лежащим, как прах, перед Всемогущим, и из сознания собственной ничтожности растет твоя любовь к твоим ближним, Господом созданным и Им просвещенным. В глубине своей природы они носят образ Божий; и потому ты готов жертвовать собой для них.
Чем глубже ты проник в свое собственное сердце, тем выше ты и поднялся над самим собой
Случилось странное: чем глубже ты проник в свое собственное сердце, тем выше ты и поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалованье и платишь налоги. Ты выполняешь все, что делают и люди, тебя окружающие, так как у тебя нет возможности телесно оставить их. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое.
Имея Тебя, чего могу я еще желать? «Не что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, – отвечает преподобный Иоанн Лествичник. – Одни пленяются богатством, другие славою, иные стяжанием: мое единственное желание – быть с Господом»[1].
Молитва, объемлющая самоотречение, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь как будто ради молитвы. Ходить пред Богом (ср.: Быт. 6: 9) – это есть теперь единственно ценное для тебя, что заключает и охватывает все небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая все объемлет. И ночью и днем Царство Небесное всходит в твоем сердце и растет, и ты не знаешь как. Ибо земля сердца твоего сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (ср.: Мк. 4: 27–28).
Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестает струиться в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, все умножаясь; его отличительное свойство – постоянно очищаться. Это свет вечности бесконечной, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан им, но лишь тем, кто очистил свои сердца любовью ко Господу, добровольно идя узким путем.
Узкий путь не имеет конца: его свойство – вечность. Там каждое мгновение – начало мгновения: в настоящее входит будущее; Страшный суд – в настоящем, ибо Христос вечно все исполняет, как в аду, так и на небесах. При появлении Единого исчезает множество, как во времени, так и в пространстве. Все одновременно, теперь и здесь, и всюду, в глубине твоего сердца. Там найдешь ты то, что искал: глубину, высоту и широту креста – Спасителя и спасение. Поэтому если ты хочешь спасти твою душу и достигнуть вечной жизни, то неослабно борись со своей леностью, осени себя крестным знамением и скажи: «Дай мне, Господи, положить начало благое во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».