ПУТИ ГОСПОДНИ И ДОРОГИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ПУТИ ГОСПОДНИ И ДОРОГИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Три истории сельского батюшки

О том, как складывается жизнь, когда человек следует воле Божией, какой бы странной и неожиданной она ему ни казалась, и как – когда во что бы то ни стало хочет поступить по-своему, – несколько историй, рассказанных отцом Димитрием Торшиным, настоятелем Успенской церкви села Озерское (Подборки), что под Козельском.

История первая

«Без Мене не можете творити ничесоже»

У меня есть один знакомый, когда-то он был состоятельным человеком, жил в Москве, имел успешный бизнес – автосервис. Вложил в свой бизнес пополам с приятелем большую сумму денег. И все вроде бы шло неплохо, деньги получалось зарабатывать хорошие. Только вот временами испытывал он какое-то уныние, какую-то неудовлетворенность, словно чего-то в его жизни не хватало – какого-то смысла, чего-то более важного, чем возможность иметь те материальные блага, которые захочется иметь.

Однажды он случайно познакомился с оптинским архидиаконом Илиодором, и после этого знакомства мысли его начали принимать другое направление. Он как-то неожиданно для себя осознал, что в жизни существует и духовное и что это духовное, пожалуй, поважнее материального будет.

И вот раз он спросил отца Илиодора:

– Как же мне изменить свою жизнь?

Оптинский архидиакон отправил его к старцу, отцу Илию. Отец Илий не стал ходить вокруг да около, а сказал бизнесмену прямо:

– Оставляй свой бизнес и поезжай жить в Белев.

Для того эти слова были что удар грома среди ясного неба. Налаженная жизнь в Москве, успешный бизнес – как можно было все это бросить?! К тому же забрать половину своих денег из дела означало теперь разорить товарища по бизнесу…

На эти возражения старец ответил:

– А ты эти деньги ему оставь.

Мой знакомый принял слова старца чистосердечно, с полной верой в то, что это Промысл Божий о нем. Он переписал все бумаги на компаньона, посадил свою жену – между прочим, сотрудницу Московской мэрии – в машину, вбил в навигатор: «Белев» – и отправился в неизвестность.

Кто знает, что такое Белев, тот хорошо представляет себе этот маленький провинциальный городок с двумя асфальтированными улицами (остальные проселочные). Старец благословил их жить в Белеве, но никакого жилья у них в этом незнакомом городе, конечно, не имелось, поэтому они просто добрались до этого городишки, проехали до конца асфальтированную дорогу, а когда она закончилась, свернули на проселочную. Проехали мимо нескольких неказистых домишек и уперлись в какой-то тупик.

Слова старца он принял с полной верой, переписал бизнес на компаньона и отправился в Белев – в неизвестность

Вышли, спросили у прохожих, не продается ли здесь какой-нибудь домик.

И прохожие ответили:

– Да вот как раз ближайший дом продается.

В этом домике они и поселились. Бывший бизнесмен занялся восстановлением ближайшего очень древнего монастыря, который находился в запустении после советского времени. Он собрал небольшую бригаду рабочих, которые тачками вывозили мусор из заброшенных огромных двухэтажных храмов. Старец Илий помогал этой бригаде своей молитвой, и у них почти сразу появились благодетели. Тогда стройка пошла уже совсем другими темпами, но все под руководством того самого бывшего бизнесмена. Он по образованию был архитектором и довольно хорошим.

Тут он вспомнил все свои старые знания и дал волю своему таланту архитектора. Еще стал учиться молитве, и жизнь его заиграла новыми красками и стала обретать смысл. Глаза у него загорелись, уныние пропало, а жена, которая его очень любила, радовалась, что прежде унывающий муж больше не унывает, а, напротив даже, счастлив.

Безусловно, их жизнь поначалу совсем не соответствовала тому материальному уровню и достатку, к которому оба привыкли в Москве, но со временем Господь все устроил чудесным образом.

Например, был момент, когда соседка предложила ему дешево, просто по смешной цене, купить у нее несколько кирпичных домиков в деревне, еще старой, дореволюционной постройки. Из этого кирпича ему удалось построить себе отличный дом. Так же устраивались и прочие дела.

Со временем отец Илий благословил его поступать в духовную семинарию на заочное отделение, что он с радостью и сделал. Тогда же стало известно, что случайно приобретенный им домишко оказался бывшим домом священника, а на территории, которая к нему примыкает, раньше стоял храм, разрушенный в советское время.

Все встало на свои места. И теперь он планирует восстановить этот храм, и, возможно, сам и станет в нем служить, если будет на то воля Божия.

И сейчас, когда я встречаю своего знакомого, я вижу, как у него светятся глаза. Даже по его наружности видно, что живет он теперь полноценной жизнью, забыл о всяческой неудовлетворенности и своей духовной радостью может даже поделиться с ближними.

Но такая благодать не дается человеку даром, а дается трудом, когда он оставляет свое внутреннее самонадеяние и проникается доверием к Богу и Его путям.

Но, к сожалению, не всегда так случается в жизни, потому что иногда человеку кажется, что он может и сам создать для себя какое-то земное счастье, даже и вопреки воле Божией. Но каким бы заманчивым ни казался этот путь, он, к сожалению, имеет трагическое окончание, поскольку Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5).

О таком трагическом пути можно рассказать следующую историю.

История вторая

«Твой суженый придет к тебе через десять лет»

Однажды, когда я был еще подростком, нас разбудила ночью старушка-соседка. Она просила убежища от собственного сына, который грозился ее убить. И то, что это может действительно случиться, не вызывало никаких сомнений, поскольку я сам неоднократно наблюдал, как ее сын замахивался на нее топором, лишь в последний момент отводя удар в сторону. Кроме проблем с пьющим и буйным сыном у нее были проблемы и с мужем, который так же пьянствовал и буйствовал. В том же несчастном состоянии находились все ее братья и сестры, живущие неподалеку.

Эта старушка прожила у нас несколько дней. Она не роптала на свою судьбу, а однажды рассказала нам следующую историю. Она, ее братья и сестры знают, почему так складывается их судьба.

В начале XX века ее бабушка, тогда 18-летняя девушка, познакомилась с хорошим, работящим парнем. Они решили пожениться. Родители девушки жили недалеко от Оптиной пустыни и отправили дочь за благословением на брак к оптинскому старцу Анатолию (Потапову), чтобы старец своими духовными очами увидел больше и дальше, чем они могли рассудить своим плотским разумением.

Девушка вместе с сестрой отправилась к старцу и попросила его благословения на замужество. Но старец не только не благословил, а наоборот, очень строго предостерег ее от этого намерения и добавил:

– Нет Божиего благословения на этот брак. Не выходи за него замуж. Твоя судьба, твой суженый придет к тебе через десять лет.

Они сговорились обмануть родителей: сказать, что благословение старца получено. Но счастья это не принесло

Слышать это юной девушке было очень странно, смириться со словами старца она не смогла. На обратном пути они с сестрой сговорились обмануть родителей и сказать, что благословение на брак получено. Обе надеялись, что обман никогда не раскроется.

Девушка вышла замуж, родились детки, но потом в их жизни всё стало разрушаться. Одна за другой пошли скорби. Мужа отправили в ссылку. Детей воспитать так, как хотелось, не получилось. И жизнь сложилась очень печально.

Но ровно через десять лет к ней приехал человек, который когда-то жил в их деревне и по какой-то существенной причине был вынужден уехать. Он признался, что полюбил ее еще в юности, так и не смог забыть и готов даже сейчас взять ее в жены и принять ее детей как своих.

Она отказалась от этого предложения, поскольку не знала, жив ли ее муж в ссылке, но в тот момент поняла, о чем говорил ей старец десять лет назад.

Так бывает, когда человек считает, что его собственное видение для него лучше всего, не ищет путей Божиих в своей жизни и даже идет против них.

История третья

«Святителю отче Николае, не оставляй и нас в молитвах своих!»

Прошлой весной, в день памяти святителя Николая, мне позвонили из одной из соседних деревенек. Заметили сельчане, что перестала выходить из дома одна одинокая старушка, что жила на краю деревни. Пришли наведать – а она лежит, подняться не может. Вызвали соседи «Скорую», а заодно и мой телефон набрали – на всякий случай. Надел епитрахиль, поручи, взял Дары и поехал.

Указали мне, в какой дом пройти. Маленький такой, старенький домик, в самом поле почти. Дверь не заперта. Одиноко, затхло. По всему видно: как раз тот случай, когда слег человек, а ему и воды подать некому. Старушку я нашел в комнатке на топчане.

– Ой, отче Николае, спасибо, родной, какого ты посланника мне послал! – радостно заголосила, увидев меня, старушка.

Ей явился святитель Николай – такой, каким видела она его на материнской иконе, – и утешил

То ликование, которое выражало ее лицо, трудно передать словами. Начал я с ней беседовать. Звали ее, как помнится, Мария. Всю жизнь проработала она дояркой на колхозной ферме. В храм не ходила, поскольку храма поблизости не имелось, но крещена была – так мать ей рассказывала.

А в 1941-м нагрянула война, и мужа Марии призвали на фронт. Очень унывала она по этому поводу. Переживала, места себе не находила, рыдала круглые сутки. А как-то ночью, когда ей было совсем плохо, ей явился святитель Николай Чудотворец – такой, каким видела она его на материнской иконе.

«Что, – говорит, – глупенькая, убиваешься? Вернется муж твой, здоровый и невредимый. И если что, всегда обращайся, я тебя не оставлю».

Так вот ободрил и ушел. Как угодник Божий сказал, так всё и случилось. И муж невредимый вернулся, и всю жизнь святитель Николай ей заступником и покровителем был. И она всегда обращалась к нему за молитвенной помощью.

Так и не удалось мне убедить Марию, что я вовсе не посланник святителя Николая, а всего лишь волею случая заехавший к ней простой деревенский батюшка – иерей Димитрий Торшин из Успенского храма села Озерское (Подборки).

С великим вниманием и благоговением слушала старушка каждое мое слово – о вере, о Боге, о вечности. А потом исповедалась – чистосердечно, пытаясь припомнить всё, где не по совести поступила, от самой молодости. И причастилась.

Кажется, митрополит Антоний Сурожский говорил о святых, что так эти люди отреклись себя и открыли свое сердце для Господа, что благодать не только наполнила их, но и переполнила и, переливаясь как бы через края этих святых сосудов, изливается на окружающих их людей. Как у преподобного Серафима Саровского, когда спасается один, а вокруг него тысячи.

Возвращался я домой и думал о святителе Николае и благодати, изливающейся через него через границы всех стран и времен. Архиепископ из Малой Азии, живший на рубеже III–IV веков, и советская доярка из забытой всеми деревеньки, толком о Боге в своей жизни ничего не слышавшая.

И это чудесное утешение в скорби в тяжелую годину. И эта поддержка и помощь в многотрудной, а на старости – и одинокой жизни. И этот весенний праздник святителя Николая, когда старушка вдруг слегла, а сельчане вдруг догадались позвонить не только врачам, но и мне.

Мария, кстати, конечно же, не знала, что этот знаменательный день, ставший для нее и днем благовестия, и днем покаяния, и днем причащения Божественных Таин, был еще и днем памяти святителя – ее небесного покровителя.

Позднее я узнал, что совсем скоро после моего приезда Мария преставилась. Как оказалось, этот мой случайный (случайный ли?) приезд стал для нее и напутствием в жизнь вечную…

Святителю отче Николае, не оставляй и нас в молитвах своих!!!

 

Священник Димитрий Торшин 
Подготовила Ольга Рожнёва

 

1 марта 2018 г.