«МЫ С ХРИСТОМ, И ОН ПОСРЕДИ НАС – И ЕСТЬ, И БУДЕТ!»
«МЫ С ХРИСТОМ, И ОН ПОСРЕДИ НАС – И ЕСТЬ, И БУДЕТ!»
О том, как реагируют верующие Украины на образование новой раскольничьей структуры
С неприятием действий Фанара выступили многие мировые иерархи Поместных Церквей, в том числе и известные богословы-архиереи Константинопольского Патриархата. Как сообщил при подготовке этой публикации директор Научно-общественной организации «Международный институт афонского наследия в Украине» Сергей Викторович Шумило, братия Святой Горы не разделяет инициатив Константинопольского патриарха на Украине и молится за Блаженнейшего Митрополита Онуфрия с паствой, хотя официального заявления Священный Собор (Кинот) по этому поводу пока не делал.
Со всех украинских телеканалов 15 декабря лились восторженные прямые трансляции с Софийской площади, где под закрытыми воротами Софии Киевской согнанную чиновниками «з усіх усюд» маловерующую публику «поддержки Томоса» в ожидании избрания нового раскольника разогревали песнями и плясками, глинтвейном и майдановскими речевками. СМИ, как известно, на территорию Софии не пустили, и можно было лишь догадываться, что там происходит. И автор этих строк, устав от созерцания тех театральных действий, направился в Киево-Печерскую Лавру. Тут как раз мой смартфон сообщил об избрании нового лидера раскола…
В Киево-Печерской Лавре в этот день
Пройдя сквозь святые врата под надвратным древнейшим – XII века – храмом Святой Троицы, оказался на заснеженной лаврской территории, где царил какой-то неземной покой… Я шел укрытыми снегом аллеями древней обители угодников Киево-Печерских, радовался благодатной тишине.
А в Трапезном храме молился народ Божий во главе с Предстоятелем. Служилось всенощное бдение. И радостно было на душе! Уста непроизвольно молвили: «Врата ада Церковь нашу никогда не одолеют!» (ср.: Мф. 16: 18). Вдохновенно молился наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Онуфрий с архиереями, духовенством и паствой. Хор торжественно прославлял Христа Воскресшего.
На следующий день, в воскресенье…
На следующий день, в воскресенье, неделю 29-ю по Пятидесятнице, Церковь в евангельском чтении воспоминала беседу Христа с богатым юношей, вопрошавшим Божественного Учителя об условиях спасения. Как известно, Господь ответил юноше, что трудно богатому войти в Царствие Божие, и на вопрос: «Кто же может спастись?» – Он ответил: «Невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 18: 27). Рассказывая об этой евангельской истории в своей проповеди, Блаженнейший Митрополит Онуфрий обратил внимание молящихся на дар спасения. «Многие думают, что, исполняя заповеди и живя по уставу, мы гарантируем себе спасение, – отметил митрополит. – Возникает схема условия: я исполняю, Ты даешь. Но это не так. Это только средства для получения этого дара – спасения. Его может дать лишь Господь, “заработать” его нельзя, это милость Божия. И мы в смирении должны испрашивать эту милость у Господа».
Признаюсь, мне хотелось, чтобы Блаженнейший продолжил эту мысль и сказал, что в псевдоцеркви, у раскольников этот дар испросить невозможно, поскольку там отсутствует христианское смирение, ибо всякий раскол зиждется на гордыне и обособлении, отрыве от Церкви Христовой, а значит, и от Истины. Однако Блаженнейший владыка не стал в этот воскресный день говорить о расколе. Следует отметить, что для украинского архипастыря вообще не характерно на службах касаться вопросов политики и церковно-государственных отношений, обсуждать деятельность других конфессий, в том числе и раскольничьих формирований. Это прерогатива раскольников и их вечная риторика с нападками на каноническую Церковь. Блаженнейший всегда говорит о спасении души, его проповеди просты, высокодуховны и поучительны. Слушая их, люди укрепляются в вере и любви ко Господу.
«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22)
И все же после окончания богослужений мне удалось поговорить с некоторыми из прихожан и насельников Киево-Печерской Лавры о проблемах в религиозной жизни страны, о создании новообразованной раскольничьей структуры.
– Я бы посоветовал всем, кто приезжал вчера на Софиевскую площадь, и всем, кто вместе с нашим гарантом рукоплещет созданию нового религиозного образования, внимательно почитать исторические документы, относящиеся к периоду 300-летней давности. Станет совершенно понятно, что Стамбул никаких притязаний на нашу каноническую территорию иметь не может. Это не только грубейшее нарушение канонов, церковных законов, но и законов светских, государственных. Ведь это не что иное, как политическое рейдерство под вывеской религии. Ведь мы прекрасно знаем, и история последних 26 лет церковного раскола свидетельствует, что филаретовское объединение под названием УПЦ КП ничего доброго не сделало, кроме разбоев, захватов храмов и всевозможных провокаций. Теперь мы видим продолжение этой позорной летописи раскольников: они, используя политическую власть, которая, преследуя свои интересы, сумела заинтриговать Константинопольский Патриархат, преподнеся ему искаженную картину религиозной жизни на Украине, где якобы миллионы людей не могут обойтись без какой-то национальной поместной Церкви. Здесь одновременно совпали низменные интересы трех сил: политических предвыборных нынешнего президента, раскольников УПЦ КП, УАПЦ и Фанара. Последний, как известно, ищет любые пути увеличения своих «вселенских» полномочий, которых уже многие столетия лишен. Так что вчерашний «собор» – не более чем новая авантюра. У нас есть законная Украинская Православная Церковь, которую признаёт весь православный мир, есть законный ее Предстоятель – Блаженнейший Митрополит Онуфрий, есть сонм святых угодников Божиих, которые в этой Церкви достигли святости и теперь у Престола Божиего молятся о нас всех, об Украине и ее боголюбивом народе. Так что бояться нам нечего. С нами Бог.
– Что я думаю о вчерашнем сборище в Софии Киевской? Отвечу словами первого псалма царя Давида: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». Народу страны пытаются преподнести подделку вместо Церкви Христовой. Зачем она нужна, когда на Украине действует и объединяет миллионы людей законная каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием?! Знаете, скажу честно: когда я смотрел в интернете кадры выборов так называемого «предстоятеля» этого нового раскола, слушал, как он возносил хвалу президенту, спикеру парламента, но не Богу, я подумал, что вот таким образом будут выбирать антихриста. Ведь Господь предупреждает нас в Евангелии: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят». (Мф. 24: 4–5). Нечто похожее наблюдаем и мы сегодня. Нужно молиться, как призывают нас митрополит Онуфрий, святая Церковь, чтобы не впасть в искушение.
– Как прихожанка Киево-Печерской Лавры, являюсь и членом канонической Украинской Православной Церкви и иначе как новый раскол не могу назвать это собрание в Софии Киевской, уже с участием президента страны. Как будущий юрист, скажу, что, по Конституции Украины, согласно ст. 35-й, Церковь отделена от государства, а государство от Церкви и участие политиков, а тем более представителей государственных структур – недопустимо. Как недопустимо и вмешательство Патриархата чужого государства в жизнь Украинской Православной Церкви, которую признают и с которой сотрудничают и совместно молятся представители всех Поместных Церквей мира. Замечу также, что отмена патриархом Варфоломеем грамоты Русской Православной Церкви о присоединении к ней Киевской митрополии 300-летней давности также противоречит элементарным юридическим и правовым нормам, хотя бы потому, что в состав Киевской митрополии на тот период входила территория лишь нескольких нынешних областей Украины. Не говоря о том, что это нарушение догматических норм церковного устройства.
Вмешательство государства в церковную жизнь ни к чему хорошему не приведет. Нельзя политическими методами создавать какую-то «церковь», наша Православная Церковь ведет свое начало со времен Крещения Руси, и это признавалось даже во времена Советского Союза. Даст Бог, этот новый раскол себя исчерпает, как многие расколы, бывшие в истории Православия.
– Мы за все происходящее очень переживаем! Как к этому относиться? Как к бесовскому действию. У нас есть каноническая Церковь. А президент взял на себя функции Константина Великого, восседая в кругу «архиереев». И этот собор уже в народе прозвали «собором имени Петра Порошенко». Ни один политик, ни один человек не может вмешиваться в жизнь Церкви Христовой, потому что Церковь – это Его Тело, и посягать на устройство Церкви означает посягать на Самого Христа. Мы можем только молиться Христу и просить о нашем спасении, все остальное Господь Сам устроит. А ведь раскольники в новом качестве уже претендуют на наши святыни. Неужели нельзя было это предвидеть инициаторам создания этой лжецеркви? Лавра наша Киево-Печерская – это удел Пресвятой Богородицы, и Сама Царица Небесная знает, как все управить. Ведь сколько уже было гонений и на Церковь, и на святую Лавру. Это снова попущение Божие, чтобы и мы проснулись и очнулись от убаюкивающей размеренной церковной жизни. Значит, плохо молимся и плохо просим…
Чем больше нас преследуют, тем больше мы ощущаем благодать в Церкви Христовой. С нами Бог!
Сегодня Лавра переполнена. Чем больше нас преследуют, тем больше мы ощущаем благодать в Церкви. И сегодня больше людей стало ходить в храмы. Я думаю так: их дело – нас запугать, а наше дело – спасаться. Чего бояться?! Мой дедушка был прихожанином Лавры, мой прадедушка реставрировал лаврские храмы, бабушка стала монахиней. Мы коренные киевляне. И наши близкие и прихожане, уже ушедшие ко Господу, молятся о нас и о нашей Церкви. С нами угодники Киево-Печерские, с нами Господь. Чего нам бояться?! «Разумейте языки и покаряйтеся, яко с нами Бог!»…
– Знаете, эта так называемая «церковь» не имеет никакой канонической силы, она безблагодатна. Разве можно «создать церковь»? Господь уже ее создал, когда говорил апостолу Петру: «Созижду Церковь Мою» (Мф. 16: 18). Создать можно лишь лжецерковь или секту. Я смотрел это действо по интернету, так этот новопровозглашенный лидер раскола Епифаний благодарил политиков за «создание церкви», а о Боге и речи не было. История христианства знает множество случаев, когда политики использовали Церковь в своих интересах и тут же возникали расколы. Кого признал патриарх Варфоломей? Раскольников 1992 года и раскольников 1920-х годов так называемой «церкви Лыпкивського Василя», которая также возникла на политической националистической волне. Церковь давно осудила ересь этнофилетизма, когда веру определяют по национальному признаку. То же самое происходит и сейчас. Наша Украинская Православная Церковь имеет все права автономии и самостоятельности в управлении, и диапазон ее прав намного шире тех, что задекларированы в уставе этой ЕПЦ или как там ее назвали… Миллионы верующих Православной Церкви Украины никогда не поддержат этот раскол. Может, будут какие-то перебежчики под стать двум бывшим архиереям УПЦ. Но в этом есть своя правда: Церковь очистится от балласта приспособленцев. Мы с Христом, Он посреди нас – и есть, и будет!
***
После воскресной службы верующие, как всегда, ожидали получить благословение у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия за вратами храма. Он вышел к пастве, как всегда, со спокойным лицом и светлой улыбкой. Тому, кто не мог до него дотянуться, он протягивал свой архиерейский посох. И люди радовались, что с ними их любимый Предстоятель и что Христос посреди них – и есть, и будет!