«Миром правит только Промысл Божий»

 

«Миром правит только Промысл Божий»

Изречения псково-печерских старцев Алипия (Воронова), Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова)

 
 

Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Неиссякаемый поток людской тек в обитель, чтобы почерпнуть у старцев стойкость в вере, получить совет, выправить жизненный путь, разрешить сомнения. Они видели современного человека насквозь, знали его немощи и страсти, болевые точки и слабые места, и потому их наставления и назидания так важны и значимы для нас.

Предлагаем подборку изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото. Высказывания старцев Алипия (Воронова), Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) составили 1-ю часть публикации, во 2-й части читатели найдут изречения старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) и др.

Архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975) – «великий наместник» Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества. Это была самоотверженная личность во всех проявлениях своего христианского служения. Ярко характеризуют отца Алипия его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление». Об этом надо помнить каждому христианину в его борьбе со своим ветхим человеком, с немощами и грехами.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) – известный не только православному миру пастырь и духовник. Старец называл духовную жизнь человека наукой из наук, требующей упорного, нескончаемого труда. Главным делом самого батюшки Иоанна было духовное окормление людей, возвращение заблудших к Богу, открытие им воли Божией. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов; 1920–2002) – строгий монах, усердный постник и молитвенник, имевший «премудрость Соломонову и ревность Илиину», как сказал о нем старец Симеон. И эта премудрость и ревность привели отца Нафанаила к твердому убеждению: во всех жизнен­ных обстоятельствах мы долж­ны видеть Божию волю, а послушание – самый верный и короткий путь ко спасению. Сам старец много потрудился на самых разных послушаниях – от сторожа монастырского огорода до экскурсовода по пещерам и заместителя наместника.

 

 

 

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «У Бога нет забытых людей. Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Любовь есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь – Бог, ибо Бог и есть Любовь... Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям в пище и питии и другим страстям».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим; лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное — небо Божие, не исчезло».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Мы, не зная, что у человека внутри, часто и большей частью судим по его наружности и видим плохие стороны в человеке, но жизнь духовная сокровенна, это есть жизнь сердца, которую никто не может знать, как только Бог. Поэтому мы, судя о человеке «по одежде», часто можем ошибиться...»

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «И мы, христиане, награждены высоким званием христианина, и «раб Божий» — это самое почетное звание. Хвалились: я раб такого-то господина! Пусть оплевали, пытались опозорить это звание, но звание христианина «раб Божий» никогда не поблекнет. И нас награждают самым высоким орденом — Крестом Христовым».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, сегодня учись видеть волю Божию для себя в настоящий момент, и не только видеть, но надо и иметь еще непоколебимую решимость ее исполнить».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Будьте как воины на страже своего сердца, внимательно следите за собой, очищайте свое сердце от всякой скверны плоти и духа, не реагируйте ни на что окружающее; пусть другие идут путем, который им нравится, а вы идите узким путем, чтобы смогли увидеть в своем сердце Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь...»

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Когда у нас есть Христос в сердце, то мы всем довольны бываем: и неудобство для нас — как лучшее удобство, и горькое — как сладкое, и бедность — как богатство, и голод — как сытость, и скорбь — как радость!».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Дар Божий — чудесная свобода человеческая — всегда ставит нас перед выбором: через все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца. Особенно ценно перед Богом не только покаяние словом и осознание греха, но покаяние делом — потерпеть скорби за прошлые свои беззакония».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Во Святом Евангелии Господь говорит о нас и для нас, а потому каждый из нас должен спросить себя: кто я есть и к ка­кому роду людей принадлежу – к фарисеям или мытарям? Если кто найдет, что он имеет в себе черты фарисея, то постарайся стать мытарем».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Надо находить удовлетворение в исполнении прямых обязанностей, а не иметь где-то счастье за пределами того места, где ты трудишься. Это будет наемник. Их различают: один говорит: «Это выполнится — за это заплатят», — это наемник; «Это, — говорит, — надо выполнить, иначе попадет», — это раб, по рабскому страху работает; а если говорит: «Это надо сделать, иначе начальник будет переживать, это для него будет скорбь», — это по любви работает».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Ведь без Бога жить нельзя, но только медленно и мучительно умирать, наблюдая по-всеместное разрушение жизни вокруг себя. Когда люди живут без Бога, то жизнь превращается в ад, и за ней уже следует ад в вечности. Грехи легко совершать, а на восстание от греха надо много усилий и труда. Но жизнь так коротка, а впереди Вечность».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «У меня не было ни одного случая, чтобы я что-то делал по своей воле. От этого я и не ропщу, а принимаю во всем Промысл Божий. Во всех жизненных обстоятельствах мы должны видеть Божью волю, Божественный Промысл».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Все, что человек делает доброго, это не он дела­ет сам, это доброе творит в нем Святая Троица. Скромный чело­век ничего себе не приписывает: все доброе, что он делает, для него есть обыкновенное, привычное дело, и делает он его тайно, не для славы людской, но для славы Божией, как говорится, “левая рука… не знает, что делает пра­ваяя” (Мф. 6, 3)».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Каждый из нас в отдель­ности есть Церковь Бо­жия, а потому постараемся свои души, этот внутренний храм, свое сердце украшать золотом, то есть добрыми делами любви и ми­лосердия, так как вся жизнь при­надлежит внутреннему человеку».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Выброси из души самоцен, и не будет обидчивости. Памятуй, что рабе Божией должно быть тихой, скромной, приветливой… Добрые дела трудом приобретаются и болезнью исправляются. Не будет подвигов — не будет венцов».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Скорбящие матери, молитесь о своих детях! Не называй­те своих детей отступниками от Бога, но молитесь Божией Матери, чтобы Она обратила их на путь спасения, умолив Сына Своего о ваших заблудших детях. Молитесь Ей усердно, постоянно, с любовию, и Она исполнит ваше желание».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Читайте Закон Божий. Он является светильником, который осветит пути вашей жизни, как вам дальше жить, по какой дороге идти, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Жизни же учит сама жизнь, и не бывает всю жизнь гладкой дороги, только крестный путь ведет в радость общения с Богом, если, конечно, несем свой крест без ропота, ежедневно черпая силу в Боге. А борьба со страстями это ведь дело всей нашей жизни, в этой борьбе мы учимся ви-деть свою крайнюю немощь и несостоятельность, и великую силу Божию, одним мановением могущую освобождать нас от тенет греха и страстей».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Господь заповедует нам непрестанно молиться. Непрестанно молиться — это зна­чит всегда помнить, что Господь с нами. Он знает каждую нашу мысль, видит все, что мы делаем, слышит, что говорим».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «У нас не старославянский, а действующий церковно-славянский язык. И говорить о том, что он труден для людей и непонятен — это значит отрывать от церкви. Таких речей никогда не ведут о древних письменностях. На французском, английском, немецком языках преподают и никогда не говорят, что это трудно. Как что-то Божье, церковное, спасительное — так трудно, и начинают всяким путем отталкивать от Церкви Христовой. Хоть под видом добра, как и бес может явиться в виде Ангела света».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить. Деточки, деточки! Спешите делать добро! Не скупитесь делать добро! Это то, что впереди нас пойдет в вечную жизнь и встретит нас, когда будем покидать землю».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жиз­ни. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «От послушания не отказывайся. В терпении спасай свою душу. Облегчения ты можешь попросить, но если облегчения не благословляют, то нужно понуждать себя к исполнению, ибо Царство Небесное нудится, силою берется».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Дорогие мои, родные! Полюбите! И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом — наш рай! В этом — наше Воскресение!».

 

Архимандрит Алипий (Воронов): «Господь обязательно откро­ет Свою волю тому, кто отдал Ему все свое сердце. Такой человек помолится Господу, и Он откроет, как ему поступить; и если он поступит по воле Божи­ей, то с ним не случится никакой беды, никакого разочарования».

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Все спасение наше — в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом от-ношении к живому Богу. А терпение — сила великая, и с терпением легко идти по жизни, в совокупности со смирением она ведет человека в Царство Небесное. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».

 

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Церковь обладает всей полнотой бытия. В Церкви есть и литература — это Святое Писание, труды святых отцов и жития святых. В Церкви есть и музыка — богослужебные песнопения. В Церкви есть и труд, и отдых. В Церкви есть даже физкультура — установленные уставом великие и малые поклоны. В Церкви — полнота бытия, и все, что необходимо для спасения человека».