О ДУХОВНОЙ НИЩЕТЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
О ДУХОВНОЙ НИЩЕТЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
Проповеди известного священника Михаила Бойко († 2002), почитаемого в народе пастыря и духовника, пользовались огромным спросом у киевлян и паломников, стекавшихся в Покровский женский монастырь, где батюшка служил более 30 лет. В советское время, когда Киево-Печерская Лавра была закрыта и в Киеве действовало чуть более десяти приходов, величественный Никольский собор – главное сооружение обители (монастырь создан в конце ХІХ – начале ХХ веков преподобной Анастасией – великой княжной Александрой Петровной Романовой) – с трудом вмещал более двух тысяч человек. Проповеди отца Михаила записывались на магнитофонную ленту, распечатывались на машинописных листах. Более двухсот из них собраны в книге «Да не усомнится сердце ваше»[1], изданной духовными чадами батюшки после его кончины в 2006 году. Проповедническому слову отца Михаила характерна детская простота, доступность, духовная глубина и мудрость.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец, предчувствуя свой исход из этого мира в мир иной, призадумался над вопросом: кому же передать престол Московский и всея Руси? И его взор остановился на самом лучшем приемнике, на святом человеке – Сергии отце, Радонежском чудотворце. И он обратился к нему с этим предложением и хотел уже возложить на него крест свой святительский, но, к неожиданности своей, услышал такие слова: «Я от юности своей не был златоносцем, тем более в старости хочу остаться нищим. Ты во мне не найдешь того, чего ищешь, ибо я человек грешный и хуже всех людей». И эти слова произнес человек, который удостоился от Бога за святую жизнь дара прозорливости, дара исцелений от болезней и даже воскрешения умершего отрока, удостоился посещения Пресвятой Девой Марией с апостолами Петром и Иоанном Богословом. И этот человек признал себя хуже всех людей на свете!
Вот, возлюбленные братья и сестры, обратим свое внимание на эти слова преподобного, сказанные им от чистого сердца. И зададимся вопросом: почему он именовал себя худшим из всех людей? Да потому, что еще в юности своей, когда намеревался оставить греховный мир и уйти в лесную пустынь, он внял словам Господним в Святом Евангелии: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3); и он всю жизнь стремился к тому, чтобы приобрести эту нищету духовную. И, как видим, как слышим и убеждаемся, – он действительно приобрел ее.
Что же такое нищета духовная, братья и сестры, что подразумевает это понятие? Это, в первую очередь, осознание себя никчемным и грешнейшим человеком, «неключимым рабом», как учит Господь Иисус Христос (Лк. 17: 10). Ибо только такое осознание духовное выставляет непреодолимое препятствие самой пагубной человеческой страсти – гордости, стоящей главным препятствием на духовном пути в Царство Небесное.
И поэтому, приходя сегодня в храм Божий в день памяти этого святого, чествуя великого подвижника Христова, мы, естественно, желали бы удостоиться того венца, который получил преподобный отец наш Сергий Радонежский. Он унаследовал Царство Небесное.
Что же нам мешает обрести Царство Небесное? Как раз отсутствие осознания себя грешнейшим человеком среди всех
Что же нам мешает обрести это Царство? Мешает как раз отсутствие этой самой нищеты духовной, отсутствие осознания себя грешнейшим человеком среди всех людей. Хотя мы иногда и произносим эти слова, что «я хуже всех людей», но достаточно одного прикосновения к нашей личности даже простых неблагоприятных обстоятельств, чтобы убедиться, что это не так. Проверить это очень просто. Стоит кому-то из близких сказать в наш адрес неприветливое слово, сделать замечание, указать на какой-то личный недостаток, как душа наша тут же возмутится и воспылает обидой – это явный признак того, что мы не имеем сознания своей греховности. А если увидим, что кого-то из наших близких почтили большим вниманием, нежели нас, и нас это уязвило, это также свидетельство того, что мы далеки от нищеты духовной, что в нас властвует дух гордости. И если мы презрительно поглядываем и надмеваемся над нашими нищими братиями, сидящими с протянутой рукой или роющимися в мусорниках, или считаем хуже нас тех, кто не ходит в храм Божий и не исповедует веру христианскую, и осуждаем их, это также говорит о том, что мы не имеем нищеты духовной.
В первую очередь смирение и чистота духа призывают на нас милосердие Божие
Преподобный отец наш Сергий Радонежскийпреподнес нам великий духовный урок, назвав себя «худшим среди людей» – тех, которые преклоняются пред Богом, и тех, кто безразличен к Богу и не хочет знать Творца и Спасителя мира. Он уподобился евангельскому мытарю, биющему себя в грудь со словами: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (Лк. 18: 13), и всю жизнь с осознанием своей нищеты творил молитву Иисусову, восклицая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Преподобный опытно усвоил духовный закон о том, что не подвиги открывают путь ко спасению, но в первую очередь смирение и чистота духа – они призывают на нас милосердие Божие.
И мы видим с вами, что Господь помиловал преподобного за его нищету духовную и даровал ему то, к чему он стремился всю свою жизнь, – даровал ему Царство Небесное. И не только это. Господь даровал ему нетление его бренного тела, которое до сих пор, уже больше чем полтысячи лет, пребывает пред нашими глазами. И Господь ему дал силу целебную: даже после своей смерти через свое тело давать людям исцеление от всех болезней – и душевных, и телесных, – кто с верой и любовью прибегает к нему за помощью. Господь даровал преподобному Сергию славу всемирного светильника и чудотворца, покровителя и ангела-хранителя земли Русской!
Вот, возлюбленные братья и сестры, что значит принять в свое сердце слова Господни о нищете духовной, что значит всеми силами стремиться приобрести эту нищету. Пусть же поучение преподобного Сергия о нищете духовной станет семенем в наших сердцах и произведет плод, чтоб мы с вами также стали нищими духом и услыхали слова Господа нашего Иисуса Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34). Аминь.