Ветхий и Новый Заветы
Миф: Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога
Миф:
Иногда говорят о том, что Бог в Ветхом Завете гневный и суровый, а в Новом Завете совсем другой — добрый и любящий. Некоторые древние еретики (такие, как Маркион) создавали целые вероучения, исходящие из этого тезиса. В наши дни многие принимают его, не задумываясь, просто потому, что они где-то это слышали. Но имеет ли этот тезис отношение к реальности?
А на самом деле
Отношения Ветхого и Нового Завета — это отношения преемства, а не разрыва. В обоих Заветах к людям обращается один и тот же Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.
Мы действительно можем заметить разницу в образе Бога у различных библейских авторов, и это не должно нас смущать. Священное Писание — это свидетельство Божьего народа о Боге (не всегда прямая речь Бога), и это свидетельство меняется по мере того, как люди возрастают в богопознании. Откровение постепенно разворачивается в истории — по мере того, как развивается способность людей его вместить. Люди узнают все больше и больше о Боге, их представления о Нем становятся все более точными, но это всегда один и тот же Бог.
Вся ветхозаветная история ведет к одной цели и завершению, когда сам Бог приходит на землю в лице Иисуса Христа. Конечно, это неслыханный, радикальный поворот в истории спасения — люди узнают то, что о чем не могли и догадываться, — но в Иисусе Христе открывается не какой-то другой Бог, а тот же самый Бог ветхозаветных патриархов и пророков.
Господь Иисус Христос постоянно указывает на Священное Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5:39), Он постоянно обращается к этим Писаниям как к авторитетному источнику, например, в споре с фарисеями (Мф 22:29) и открывает апостолам ум к уразумению Писаний (Лк 24:45).
В Ветхом Завете часто говорится о любви Божией, и многие слова пророков предвосхищают Новый Завет. Бог заключил Завет с людьми, со Своим избранным и возлюбленным народом: Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер 31:3). Его любовь вечна и неизменна: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис 49:15).
Но люди, увы, отвергают любовь Божию, попирают Его закон, отвергают Его заповеди, пренебрегают Им ради бездушных идолов. У пророка Осии Бог сравнивает себя с оскорбленным, осмеянным, преданным, но все равно любящим мужем гулящей жены, которая возвращается к нему с раскаянием, и он принимает ее, как позднее, в евангельской притче о блудном сыне, отец принимает непутевого сына.
Священное писание Ветхого Завета оплакивает греховное упорство людей, по которому они навлекают на себя тяжкие беды: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: “не пойдем” (Иер 6:16).
Но если люди приходят к Богу с покаянием, Он охотно и радостно прощает их:
Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22). О Божием прощении ветхозаветные пророки говорят в самых теплых и утешительных словах: Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9,10).
Бог Ветхого Завета — тот же, что и Бог Нового, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх 34:6).
Но Писание — и Ветхого, и Нового Заветов — не только утешает и успокаивает. Оно еще тревожит и беспокоит. Как это сформулировал один проповедник, Бог «тревожит упокоившихся и успокаивает встревоженных». Человек, отпавший от Бога в грех, ищет счастья там, где можно обрести только несчастье — временное и вечное, человеческий род — и каждый из нас по отдельности — тяжело заблудился, мы ожесточенно упорствуем на путях разрушения и погибели. И в этой ситуации, порожденной человеческим грехом, любовь Божия приобретает другой оттенок — суда и гнева, который приходит на человеческое (и бесовское) зло.
Гнев Божий — это не что-то противное Божией любви, это одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение. Злодеям не будет позволено злодействовать вечно, им придется столкнуться с возмездием за их дела. Как говорит Бог через пророка, Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей (Ис 13:11).
И в Новом Завете, в том числе, в словах Господа Иисуса, содержатся суровые предостережения против греха: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:30).
Любовь Божия, которая всегда ищет только нашего блага и спасения, предостерегает нас от опасности и призывает покинуть путь погибели. Так любящие родители могут увещевать сына-наркомана. Он может возмущаться тем, что ему кажется «угрозами» и видеть в них недостаток любви, но на самом деле они продиктованы именно любовью.
И любовь Божия, которая предостерегает, милует и спасает, сияет и в Ветхом, и в Новом Заветах. Но в Новом — несравненно ярче, потому что в нем мы встречаем Бога, ставшего ради нас Человеком.
Откуда берется этот миф?
Ветхий Завет — время когда Бог взаимодействует с людьми чрезвычайно грубых нравов, медленно и постепенно, через многие испытания приводя их к истинному богопознанию. Поэтому в Ветхом Завете мы видим много человеческой дикости и жестокости, которая нам, живущим в третьем тысячелетии христианской эры, обоснованно кажется отталкивающей.
Нецерковный читатель Библии часто открывает ее с рядом ошибочных предпосылок: например, люди полагают, что все действия ветхозаветных героев отражают волю Божию или даны нам для подражания. Это, конечно, не так —
Библия описывает реальную историю спасения, в которой Божия благодать пробивается через толщу человеческого греха.
Ключом к правильному пониманию Библии является Господь наш Иисус Христос, именно в Нем мы встречаем Бога, и именно Он научает нас правильному пониманию Ветхого Завета. И хотя люди, как и их представления о Боге, менялись, сам Бог — Бог Авраама, Моисея, пророков, Господа Иисуса, апостолов, святых отцов, святых — оставался и остается неизменным.