БУДЕМ КАК ДЕТИ У ПРЕСВЯТОЙ
БУДЕМ КАК ДЕТИ У ПРЕСВЯТОЙ
Шесть рассказов о том, как подвижники чтили Божию Матерь
Сегодня, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, опытом сыновнего и дочернего отношения подвижников благочестия к Божией Матери делятся их прямые чада, родственники и ученики.
«Молитесь Божией Матери, просите Ее в простоте»
Игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря, – о схиигумене Савве (Остапенко):
– Мой духовник схиигумен Савва (Остапенко), подвизавшийся в конце жизни в Псково-Печерском монастыре, всегда заповедовал своим чадам каждый день читать Богородичное правило, и обязательно с тропарями. «Кто Матерь Божию почитает, за того Она будет ходатайствовать на Страшном суде», – говорил он нам.
У него самого была какая-то пламенная, как у преподобного Серафима Саровского, любовь ко Пресвятой Богородице. На все Богородичные праздники, на память основных Ее икон всегда благословлял нас причащаться.
«Казанская – строгая! Смотрите! Причащайтесь! Матерь Божию ничем не огорчайте!» – помнятся его наставления.
Хвалебное пение, благодарение Господу, Пресвятой Богородице отец Савва очень любил.
У нас, у всех его чад, тоже осталось такое наследственное сугубое почитание Божией Матери. Я тоже своим сестрам постоянно говорю: «Сестры! Поем по возможности хвалебную песнь Божией Матери, ходим с иконой Пресвятой крестным ходом, читаем “Богородице Дево, радуйся!” Тогда Сама Матерь Божия будет нас оберегать».
У меня у самой сложилось какое-то такое очень простое, близкое отношение к Богоматери. Бывает, подойдешь к иконе: «Матерь Божия, Ты такая красивая!.. – залюбуешься. – Ну, помоги нам, пожалуйста!»
Или: «Матерь Божия, мы Тебя так любим! Ты наша Заступница, Ходатаица! Помоги нам!»
Или придешь и так все, как есть, точно матери, и выкладываешь: то-то и то-то у меня не получается, как быть?..
«Божия Матерь, осерчала я на такую-то сестру... – признаешься в другой раз. – Как же мне теперь из всего этого выкручиваться?»
А то и спросишь-посоветуешься: «Матерь Божия, я хочу то-то и то-то. Не знаю, есть ли на это воля Божия?» – и вскоре так или иначе получаешь ответ.
Это какое-то человеческое, что ли, без формализма общение. Непрерывный диалог. У меня так еще мама и с Господом, и с Богородицей общалась – точно Они вот здесь и сейчас у нас дома и находятся. Подойдет иногда к иконе Спасителя: «Отец! Ко мне вот тут подошел человек, попросил помощи, а я-то как ему помогу? Ты уж Сам ему помоги, пожалуйста».
Вот такие, я бы сказала, простецкие отношения, а Матерь Божия помогает! Господь близ, Он слышит нас.
В опыте молитвы исцеляются наши души
Юрий Владимирович Гуменный, директор завода электроизделий, – о старце Илии (Ноздрине):
– Помню, Борис Корчевников попросил как-то батюшку Илия за девочку. Ей диагностировали онкологию. Уже лечили в Германии. Оперировали, сделали забор стволовых клеток, проводили курсы химиотерапии… Но положительной динамики не наблюдалось. Немецкие врачи решили еще предпринять попытку, подсадив стволовые клетки отца, стали было советоваться с американскими коллегами, а те их отговаривают: «Бесперспективно. Один-два процента пациентов выживают…»
И вот родители этой девочки звонят: мол, попасть к отцу Илию – для нас «последняя надежда»… А батюшка тогда был в разъездах, его было просто не застать. Но чувствую, у них такая неотступная мольба. «Мы все-таки вылетаем!..» – ставят перед фактом. Это они из Германии с самой девочкой собрались ехать. «Как Господь управит», – только и проговорил я им. А что еще им ответить?
И вот они, смотрю, подъезжают, а тут и батюшка вдруг откуда ни возьмись появляется!
Помню, стоим: схиархимандрит Илий, мама, сама эта девочка и я. Мама – к батюшке, кратко изложив обстоятельства: «Делать нам еще операцию?»
Вдруг отец Илий говорит: «Молитесь Божией Матери! Она здесь!» И поворачивается… к Богородице, Которая тут стоит
«А знаете, что?!! – вдруг говорит старец, до этого стоявший молча, склонившись и явно молившийся. – Ничего не делайте! Ничего. Молитесь Божией Матери! Она прямо здесь!» – и поворачивается так, что обращается всем своим существом к Богородице, Стоящей, оказывается, между мамой девочки и мною…
Во мне просто душа перевернулась! Я очень явно ощутил присутствие Божией Матери. Это не передать, в какой трепет и радость вдруг окунается твоя душа.
«Молитесь Ей!» – уже краем уха слышу, как батюшка повторяет…
Они послушались старца, началось улучшение. Недавно снова звонили. Девочка не исцелилась полностью, но это была та самая «положительная динамика», которой не давало никакое самое дорогостоящее лечение.
А главное – это опыт молитвы. Батюшка развернул их сердечные устремления от себя как «последней надежды» – Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145: 3)… – к Самой Владычице Неба и Земли. А в опыте молитвы ведь исцеляются наши души, это важнее.
Служки Царицы Небесной
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевской обители, – о преподобном Серафиме Саровском:
– Все мы в Дивеево – служки Царицы Небесной. А наш авва здесь – батюшка Серафим. Он ничего тут не сделал по своей собственной воле, даже камушка, по его словам, не передвинул, – так и мы должны постоянно испытывать, есть ли воля нашей Верховной Игумении на любое из наших начинаний. Ничего нельзя делать в Уделе Божией Матери самочинно.
Внутренний монастырский устав требует от каждой насельницы обители – от послушницы до игумении – его исполнения. В этом, а также в молитве, и выражаются прежде всего наши любовь и почитание Пресвятой.
С 1991 года мы возобновили в монастыре ежедневный крестный ход по Канавке с Богородичным правилом. В 1992 году, когда был освящен храм Рождества Пресвятой Богородицы, в нем затеплили неугасимую лампаду перед образом Рождества Пресвятой Девы Марии. Здесь же совершались первые постриги: как Божия Матерь от рождения была посвящена Богу, так и в постриге рождаются монахини на служение Господу и Ей.
Само по себе христианство есть самоотвержение, а монашество тем более. Идешь на правило из последних сил, так, сознавая свою немощь и исполняя устав монастыря, отсекаешь свою волю, и за это Господь дает тебе радость и силы, Божия Матерь благоволит, батюшка Серафим во всем помогает.
Сродники Богородицы
Протоиерей Андрей Лемешонок, духовник Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска, – о старце Николае Гурьянове:
– Отец Николай Гурьянов не мог даже просто пройти мимо Богородичной иконы в храме – обязательно остановится, приложится к ней… С глубоким сердечным трепетом припадал он к образам Пресвятой.
Помню, когда я только начал к нему ездить, у меня случались конфликты. Настоятель нашего храма препятствовал поездкам на остров Талабск. Я сказал об этом отцу Николаю, а он: «Приезжай! Подойди к Минской иконе Божией Матери, возьми благословение и приезжай».
Вот так. Только старец по своей детской вере в то, что миром управляет Промысл Божий и распоряжается всем Богородица, и может посоветовать благословение взять непосредственно у Нее.
В духовной жизни есть невероятная свобода духа и парадоксальный простор близости Небесного мира. Эту свободу нам и принес Господь (см.: Ин. 8: 32).
Вот когда увидишь такого человека, как батюшка Николай, – он точно Ангел, от него исходил зримый свет! – тогда и вспоминаешь слова, которые Пресвятая Богородица сказала о преподобном Серафиме Саровском: «Сей от рода Нашего».
«Богородица пришла»
Александр Иванович Панфилов, заслуженный врач РФ, главный врач Рыбновской центральной районной больницы, – о схимонахине Феодосии (Косоротихиной):
– Как известно, первые слова, которые сказала матушка Феодосия, выйдя из комы, в которой была 19,5 лет, были: «Зачем же вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила».
Такое непосредственное отношение к Божией Матери как к маме, которая вот прямо из ложечки и кормит своих детей, у матушки Феодосии сохранялось до конца ее здешних – их и земными-то не назовешь! – дней.
Иногда ей прямо к кроватке привозили чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Например, когда на ночь оставили чудотворный образ «Боголюбская», она потом так и сказала, что в ту ночь разговаривала с Божией Матерью.
Она, кстати, многие молитвы знала после того, как пришла в себя после забытья, наизусть. Хотя ранее в советской действительности, когда она еще была здорова и в сознании, ей и прочитать-то их было негде.
Сама келья матушки вся была от пола до потолка в иконочках, везде лики Господа, Божией Матери, святых.
Очень матушка любила, когда у нее в келье читали акафисты Пресвятой Богородице, разным Ее иконам. Особо чтила Казанский Ее образ – на его память 4 ноября отмечала свой день рождения (хотя точная дата ее появления на свет неизвестна).
По Богородичным праздникам старица обычно не принимала: тогда к ней приезжали батюшки – иногда до 20 человек собирался сонм священников из монашествующих и белого духовенства, – служили в ее комнатке водосвятные молебны.
Непередаваемое ощущение – когда я впервые в келье матушки Феодосии попал на службу. Батюшка служил молебен, певчие пели… В эту крошечную комнатку набилась тогда уйма народа, и все каким-то просто чудесным образом поместились. Откуда тогда столько места для всех взялось?!
Но самое удивительное, что в 12 часов ночи сама зажглась свеча у иконы Божией Матери. И матушка сказала: «О, Богородица пришла».
А вы спросили благословения Божией Матери на свой жизненный путь?
– Матерь Божию отец Ермоген очень любил. Когда он о Пресвятой что-то начинал рассказывать, у него тут же всегда слезы текли.
Помню, как батюшка учил меня пользоваться жребием. Я тогда не знала, где мне лучше жить: ближе к Оптиной пустыни в Козельск перебираться или же во Псков? Он мне и говорит: «Сначала читай три дня акафист Матери Божией, а потом положи жребий». На одном листочке я написала: «Матерь Божия, благословишь ли меня в Козельск?» А на другом: «Матерь Божия, благословишь ли меня под Псков?» Завернула эти записочки, положила в Евангелие, три дня читала акафист Успению Пресвятой Богородицы, так как происходило это все под этот праздник. Потом читала Евангелие. На третий день благословила, перекрестив записочки, как батюшка меня научил, и тяну жребий. Мне попадает: благословение в Козельск.
Отец Ермоген наставлял читать 24 раза в день «Богородице Дево, радуйся…» – чтобы каждый час был благословлен
Я еще даже с колен встать не успела, раздается звонок: «Вы еще квартиру не продали?» А до этого, когда я сама уже было собралась переезжать во Псков, ничего у меня с продажей квартиры не получалось! А как только определилось верное в соответствие с произволением Божией Матери направление, тут же мне позвонили: «Я покупаю квартиру!» И, представляете, за один день у меня эту квартиру купили.
Каждый день, – батюшка наставлял, – старайтесь читать 24 раза «Богородице Дево, радуйся…» – чтобы каждый час суток, пояснял, был благословлен. Забудешь, а он тебе снова напоминает: «Ты читай Богородицу!» – «Батюшка, а я вот 12 раз прочитала…» – «Нет, ты 24 раза читай!»
Причем благословлял читать еще по 24 раза и за своих детей, и за близких. А начнешь всех вспоминать, так можно и до Богородичного правила дотянуть… Так сердце в молитве и расширяется.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
«Матерь Божия ей была просто мамой»
– Матушка Сепфора обладала горячей молитвой ко Пресвятой Богородице. До этого трудно дойти умом. Она этот опыт чистоты сердечной сберегла с детства. Обращалась ко Господу и Божией Матери просто и непосредственно, как ребенок.
Насколько мне приходилось наблюдать ее молитву, всегда поражался: человеку без году 100 лет, а надеется, точно младенец, которому и не на кого больше полагаться и неоткуда больше ждать помощи: «Божия Матерь, помоги!» С такой прямотой и без доли сомнений только дети теребят своих матерей.
Матерь Божия ей и была просто мамой. За такую искреннюю веру не оставляла ее.
Известно же, что матушка с юных лет очень мечтала о монастыре, но как-то не сложилось: замужество, дети, потом внуки пошли. И даже когда она уже была в постриге, более того – приняла схиму, не хотела она вот так и остаться монахиней в миру, чтобы потом упокоиться где-то на городском или сельском кладбище. Молилась Покровительнице монашествующих.
Тогда Пресвятая Богородица в 1993 году явилась ей: «Не переживай, ты не умрешь в миру. За тобой приедут из Клыково священники».
Матушку Сепфору многие звали к себе, даже в Оптиной пустыни наместник архимандрит Венедикт (Пеньков) предлагал ей обустроить домик, обещал келейниц, да и другие приезжали. А старица, будучи уже слепенькой телесными очами, спрашивала у всех: «Вы не из Клыково?..»
Помню, когда мы с матушкой только познакомились, я сам тогда еще в Клыково не был, а она мне уже сказала: «А ведь нам вместе с тобой жить». Я не понял. А она так прихлопнула по плечу: «Ну, бегай, бегай пока!»
А потом, когда уже через несколько лет я приехал к ней из Клыково, а у нее уже было это пророчество-благословение от Богоматери, она вдруг стала поторапливать: «Быстрее доделывайте домик, я жить у вас буду! Исполню благословение Матери Божией».
Матушка Сепфора очень дорожила жизнью по послушанию Пресвятой Богородице
Она всегда очень дорожила этой возможностью жить по послушанию Пресвятой Богородице, ничего не делая по своей воле.
Вот вы спрашиваете про «почитание», а для нее, думаю, даже такого слово не существовало! Матерь Божия, Сам Господь Иисус Христос, святые – это родные. Почитание – это некая дистанция, а она жила среди Них!
Я помню, для меня в мои 22 года после комсомольских будней знакомство с таким опытом – это был просто «взрыв» мозга! Я и не знал, что такое возможно. И ведь Божия Матерь являлась ей неоднократно. Утешала, когда ее из дома выгнали, наставляла, учила.
Матушка Сепфора – сугубо послушный ребенок Пресвятой, – какими призваны быть и все мы, христиане.