КАК УСОПШИЕ ЗАСТУПИЛИСЬ ЗА ПЬЮЩЕГО СВЯЩЕННИКА

КАК УСОПШИЕ ЗАСТУПИЛИСЬ ЗА ПЬЮЩЕГО СВЯЩЕННИКА

Современная быль

 

Великим постом, в период усиленных молитв, Церковь не забывает молиться и о своих усопших чадах, так как движущая сила молитвы – любовь – преодолевает все преграды – временные и пространственные, не останавливаясь даже перед чертой вечности, проходящей между Церковью Воинствующей и Церковью Торжествующей. Следующий случай, происшедший в конце ХХ века в одной из греческих епархий, – наглядное тому подтверждение.

Жив еще епископ, рассказавший эту историю. Она подлинна и имеет глубокий смысл, потому что говорит о молитве живых за умерших. Эти молитвы всегда слышит Бог, особенно во время Божественной Литургии.

В епархии того епископа, о котором мы упомянули, служил папа Яннис (отец Иоанн) – благоговейный и всеми любимый священник. Во время проскомидии он несколько медлил, потому что поминал много имен. Но у священника имелся страшный недостаток: он любил выпить. И насколько он был прилежен в исполнении своих священнических обязанностей, настолько был немощен перед вином. Многие просили его побороть эту страсть, которая так не к лицу служителю Божию. Священник и сам осознавал это, негодовал на себя, несколько раз пытался бросить пить, однако через несколько дней всё начиналось заново.

Однажды, когда этот батюшка опять подчинился своей страсти, пошел он в храм. Полупьяный, он возгласил: «Благословенно Царство…» – и началась Божественная Литургия. Но по попущению Божию священник поскользнулся в алтаре и выронил из своих рук Честные Дары. Он оледенел от ужаса! Упав на пол, он стал языком собирать Тело и Кровь Христа. Чувство вины душило его, потому что это случилось из-за его опьянения.

Священник отправился к епископу и исповедал ему свой ужасный грех. На следующий день епископ, после долгих раздумий, сел за стол и взял ручку: нужно было начать процесс по извержению из сана отца Янниса. Рука епископа еще пребывала в нерешительности, когда он словно в видении узрел, как из стены комнаты выходят тысячи людей. В их глазах была жгучая боль. Проходя перед епископом, они вскрикивали:

– Нет, владыко, не наказывай священника! Не извергай его! Прости его!

Перед епископом проходил нескончаемый поток людей: мужчины, женщины, дети, хорошо одетые и бедно, – целая демонстрация душ! И все они простирали руки к епископу и вскрикивали, умоляя:

– Нет, преосвященный, не делай этого, не изгоняй нашего батюшку! Он нас поминает и помогает нам на каждой Литургии, он нас жалеет по-настоящему, он – наш друг! Не снимай с него сана! Нет, нет, нет!!!

Видение продолжалось долго. Потрясенный епископ смотрел на это людское море, умоляющее за пьяного священника. Он понял, что это души умерших, которых поминал отец Яннис на Литургии. И это поминовение очень облегчало их, оно было как вода, поданная жаждущему в летний зной. «Вот явное доказательство того, что наши молитвы успокаивают души мертвых», – подумал епископ.

Он позвал к себе священника.

– Отец Яннис, скажи-ка, когда ты совершаешь Литургию, много ль имен поминаешь на проскомидии?

– Сотни имен, преосвященный. Я не считал их.

– А почему ты поминаешь столько имен и задерживаешь Литургию? – как будто сердясь, спросил епископ.

«Мне жалко умерших: нет им иной помощи, как только от молитв Церкви, – вот я и поминаю всех»

– Мне очень жалко умерших, потому что нет им иной помощи, как только от молитв Церкви. Поэтому я и прошу Всевышнего упокоить их. У меня есть книга, куда я записываю все имена, которые подают мне для поминовения. Этот порядок я унаследовал от моего отца, который тоже был священником.

– Ты хорошо делаешь, – согласился епископ, – души нуждаются в этом. И продолжай дальше. Только будь осторожен, более не выпивай. С сегодняшнего дня ни капельки вина! Такова моя епитимья! Ты прощен.

С того дня отец Яннис, действительно, совсем освободился от страсти пьянства. И сейчас он еще дольше стоит на проскомидии, поминая имена умерших.

 

Перевел с греческого Геворг Казарян
Из книги: Чудеса и откровения Божественной Литургии. Изд. свящ. обители Параклита (Оропос-Аттика), 2012. (На греч. яз.)

 

16 марта 2018 г.