НЕ ОТЧУЖДАЙТЕСЬ!
НЕ ОТЧУЖДАЙТЕСЬ!
Говорят участники Рождественских Чтений
Вместо разделительного «и» в названии Рождественских чтений этого года «Нравственные ценности и будущее человечества» предложили поставить тире. В пленарных докладах на открытии отмечался рост агрессии и напряженности в отношениях как в мире в целом, так и в нашем обществе.
– Как на основе нравственных ценностей избегать взаимного отчуждения? – этот вопрос мы задали участникам Чтений.
Какие возможности нам открывает нравственный закон?
Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский:
– Нравственные ценности – это истины Божиего закона, от создания вложенные в сердца людей. Бог объединяет всех. А раз Он нас задумал в единстве, то именно Его заповеди, изложенные в Священном Писании, и благодать, подаваемая в таинствах церковных, и являются теми скрепляющими распадающееся от греха человеческое существо силами.
Господь по Своему Промыслу Сам человека верующего и доброго соединяет с такими же или, наоборот, ведет туда, где он сможет послужить спасению кого-то. Ибо нравственный закон открывает для нас возможность общаться и с теми, кто, может быть, по-человечески нам неприятен, даже с непорядочными, испорченными людьми. Милость Божия заповедует нам и о духовно израненных собратьях и сестрах иметь попечение. Подлинно нравственный человек может непогрешительно для себя общаться, взыскивая их души для Господа, даже с преступниками.
Человек на пути нравственного совершенствования, воцерковляясь, исполняя заповеди Христовы, рано или поздно начинает любить всех людей, независимо от их состояния, будь они святы или порочны. Таково действие в нас нравственного закона!
Кому много дано, с того больше спросится
Максимилиан, епископ Братский и Усть-Илимский:
Любое сердце при встрече с носителем евангельского духа может преобразиться
– Надо прежде всего самому быть нравственным. Стараться покрывать любовью недостатки других. В конце концов, помнить, что все люди находятся на разных ступенях духовного развития. Если жизнь соединяет разных людей для какого-то одного дела, то тот, кому больше дано, и должен с усиленной самоотдачей трудиться, больше любить, нести немощи других.
Нравственные ценности работают так, что любое сердце, даже ледяное, еще не растопившееся под действием благодати, при встрече с носителем евангельского духа может ожить, преобразиться. Это сразу ощущается во взаимоотношениях и в целом в обстановке в коллективе, в обществе. Через такие отдельные встречи людей друг с другом многое в нашей жизни меняется.
Совершить нравственный поступок – это всегда подвиг. Обидеться легче, чем простить и т.д. Мы, христиане, призваны открыто исповедовать свою веру. Тот, кто мудрее, тот и должен делать первый шаг к примирению. Тот, кто поставлен нести свет евангельской истины людям, должен прежде всего сам являть нравственный образ и пример, умиротворяя тех, с кем общается.
Вспомни батюшку Серафима, отчуждение и преодолеется
– Единство рождается только Христовой любовью. Если нет подлинного чувства евангельской любви, такие союзы не выдерживают серьезных испытаний. Вспомним преподобного Серафима Саровского, как он обращался к каждому приходящему к нему: «Радость моя, Христос Воскресе!» Радуясь, любя, жалея каждого.
Как директор, я смотрю на своих учеников, иной раз и поругать их хочется, а как вспомню батюшку Серафима, так вдруг и скажу: «Радость моя...». Также и педагогам (у меня их в подчинении 60 человек, и 90% из них женщины). И души как-то открываются в ответ, – так отчуждение и снимается.
Я думаю, с Божией помощью со всеми можно договориться. Отчуждение зачастую поражает из-за зависти. Я в своей книге «Житие мое окаянное» написал, что если нет единомыслия у престола между сослужащими, то нет и молитвы в храме. Этому я посвятил целую главу. Есть единство – молитва льется, нет – и молитва отсутствует. Также и в малой церкви – в семье.
А еще необходимо вдохновение. О его значении развернуто писал мыслитель Иван Ильин. Я сначала этого не понимал. А вот когда сам прочувствуешь эту исходящую, допустим, во время литургии благодать вдохновения, то никаких вопросов уже не остается. Всё – небеса открываются, молитва легко возносится! Едины усты и единым сердцем. Поэтому надо просить у Господа этого вдохновения. Молодые, к сожалению, этого не понимают. Вот, мол, у меня не получается, с тем-то я не могу найти общего языка... Так проси у Бога!
Зачем нас Господь сотворил разными?
Ольга Леонидовна Бигдаш, старшая сестра сестричества милосердия во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, и Ксения Константиновна Кравченко, помощник настоятеля по социальной работе храма Иоанна Кронштадтского, г. Ростов-на-Дону:
Господь нас сотворил разными, чтобы мы помогали друг другу
– Если Христос посреде нас: и есть и будет, – то кто и что нас разделит? Никто и ничто так не объединяет людей, как только сотворивший нас в любви и единении Бог.
Православие – залог общности. Есть вера, дистанция сокращается, нет – эти линии разделения между бедными и богатыми, старенькими и молодыми, здоровыми и болеющими и т.д. могут разрастаться до пропасти и пролегать даже внутри семей (ср. Мф. 10, 35). Господь нас и сотворил разными, чтобы мы помогали друг другу, – тем и спасались, проявляя взаимные любовь и смирение.
Дети, забота о детях, конечно, сплачивают. Но вот дети выросли – и что тогда? Они нам краткое напоминание от Господа о чистоте и безусловности любви.
Важно энергично противостоять псевдолиберальным подходам
Сергей Викторович Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации:
– Президент Владимир Владимирович Путин, выступая на Архиерейском соборе в конце 2017 года, подчеркнул, что сегодня мы видим, как разбиваются традиционные ценности во многих странах. Это и ведет к взаимному отчуждению, обезличиванию людей. Пересмотр базовых норм морали, вседозволенность, доведенная до абсурда толерантность наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, лишают его культурно-цивилизационных корней.
Например, в ряде стран Евросоюза в наше время вводится запрет на религиозную атрибутику. Родителей лишают права воспитывать детей в духе христианской нравственности и т.д. В свое время Евросоюз отказался закрепить в своих уставных документах то, что Европа имеет христианские корни. Тот, кто стыдится своих нравственных корней, не может уважать представителей других исповеданий, точно так же как не вызывает у них уважения к себе. Это как раз и создает питательную среду для ксенофобии и нетерпимости, ведет к саморазрушению общества.
Поэтому так важно энергично противостоять псевдолиберальным подходам, поощряющим деструктивные модели поведения. На примере Ближнего Востока и Севера Африки мы видим, как в результате вмешательства Запада, пытающегося навязать другим народам чуждые им ценности, в таких государствах, как Ирак, Ливия, Сирия, образовался политический, правовой и во многом духовный вакуум, который заполнили террористы, бросившие вызов всему человечеству.
Соседняя нам Украина также стала жертвой геополитических экспериментов. Пришедшие к власти в результате госпереворота деятели пытаются вбить клин между двумя братскими народами. Ведется открытая война против русского языка, именно на это нацелен украинский закон об образовании, грубо нарушающий международные обязательства Киева. Продолжается попустительство захвату храмов Православной Украинской Церкви, насилие по отношению к ее клиру и верующим.
Все большее число людей, в том числе и на европейском континенте, смотрят сегодня на нашу страну как на защитницу нравственных ценностей, которые являются единственным гарантом мира.
Там, где любовь, там не может быть распрей
Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский:
– Нравственные ценности не заряжают нас на раздраженную отчужденность, наоборот! Если они не декларативны, а исполняются на деле, то обогащают нас миром, согласием, уважением друг к другу, любовью. Вершина всех нравственных ценностей – любовь. Она совокупность всех добродетелей (ср. Кол. 3, 14). Поэтому там, где любовь, там нет и не может быть распрей, там добрые, теплые взаимоотношения.
Баланс ответственности
Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Российской Федерации:
– Общенародным делом, способным сегодня объединить всех, становится воспитание подрастающего поколения. Возвращается понимание того, как важно воспитывать наших детей, подростков, молодых людей в школах и вузах на основе дореволюционных нравственных ценностей народов России – на основе культуры, традиции, религии.
Последние события подсказывают, что мы должны все вместе восстановить баланс ответственности школы и родителей за воспитание детей.
Чтобы не стать добычей…
Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный патриарших приходов Армении, настоятель Покровского храма г. Еревана:
Разобщена семья – разобщено все общество
– Что происходит сейчас в мире? Как западная так называемая элита ведет войну на уничтожение традиционных ценностей? В первую очередь наносится удар по семье: разобщена семья – разобщено все общество. Бьют по двум направлениям: ювенальная юстиция (отторжение детей от родителей) и однополые браки (это посягательство на освященный Богом союз мужа и жены). То есть рубят по вертикали: поколения родителей и детей, – и по горизонтали, разбивая супружеское единство. Именно на раздробление этих основополагающих для человеческого общества связей делается главный упор.
Почему вводят под разными видами и предлогами то, что мы привыкли уже наименовать «ювенальной юстицией»? Чтобы прервать преемственность! Не дать родителям передать детям те самые животворящие традиционные нравственные ценности, которые укрепляют и личность, и каждую семью, и в целом народ, – таковых трудно поработить. А разобщенцы – легкая добыча желающих править другими.
В той же Франции, где недавно были приняты законы об однополых браках, миллионы людей вышли, протестуя, на улицы. На них наплевали! Было самосожжение мужчины в знак протеста в Париже, – это было проигнорировано. А что происходит в Германии? Нравственно адекватные люди едут оттуда в Россию и подают здесь документы на постоянное место жительства, потому что детям там в школах вменяется участвовать в уроках секспросвета, а если родители против, то их разного рода средствами давления обязуют. Люди бегут в Россию.
Потому что здесь для такого рода экспериментов у тех, кто хотел бы поизгаляться так и над русскими детьми, нет оснований. В Российской конституции есть даже не одна, а две статьи о том, что государство защищает семью. Ни в одной, кстати, западной конституции нет упоминания семьи. А в Российской есть, но и здесь законодательно постепенно внедряют под разными предлогами принципы той же «ювенальной юстиции» и прочих либеральных псевдонорм. Этому надо противостоять.
Мы же не каемся! Вот в чем беда!
Любовь подается Богом тем, кто понуждает себя к исполнению Его заповедей
Протоиерей Иоанн Спельник, настоятель Пятницкой Рождество-Богородицкой церкви г. Воронежа:
– Взаимное отчуждение истребляется любовью. Любовь подается Богом тем, кто понуждает себя к исполнению Его заповедей. Это только звучит обыденно. А начни исполнять... Без молитвы и без по-ка-я-ния ничего не выйдет! Мы же не каемся! Вот в чем беда! А без настоящего покаяния какой толк? Так и будут все друг на друга обижаться, надменничать, осуждать, друг другу завидовать. Пока всю эту гадость из своего сердца не вычистишь, розни не одолеешь.
Отчуждение врачуется смирением
Протоиерей Виталий Шастин, настоятель Ильинского храма, город Кострома:
– Причиной отчуждения всегда является гордыня и самость. Именно под действием этих страстей человек начинает противопоставлять себя другим. Отчуждение врачуется смирением. Где нет смирения, там нет подлинной любви, которая в основе всех традиционных нравственных ценностей. Ее место тогда занимает псевдолюбовь – эгоизм, а он все разрушает.
Смотря к чему вас ведут нравственные ценности...
Варлаам, архиепископ Махачкалинский и Грозненский:
– Надо бороться с гордостью. Только тогда и возможен союз между людьми. Если нравственные ценности вас ведут к самомнению, то будет отчуждение, а если к смирению, тогда установится взаимопонимание. Все зависит от цели.
Не осуждать
Архимандрит Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах:
– Как избегать взаимного отчуждения? Не осуждать.
Как достичь чувства искреннего доброжелательства ко всем людям?
– Нравственные ценности важны не сами по себе, на их основе человеком должна вестись работа над собой, которая и ведет к преодолению отчужденности с окружающими. Надо бороться со своими страстями, например, с обидчивостью. Нам же заповедано в Евангелии: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 27–28). Однако чтобы достичь этого, надо просто вступить в бой с самим собой, с антинравственным воздействием окружающего мира, с невидимым врагом.
Не допустить озлобления в свое сердце, иначе его покинет Господь
Подвижниками, которые пытались исполнять заповеди, выработан целый арсенал средств ведения этой войны. Например, известна молитва преподобного Силуана Афонского в случае напряженных, отчужденных отношений с кем-то: «Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих (имярек) и обрати их на покаяние» (причем в этой молитве мы молимся не только о нашем, допустим, обидчике, но и самом себе, обижающемся). Или святой праведный Иоанн Кронштадский так советовал молиться: «Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим».
Мы можем поучиться и на опыте наших новомучеников: они изо всех сил старались не допустить озлобления в свое сердце, иначе его покинет Господь. Это лютая брань – не воспламениться злобой, когда над тобой откровенно издеваются и предают изуверской смерти. Также и нам надо в куда как более щадящих обстоятельствах не променять Христа на услаждение действием своей страсти.
Заповеди мы можем исполнять только тогда, когда в нашем сердце Господь, иначе мы остаемся наедине со своей животной природой, в которой доминируют разобщающие инстинкты самосохранения и самозащиты. Только вселение в нас благодати Духа Святаго дает нам возможность не обижаться, не осуждать, не мстить тем, кто нас распинает, желать им спасения и восстановления в себе образа Божия.
Пожалей и оправдай!
– Если у людей есть нравственные ценности, и они их искренно и деятельно исповедуют, то никакого взаимного отчуждения между ними быть не может. Может быть жалость к другому, оправдание – что угодно. Пожалей и оправдай, – и он исправится. Господь говорит: любите врагов ваших (Лк. 6, 27). Какое же тут отчуждение?
Будем помнить, что каждый есть образ Божий
– Надо просто не считать, что другой должен быть таким, как я. Наоборот, будем думать, что он может быть совсем другим! В том числе по своим религиозным убеждениям: мусульманином, язычником, буддистом. Атеистом. Но он – Божие создание. И где-то там, на Небесах, Господь с нами со всеми будет разбираться. Вот то, что каждый человек – образ Божий, это важнее всего. А то, что он не знает чего-то, что знаю я, так, может быть, это и не его вина. Только Богу ведомо то, как и что в нашей жизни устрояется и происходит.
Помню как-то – зима, холод, Сибирь... Такой морозный туман завис пеленою. Выхожу. Вижу издали в этой зябкой непроницаемости силуэт. На душе вдруг так стало тепло! Вот Божий человек, думаю, идет! Я его знать не знаю, даже и не узнал, – а душа исполнилась радости.
29 января 2018 г