«КАКАЯ СМЕРТЬ ДЛЯ МОНАХОВ ЧУДЕСНАЯ! – СМЕРТЬ ЗА ХРИСТА»

 

«КАКАЯ СМЕРТЬ ДЛЯ МОНАХОВ ЧУДЕСНАЯ! – СМЕРТЬ ЗА ХРИСТА»

Памяти иеромонаха Нестора (Савчука)

В этом году исполняется 25 лет со дня мученической кончины иеромонаха Нестора (Савчука), убитого в предновогоднюю ночь 18/31 декабря в селе Жарки. На молодом, 33-летнем служителе Божием исполнились слова местных блаженных: «Священник, который пребудет в этом селе до смерти, спасется». Подвигом своей жизни и смерти свидетельствуя о Христе, отец Нестор до сих пор обращает страждущие души ко спасению.

«Нет ничего светлее души, которая
удостоилась потерпеть за Христа»
Святитель Иоанн Златоуст

Решил изучать географию Царствия Небесного

Отец Нестор (Николай Иванович Савчук) родился 4 марта 1960 года в селе Поповка Херсонской области, на юге Украины. Его родители – простые, добрые деревенские люди. Но, к сожалению, не будучи воцерковленными, они так и не поняли духовного пути своего сына. Зато его дедушки были глубоко верующими и даже сподобились достичь духовного звания. Один дед – Вячеслав – служил священником, а другой, двоюродный дед Святополк, – иеродиаконом в Почаевской лавре. Есть предание о том, что отцу Святополку явилась Сама Пресвятая Богородица, чтобы предотвратить закрытие Почаевской обители. Очевидно, что Николай рос под особым молитвенным покровом.

Окончив школу, а затем училище, в 1978–1980 годах он служил в разведке, где прошел спецподготовку и обучился приемам рукопашного боя. После поступил в Одесский университет на геолого-географический факультет.

Однажды ему рассказали, что в бедном селенье Яски под Одессой у храма совсем прохудилась крыша, и некому ее залатать. Николай взял академический отпуск и поехал чинить кровлю – он был мастер на все руки. Храм требовалось еще и расписать. Юноша нашел художника из Одессы – Сергея Игоревича Бурду, а тот пригласил своего товарища из Москвы – Виктора Александровича Саулкина. Так встретились и подружились три человека, которые сохранили свою дружбу до самой смерти отца Нестора. Когда работы были окончены, Николай принял кардинальное решение – оставил учебу в университете и уехал в Почаев.

В 1985–1986 годах в Почаевском монастыре он проходил свои первые послушания. То время было крайне неблагоприятным для молодых людей, избравших духовный путь. Карательные органы атеистического государства следили, чтоб в Церкви не было притока свежих сил, и верующую молодежь преследовали, чинили препятствия. Все это прошел и Николай.

Затем он нес послушание у игумена Пафнутия, человека сокровенной молитвенной жизни. Батюшка был уже в зрелом возрасте, на покое. Николай помогал ему на богослужениях в его домашней церкви, алтарничал. На него произвело сильное впечатление служение отца Пафнутия. Священник стал духовником Николая и через некоторое время представил его владыке Варфоломею (Гондаровскому), архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому (1927–1988). Тот же препоручил его другому архипастырю – владыке Амвросию (Щурову), епископу Ивановскому и Кинешемскому (1930–2016).

Жарки

В 1986-м году Николай прибыл в Иваново и в течение нескольких лет нес послушание у владыки Амвросия; много ездил по храмам Ивановской епархии, выполняя различные поручения. Однажды он попал в село Жарки, красиво расположившееся на высоком берегу речки Пажик. Здесь, в Жарках, юноша почувствовал особую благодать, особое присутствие Царицы Небесной. Как-то он сказал: «Если меня когда-нибудь рукоположат, только в этот храм буду проситься – такая там благодать».

После этого Николай некоторое время жил в Москве у Виктора Саулкина, много молился, обычно с поклонами (по свидетельству друга, иногда их число доходило до 500).

Вскоре Николай снова поехал в Ивановскую епархию, в свои любимые Жарки – русское село с прекрасной изящной церковью Рождества Богоматери и чудотворной Казанской иконой. У стен храма там покоятся два Божиих подвижника, Христа ради юродивые блаженные Алексий и Михаил, замученные чекистами. Жарки наделены были и пророчеством блаженных: священник, который пребудет в этом селе до смерти, спасется. И в лихое время конца ХХ столетия отец Нестор первым из священнослужителей прожил в Жарках до своей кончины.

Молодой, энергичный и сильный, Николай не рвался в города, на большие приходы, но любил уединенное село, словно пустынь. Он подвизался там, выполняя разную работу – и печки топил, и дрова рубил, и даже, говорят, был почтальоном, так что все местные жители его хорошо знали. По словам отца Нестора, ему было тяжело, ведь на него смотрели как на пришлого, да еще из Одессы – почти как на жулика. А обиду он преодолевал так: шел на кладбище и там, среди могил блаженных, плакал и молился Богородице, и снова — в бой, на послушания.

Пострижение и рукоположение

«Мне бы хотелось пострадать за Господа»

Он был бессребреником, честным, искренним, открытым человеком. Владыка Ивановский Амвросий стал его духовником. Позже Николай был назначен старостой храма в Жарках. А в октябре 1988 года в Воскресенском соборе города Шуи епископ Амвросий рукоположил его в сан диакона. 31 мая 1989 года он был пострижен в мантию с наречением имени Нестор, в честь преподобного Нестора Летописца. 3 сентября 1989 года иеродиакон Нестор принял рукоположение в сан иеромонаха и получил назначение в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Жарки. Так сбылась его мечта.

Сразу же на иеромонаха Нестора было совершено нападение. Он был жестоко избит: трое пьяных молодчиков набросились на него, ожесточенно пиная ногами. Хулиганов милиция задержала, хотели устроить показательный процесс, однако отец Нестор отказался писать заявление, сказав: «Это мне по грехам, а их я полностью прощаю». Власти настаивали, но тщетно: батюшка был непреклонен.

Позже к нему приехал просить прощения один из нападавших, по имени Андрей, который нанес удар первым. Было ему тогда 18 лет, и он, как большинство парней, пил, курил, бездельничал. Отец Нестор предложил ему пожить вместе, и тот остался. А через год батюшка свозил его к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Андрей совершенно изменился, стал верующим, церковным человеком и впоследствии сделался священником.

Как-то иеромонах Нестор признался другу Виктору: «Знаешь, я – человек грешный, а мне Господь такую великую милость подал – я стал иеромонахом. Как бы мне хотелось Господу отплатить за Его милость, мне бы хотелось пострадать за Господа». Произнесено это было очень искренно и просто. И еще сказал, что понимает, что мученического венца недостоин, и добавил: «Но, может, Матерь Божию умолю…».

Дары

Со временем батюшка стал опытным духовником, видел немощи человеческие, знал, как помочь людям преодолеть их и кто сколько может вместить. К нему потянулся народ, стали приезжать даже издалека, из других городов – из Одессы, Москвы, Петербурга. Он многих привел к вере и крестил. В его храм потянулась молодежь.

Отец Нестор приглашает своих друзей Сергея и Виктора – иконописцев. Церковь реставрируется и расписывается. Служил батюшка на своем приходе истово и благоговейно. Он был большим молитвенником. Богослужения совершал по полному чину, так что вечерняя служба шла пять часов. Он подражал отцам-пустынникам. Бывало, повесит снаружи дома замок, незаметно проберется внутрь через хлев и подопрет дверь изнутри. И так пребывает в уединении день-другой в молитве.

Особенно отец Нестор чтил Божию Матерь. Постоянно служил молебны перед Казанским чудотворным образом, помазывал прихожан маслом из лампады перед иконой. И стали совершаться исцеления богомольцев!

Я сказала в изумлении: «Отец Нестор, вы еще и исцеляете?!»

Вера Александровна Алова, ближайшая ученица отца Нестора, рассказывает: «Как-то у меня сильно разболелась голова. А в тот день нужно было помочь отцу Нестору. А я еле до дома-то дошла, сказала батюшке, что никуда не могу идти. Он говорит: ‟Выпей чаю, и головная боль пройдет”. А я даже пить не могу от боли. А он голову наклонил и пристально смотрит на меня, потом взгляд отведет – и опять смотрит молча. И у меня начала стихать боль и потом совсем исчезла. Зато пришла радость и силы. Я сказала в изумлении: ‟Отец Нестор, вы еще и исцеляете?!” А он резко оборвал меня: ‟Молчи и никому об этом не рассказывай”. И в тот вечер мы с батюшкой много дел сделали. Вот такая у него была молитва. Но батюшка всегда старался это скрывать. Так и на этот раз – он предлагал то одно, то другое, чтоб молитву прикрыть. Но Бог так устроил, чтоб я увидела, что он обладал даром исцеления.

Батюшка неопустительно выполнял свое келейное правило, несмотря ни на что. Очень любил читать акафисты, особенно святителю Николаю Чудотворцу. Если предстояло важное дело для храма, отец Нестор сразу брался за акафист, и по его молитвам происходили чудеса.

Мы заметили, что все, чего бы ни просил отец Нестор у Бога, свершается. Были многие примеры тому. В то время трудно было и самого необходимого достать, а тут надо такой большой храм реставрировать. Вот и мотался он, то кирпичи выпрашивая, то цемент, то гвозди. Храм восстанавливался буквально его кровью. Надо сказать, что во время службы батюшка неизменно по памяти, без помянника, несколько сотен человек поминал».

Другая прихожанка храма, Галина Анатольевна Караванова, проживающая в Иваново, свидетельствует: «Вот однажды сидим мы с дочкой, а она и говорит: ‟Вот бы Лапонька пришел сейчас”. Дети очень любили отца Нестора, звали его Лапонькой. Я дочке отвечаю: ‟Да как же он придет сюда? Ведь далеко он, в Жарках”. А она сидит, горюет. Весь день провели в печали. Вечером вдруг – стук в дверь. Думаю: ‟Это соседка пришла”. Открываю двери и не верю своим глазам: стоит отец Нестор! Он улыбается и говорит мне: ‟Зачем вы меня звали?” Ох, и радости было тогда!

А однажды отец Нестор вылечил мою дочь на расстоянии. Она заболела тогда, температура 40. А я в Жарках была, в храме на литургии. Сердце-то разрывалось, хотела срочно поехать к дочке. Но сколько раз я ни порывалась, отец Нестор не благословлял. Наконец он вышел из алтаря, подошел ко мне и сказал: ‟Пойдем”. Вышли мы из храма, сели на скамеечку, он и говорит мне: ‟Все будет с твоей дочкой хорошо. Ехать не надо сейчас, с литургии уходить”. Потом взялся за четки и начал молиться. Говорит через некоторое время: ‟Вот ей стало легче”… Потом: ‟Вот температура начала спадать”. А я не верю, потому что у моей дочери температура подолгу всегда держалась. А батюшка продолжает: ‟Вот она встала! Вот на улицу вышла”. Не выдержала я, говорю: ‟Да не может такого быть!” А он мне: ‟Вот ты время засеки, сколько сейчас; и когда приедешь домой, тогда спроси, что как было. Тогда узнаешь, что я правду тебе говорил”. И вот, когда я приехала домой, то узнала, что все так и было, как он говорил. И муж, и соседка только удивлялись быстрому выздоровлению Сашеньки».

Батюшку много обижали. Но отец Нестор говорил, что всякая обида, всякое оскорбление – это подарок свыше. Он был весь в молитве. Но это было сокрыто от глаз посторонних.

Проповедник

Иеромонах Нестор обладал чутким, горячим сердцем, которое призывало его туда, где боль и стоны, где больше всего требовалась его помощь как доброго пастыря. Так, осенью 1992 года он вместе с друзьями едет с миссионерско-миротворческой целью в Абхазию. В то время в горах Кавказа шла грузино-абхазская война. Но отца Нестора это не остановило. Он был настоящим воином Христовым, русским богатырем.

Как-то он сказал о себе: «Я – рискованный человек. В детстве, например, у меня кличка даже была – ‟космонавт”. С какой-то высоты надо прыгать – все боятся, а я – первый. Я вообще люблю рисковать, честно сказать. В христианстве и то рискуешь… Узенькая тропочка, т. е. тропочка, по которой можно пройти ко спасению, узенькая очень. Так много побочных вещей, которые тебя цепляют сами! Но ты же рискуешь! Не дай Бог, ты в какую-то ересь попадешь, или ты будешь в состоянии прелести. Тебе скажут: ‟Ты в прелести!” А ты скажешь: ‟Нет!” Ты считаешь, что ты в истине, что истиной живешь. А на самом деле это прелесть. Риск, большой риск. Спастись – это большой риск».

Оказавшись в эпицентре войны, батюшка крестил, венчал, отпевал, утешал и приводил к вере

Оказавшись в эпицентре войны, в самый разгар боевых действий, батюшка крестил людей (иногда даже в реке), венчал молодых (прямо на горной поляне), отпевал убитых, многих утешал и приводил к вере. Часто он проповедовал среди казаков, солдат. Когда рядом смерть, вопросы имеют совсем другой характер. Люди не то что тянулись, а прямо бросались к священнику. Настрадавшихся матерей, сестер, жен убитых воинов батюшка увещевал: «Только не проклинайте никого! Просите у Бога помощи! Просите у Бога, чтобы Он простил вам грехи и чтобы Он все устроил».

А в праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября, отец Нестор со своими спутниками воздвиг крест на вершине горы Абаго, почти на самой границе России.

Вернувшись из Абхазии, отец Нестор просил отправить его туда миссионером. Но старец Иоанн (Крестьянкин) не благословил, ответив в письме: «Какая же мать оставит своих детей и отправится к чужим?» И он остался в Жарках.

Многие кардинально меняли свою жизнь благодаря наставлениям батюшки

Батюшка был неутомим в деле проповеди Христовой веры. По собственной инициативе отец Нестор организовал православные книжные лавки на железнодорожных станциях, договорившись со всеми начальниками, которые дали разрешение на такое начинание. Он сам закупал книги и развозил их по станциям! И пассажиры могли приобрести духовную литературу, столь драгоценную в то время.

И в храме батюшка нес слово проникновенно, трогательно, пламенно. Проповеди его глубоко запечатлевались в душах богомольцев. Многие кардинально меняли свою жизнь благодаря наставлениям батюшки.

Молод он был, но мудрость и рассуждение обитали в нем, а еще – радость. За ревностное служение на благо Русской Церкви иеромонаха Нестора наградили наперсным золотым крестом.

«Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа»

В 1993-м году в Оптиной Пустыни в Пасхальную ночь были убиты три монаха: иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Узнав об этом, отец Нестор сказал: «Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа. Это милость Господня». Молил он Господа и новомучеников Оптинских, чтобы и ему пострадать за имя Христово.

Начались на батюшку сугубые гонения. Некоторые его духовные чада вместо помощи, которая ему была очень нужна, восставали на него. Господь попустил и храм обокрасть не один раз. Тогда орудовала банда по деревенским храмам – воровали иконы и продавали за большие деньги за границу. В марте 1993 года похитили древние иконы и у отца Нестора. Батюшка говорил: «У меня сердце прямо закипело, когда увидел поруганный храм». Огромными усилиями со стороны священника воров поймали и арестовали. Батюшка в одиночку несколько километров оббегал по окрестным полям и лесам по мокрому снегу, пытаясь найти бандитов. Иконы вернули. Отец Нестор установил круглосуточное дежурство и полночный крестный ход.

Летом того же года батюшку пытались убить, но ему чудом удалось спастись. Однажды вечером на него напали бандиты с оружием – вломились в дом, но отец Нестор выпрыгнул из окна, сильно поранившись. Добежал до Костяево, поднял милицию, банду опять поймали, но иконы уже не вернули.

Бандиты бродили вокруг отца Нестора, как волки

В осенне-зимний период 1993 года произошло еще одно покушение, но священник вновь спасся, вырвавшись из рук убийц – опять выскочил через окно. Он прибежал к своим прихожанам тогда босиком по снегу, с окровавленной рукой. Бандиты бродили вокруг отца Нестора, как волки.

Иеромонах Нестор был убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года. Водитель довез батюшку на снегоходе «Буран» до храма в Жарках. Там его уже поджидали убийцы, скорее всего, прямо в келлии. Отца Нестора сначала пытали. Мучители рвали, резали и кололи его тело специальными инструментами, сцедили всю его кровь. Этот факт – прямое свидетельство о ритуальном характере убийства. Прекрасное лицо священника было чудовищно обезображено – его лицом били о стекло, вырывали волосы. Вся келья была залита кровью – стены и распятие, даже потолок был в крови! Затем батюшку положили перед распятием... Отцу Нестору было тогда 33 года. И вспомнилось, что говорил он: «Век мой короток – от 30 до 40 лет». Значит, знал…

Подозреваемый в убийстве не смог рассказать, как все было. Очевидно, что он взял на себя чужую вину. Представители власти демонстрировали свое нежелание вести расследование и смягчили приговор мнимому убийце – он получил только четыре года тюремного заключения, как за неумышленное убийство.

Хоронили отца Нестора на пятый день – ни малейшего запаха тления от гроба не исходило. Попрощаться с батюшкой приехали люди из разных городов. Такого стечения богомольцев храм не помнил со времен Царской России.

Бессребреник отец Нестор по своей смерти почти не оставил личных вещей. Даже хоронить пришлось в чужой обуви, так как его была слишком старая, изношенная.

Могила его находится за алтарем храма, которому он посвятил последние годы своей жизни.

Девятый день пришелся на 8 января, Собор Пресвятой Богородицы. Вымолил-таки батюшка у Царицы Небесной венец мученический! Небеса обрели нового жителя, а мы – нового молитвенника!

Смерть во Христе суть жизнь

«Можно убить, но нельзя победить священника Божия, держащегося Евангелия и сохраняющего заповеди Христовы» (святитель Киприан Карфагенский).

Победа осталась за иеромонахом Нестором – священником, отдавшим жизнь за Православие. Страшна участь тех, кто посягнул поднять руку на священника, кто не признает и умаляет его подвиг.

«Восстающий против священника не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного единственного первосвященника Отчего» (священномученик Игнатий Богоносец).

Убийство священника – это святотатсво. Священников, погибших на своем посту от рук мучителей, искони среди христиан почитали особенно. Григорий Богослов говорит, что вообще «всех мучеников должно чествовать, а все прочее почитать ниже их подвига». «Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа», – пишет святой Иоанн Златоуст. И, как бы защищая новомучеников от нареканий современников, сомневающихся в их святости по причине известных им немощей, вразумляет таковых:

«Как крещаемые – водою, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровью».

Преподобный Исаак Сирин говорит, что «не те только мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых».

«Мученичество» (το μαρτύριο) в переводе с греческого языка означает «свидетельство». Это свидетельство, что смерть во Христе суть жизнь. Первые христиане устремлялись на мучилищные арены, чтоб исповедовать христианство, а современные нам новомученики чаще всего несут свой подвиг в ежедневном соблюдении заповедей Христовых, за что бывают умерщляемы богоненавистниками. Но и те и другие, приняв мучения, становятся воскресшими со Христом. Смерть становится торжеством жизни.

«Кровь мучеников – это семя христианства» (Тертуллиан). С глубокой древности все престолы православных храмов стоят на мощах святых мучеников. Обагренный кровью подрясник отца Нестора владыка Амвросий благословил хранить под престолом храма.

В Москве хранится скуфья отца Нестора, и временами она источает удивительное благоухание...

Посмертные чудеса

После того, как Виктор Саулкин рассказал в эфире радиостанции «Радонеж» о жизни отца Нестора, стали поступать сообщения о его посмертных чудесах.

Один монах, знавший отца Нестора при жизни, впал в нерадение и стал выпивать. Ему явился отец Нестор и так грозно взглянул на него, что он сразу оставил пагубную страсть и исправился.

Как-то одна слепая женщина исповедовалась у батюшки, но не знала, как он выглядит. После смерти он явился ей во сне, и она совершенно точно описала его внешность!

Другая женщина, чадо отца Нестора, копала огород, но изнемогши, взмолилась: «Отец Нестор, помоги!» И вдруг слышит позади себя голос батюшки: «Могу ли я помочь вам?» Обернулась: стоит незнакомый человек. Но обратился он к ней с теми же словами, как сам батюшка вопрошал при жизни: «Могу ли я помочь вам?»

Иеромонах Нестор Савчук прославлен как местночтимый святой в Платине, штат Калифорния, США, в монастыре в честь преподобного Германа Аляскинского, находящегося под юрисдикцией Сербской Православной Церкви. Священномученика Нестора там почитают как своего сугубого небесного покровителя, написана его икона. И там уже звучат обращенные к нему слова: «Священномучениче Несторе, моли Бога о нас!»

А на родине прославление отца Нестора еще ждет своего часа...