СЛУЖИМ НА МОЩАХ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА ЧЕТВЕРИНА

 

СЛУЖИМ НА МОЩАХ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА ЧЕТВЕРИНА

Православная Церковь сберегла древний обычай – совершать литургию на мощах мучеников. Возник обычай еще в Римской империи, когда христианство было под запретом. Гонимые наши единоверцы вынуждены были уйти в подполье, буквально – под землю. Они служили в катакомбах – погребальных подземных пещерах, соединенных между собой переходами. Римские катакомбы представляют собой поражающий размерами «город мертвых», некрополь. Удивительное и священное место даже сейчас, когда, например, из катакомб святого Каллиста вынесены все реликвии. Мощи святых унесены, а святость места ощутима по сей день.

Спускаешься на 11 метров под землю – и переносишься из современного города в лабиринты древнего Рима. Здесь, в катакомбах, христиане хоронят тех, кто не побоялся принять мученическую смерть из любви к Богу. Хоронят с честью и служат литургию на гробах людей, которые засвидетельствовали Христову победу над смертью – не словами, а готовностью умереть за Христа. Они – свидетели начавшегося с Христа бессмертия.

Обычай служить на гробах мучеников, зародившийся в древности, продолжается повсюду, в современной Москве тоже. На престоле нашего храма лежит антиминс с частицей мощей мученика Владимира Четверина, пресвитера саранского. Он засвидетельствовал веру в Воскресшего Христа ровно 100 лет назад. Как он к этому пришел?

Родился он в 1874-м г., стал преподавателем – грамоте людей учил. В 29 лет он меняет привычный образ жизни, сейчас бы понимающе пожали плечами: «Кризис среднего возраста». Думаю, всё было иначе: Господь позвал хорошего сельского учителя к служению у Своего престола. Тогда Владимир Четверин получил еще и церковное образование. Стал священником и остался преподавателем. Только теперь он вел занятия по церковным предметам. Служение священника – это призвание, а не работа. Мы привыкли говорить о работе учителя, но, по сути, это тоже призвание, служение, а не просто работа.

Отец Владимир от своего призвания не отказывался, ни от учительского, ни от священнического. Даже когда в 1917-м году развернулось гонение на христианство, подобное гонениям в Древнем Риме. Стали расстреливать самых деятельных, лучших людей Церкви. По селам нашей страны тогда ездили вооруженные продотряды, революционная власть отнимала у крестьян выращенный и собранный ими хлеб. Настало голодное время. Односельчане понимали, что в этих тяжких условиях свой хлеб нужно прятать. Надежно спрячешь, тогда село не будет голодом помирать. Кому доверить зерно? Односельчане доверили сохранить хлеб отцу Владимиру.

Такое доверие делало честь батюшке и одновременно ставило его под страшный удар. А у него была большая семья, восемь человек детей. Мог бы отказаться от такого рискованного поручения. Пусть кто-то другой отвечает за зерно, тем более что новая власть и так негативно относилась к духовенству.

Но отец Владимир не стал отказываться. На этот раз он не отказался от призвания к мученичеству. Как дальше получилось, представить несложно. В голодное время главная ценность – продукты. К запасу хлеба пытались подобраться проходимцы и злодеи, отец Владимир не позволил им поживиться народным хлебом. На него был написан донос, посыпались обвинения. Обвинений было много, в том числе в том, что он не передал новым властям метрические книги, то есть не отдает документы, потому что не признает «народную власть».

На Преображение 1918 года батюшка в последний раз совершил службу. Его арестовали. Односельчане ходатайствовали перед «органами революционного правосудия» за священника, которого они хорошо знали и которому полностью доверяли. Людей не услышали. Мнение народа о священнике и учителе никого не заинтересовало. Антиклерикальная пропаганда делала «служителей правосудия», «защитников интересов простого народа» глухими и кровожадными. Местные власти недолго имитировали «расследование» по делу священника, проводили допросы и прочие следственные действия. 2 сентября 1918 года батюшку казнили. Думали, что с этим священником покончили, а скоро покончат со всей Русской Церковью. Вышло иначе…

Отец Владимир не подвел односельчан. Он заботился о народе Божием, даже когда это стоило ему крови. Он не отрекся от веры Христовой перед лицом воинствующих безбожников. Он любил Бога и людей, заботился о них, молился и деятельно помогал. До смерти. И после смерти батюшка не перестает помогать нам. Люди не забыли его, в 2006-м году его причислили к лику святых. Во многих храмах нашей Церкви служат на антиминсе с вшитой в него частицей мощей святого Владимира, старательного учителя, многодетного отца, доброго пастыря, мученика Христова.

 

Диакон Павел Сержантов

 

31 августа 2018 г.