В ЭПИЦЕНТРЕ РАСКОЛА: «БЫТЬ ПОДОЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ!»

 

В ЭПИЦЕНТРЕ РАСКОЛА: «БЫТЬ ПОДОЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ!»

Заметки о поездке в Винницкую епархию

Переход в новую раскольническую структуру «ПЦУ» бывшего митрополита Винницкого и Барского Симеона (Шостацкого), единственного правящего архиерея УПЦ (не считая викарного митрополита Александра Драбынко, также ушедшего в раскол), приковал внимание миллионов верующих к Виннице – столице Православной Подолии, оказавшейся в эпицентре новой схизмы, теперь уже с участием Константинопольского Патриархата. Стало известно, что еще накануне так называемого «объединительного собора» раскольников в Софии Киевской 15 декабря с.г. митрополит Симеон предусмотрительно переоформил документы на кафедральный Свято-Преображенский собор и епархиальное управление, выведя их из юрисдикции УПЦ. А после утренней службы несколько десятков мускулистых парней с военной выправкой изъяли ключи от храмового комплекса у охраны и потребовали от духовенства и служащих собора, не поддержавших Симеона, «собрать вещи и удалиться». С этого дня по всей винницкой епархии на храмы канонической Церкви начался настоящий «крестовый поход» с участием властных структур и «активистов» ПЦУ в лице агрессивных националистов и филаретовских раскольников. Во все населенные пункты области были разосланы специальные бланки с текстами «уже состоявшихся собраний общин» УПЦ, которые якобы изъявили желание перейти в новую конфессию. Оставалось лишь поставить фамилии и подписи. Кроме всего прочего, на все приходы были направлены посланцы перешедшего в раскол Симеона с целью «провести подробную разъяснительную работу» на местах. В результате около 30 приходов епархии удалось перевести в «ПЦУ». А украинские телеканалы, обслуживающие информационное поле президента Порошенко, констатировали «масовий добровільний перехід вірян України до новоствореної Помісної Церкви»». Стало известно также, что главам районных администраций была отправлена негласная разнарядка с самой политической верхотуры: до нового года в каждом из 27 районов области «отжать» у УПЦ по три прихода в пользу «ПЦУ». Чем не лозунг «безбожной пятилетки» ХХ века: «Через безбожие – к коммунизму!»? Слово «коммунизм» можно с успехом заменить на «незалежність», а «безбожие» оставить, как эквивалент и синоним раскола. Ведь, по сути, раскол – это и есть настоящее безбожие...

При таком развитии событий и с такими мыслями автору этих строк удалось выехать в эпицентр нового раскола – город Винницу.

В храмовом комплексе Вишенки

Признаться, не без некоторого волнения проехал я мимо захваченного расколом кафедрального Преображенского собора ХVIII века, у которого одиноко маячило несколько полицейских, и направился в западный район областного центра с симпатичным названием Вишенка. До средины прошлого столетия здесь, за живописным прудом, располагалось старинное село Вишня, которое со временем поглотил городской мегаполис с ласковым производным именованием. А украшением микрорайона вначале 1990-х стал Крестовоздвиженский храм с прилегающими к нему церковными сооружениями. Выполненный в стиле древнерусской архитектуры, храм открывался за хвойными деревьями сквера и детской площадкой. Справа от храма, под бордовой крышей, красовалась православная гимназия-интернат, действующая ныне как общеобразовательная школа в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Кстати, о названии храма. Крестовоздвиженским он назван потому, что на этом месте, тогда безлюдном пустыре, 9 мая 1993 года, в День Победы, был водружен поклонный крест – символ победы над смертью, у которого стали совершаться богослужения, и были зафиксированы случаи чудесной помощи верующим после молитв у Креста Господня.

Символично и то, что именно сюда, в Вишенку, переместился ныне центр православной жизни Винничины. На храмовом подворье, с многолюдным участием православных канонической Церкви, и состоялась первая встреча с прибывшим новым архиереем ‒ архиепископом Винницким и Барским Варсонофием, назначенным на эту древнюю митрополичью кафедру решением Священного Синода после злополучного перехода под раскольничьи хоругви Стамбула митрополита Симеона. Здесь разместится новое епархиальное управление, а Крестовоздвиженский храм пока заменит кафедральный.

Но прежде, чем рассказать о настроении духовенства и верующих боголюбивого града сегодня, хотелось бы вспомнить подвиги и труды предшественников владыки Варсонофия на Винницкой кафедре на рубеже ХХ и ХХІ веков: митрополита Агафангела (Савина) ‒ ныне митрополита Одесского и Измаильского ‒ и митрополита Макария (Свистуна † 2007), которые противостояли расколу и греко-католической экспансии, и наследие которых так позорно предал митрополит Симеон.

Владыка Агафангел, ныне старейший архиерей УПЦ и постоянный член Священного Синода, возглавлял Винницкую кафедру с 1975-го по 1992 год. В 1991-м году он открыто выступил против инициированного Филаретом отделения от РПЦ с требованием у последней полной автокефалии, что не соответствовало желанию и чаяниям православной паствы Украины. И, несмотря на то, что митрополит Агафангел в тот период представлял Церковь в Верховной Раде Украины 1-го созыва, являясь народным депутатом, Филарет сместил его с Винницкой кафедры и направил в Ивано-Франковск.

Владыка Агафангел отказался оставить Винницкую кафедру, где в те годы по его благословению и при его непосредственном участии шло повсеместное строительство православных храмов, возрождались монастыри. В сентябре 1991 года Филарет почисляет владыку на покой, но уже через полгода, после Архиерейского собора РПЦ (апрель 1992 г.), его возвращают на Винницкую и Брацлавскую кафедру. После исторического Харьковского собора (май 1992 г.) владыка Агафангел решением Синода направляется на Одесскую и Измаильскую кафедру Украинской Православной Церкви, на которой пребывает по сегодняшний день.

Светлой памяти митрополит Макарий (Свистун, † 2007) во время пребывания на Ивано-Франковской и Коломыйской кафедре, которую он возглавлял с 1982 года, также столкнулся с деспотизмом Филарета. В 1990-м году, после легализации на Украине Греко-Католической церкви, начались массовые захваты униатами православных храмов в западноукраинских епархиях. Так, в Ивано-Франковске руховцы попытались отобрать кафедральный собор, но владыка Макарий закрылся внутри и объявил голодовку.

Явление, невиданное в СССР, вызвало бурную реакцию в западных СМИ. Перепуганный Филарет, ревностно угождавший партийной номенклатуре, инициировал освобождение архиерея от управления епархией. А когда в июне 1992 года, после создания Филаретом раскольничьей УПЦ-КП, его боевики пытались захватить Киево-Печерскую лавру, владыка Макарий, уроженец Киева, обратился к православной пастве Киева, собравшейся на территории Дальних пещер, со словами: «Идите во все храмы и монастыри Киева и объявите, что Филарет ‒ самозванец, погромщик и преступник». Ровно 15 лет, с 1992 по 2007 год, возглавлял Винницкую епархию митрополит Макарий. Он продолжил начинания владыки Агафангела по духовному возрождению Подолии и, несмотря на тяжелое заболевание, постигшее его в последние годы жизни, не прекращал молитвы, будучи прикован к инвалидной коляске. Почил архипастырь 4 июня 2007 года и был погребен у Преображенского собора. По замечанию одного винницкого священника, его могила стала немым укором новоявленным раскольникам «ПЦУ».

Пресс-секретарь епархии и редактор епархиальной газеты протоиерей Владимир Пучков пригласил настоятеля Крестовоздвиженского прихода о. Николая Давыдовского, клирика этого же храма о. Сергия Корженко и бывшего клирика Преображенского собора, захваченного Симеоном, о. Иоанна Шевченко, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Оказывается, как поведали священники, идею перехода под омофор Стамбула митрополит Симеон пытался навязать духовенству епархии еще с весны этого года, когда Петр Порошенко, заручившись поддержкой Верховной Рады, вкупе с раскольниками УПЦ-КП и УАПЦ обратился к Патриарху Варфоломею с идеей создания на Украине «Поместной церкви». Попытки убедить духовенство и паству епархии о необходимости получения Томоса не увенчались успехом. Фактически полгода епархию лихорадило из-за неопределенности позиции правящего архиерея. Особенно напряженными были два последних месяца перед уходом в раскол митрополита Симеона. После архиерейского собора УПЦ в Киево-Печерской лавре, на котором он, единственный из всех присутствующих, не пожелал поставить свою подпись о неприятии решений Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса, всячески уклонялся от прямых вопросов духовенства Винницкой епархии. И до начала «объединительного собора» раскольников вообще не отвечал на телефонные звонки, полностью изолировавшись. Еще в пятницу 14 декабря в винницком кафедральном Преображенском соборе на вечернем богослужении поминалось имя Святейшего Патриарха Кирилла, а на литургии в субботу 15 декабря духовенству от имени митрополита Симеона было вменено поминать Патриарха Варфоломея. После этого большинство соборных клириков покинуло храм. В этот же день в Кестовоздвиженском храме собралось духовенство Винницы.

В числе ушедших из собора клириков был и протоиерей Иоанн Шевченко, прослуживший в соборе 9 лет. Еще накануне происшедшего, он, посоветовавшись с матушкой, несмотря на уговоры посланцев Симеона, твердо решил выйти из соборного клира.

‒ Мы с семьей так решили, понимая, что по-другому поступить нельзя, ‒ рассказал батюшка, ‒ иначе – предательство.

‒ Легализация раскола Патриархом Варфоломеем произошла без покаяния самих раскольников, стало понятно, что Константинопольский Патриарх принял сторону раскольников, ‒ высказал свое мнение протоиерей Сергий Корженко. ‒ Именно поэтому эти действия Стамбула и были восприняты нашей Церковью как неканонические, и нашим духовенством Винницкой епархии в том числе.

‒ Если мы не признаем таинств церкви раскольников, как мы можем сохранять общение с Константинополем, признавшим таинства раскольников действительными? – продолжил мысль собрата о. Владимир Пучков. ‒ Два года назад Константинопольский Патриархат не признавал ни раскольников, ни их хиротонии с 1992 года, за этот период был «рукоположен» тем же Филаретом целый полк «духовенства», и Епифаний все степени «священства» и «епископства» получал в том же расколе. Следовательно, Константинопольский Патриархат противоречит сам себе и элементарной логике. Абсурд какой-то! Что, планета стала вертеться в другую сторону?

‒ Владыка Симеон паству оставил. Он хранил молчание, ‒ поддержал мнение о. Владимира настоятель храма о. Николай Давыдовский. ‒ Когда 18 декабря к нам прибыл владыка Варсонофий, подъем был невероятный. Владыку встретили с пением «Христос воскресе!» Ощущение было такое, что мы обрели отца, и это очень многого стоит... Знаете, произошла какая-то новая сплоченность верующих и духовенства. Раньше каждый жил возле своего прихода, возле своего священника, а сейчас возникла некая общность людей. Это время промыслительно: люди временные, ищущие каких-то выгод для себя, ‒ они уйдут в эту «ПЦУ». Там комфортнее и безопаснее. Но Церковь лишь очистится от тех, кто, по слову апостола, «вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин. 2, 19). Любое благополучие, любая сытость делает человека черствым. Сложившиеся обстоятельства учат нас подумать о своих пастырских обязанностях, об отношении к людям, о нашей общей молитвенности, преданности Церкви Христовой. И когда ситуация изменится, а она изменится однозначно, Церковь будет другой, она окрепнет в испытаниях.

В Браиловском женском монастыре

Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь за четыре столетия своего существования пережил все испытания, которые выпали на долю Православия правобережной Украины. Татарские набеги и литовское-польское владычество, насаждение Унии и католическую экспансию, и испытания ХХ века ‒ с революциями, мировыми войнами и атеистическим преследованием, – все это пережили сестры монастыря многих поколений. Достаточно сказать, что в келлиях монастыря, закрытого в 1962-м году властью Н. С. Хрущева, были обустроены общежитие и учебные классы Браиловского профтехучилища, на территории обители разместилась туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Печерских был оборудован тир для учебной стрельбы призывников. Ходатайством верующих во главе с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Агафангелом удалось добиться возврата монастыря Церкви. 19 марта 1990 года владыка совершил первую литургию в нижнем храме обители в честь преподобных Антония и Феодосия. За 27 лет монастырь восстал во всей красоте и величии, украсился новыми корпусами, садами и подсобным хозяйством, стал местом паломничества верующих со всей Украины и зарубежья к его святыням, и особенно к чудотворному образу Божией Матери Браилово-Ченстоховской.

24 года возглавляет обитель неутомимая труженица на ниве Христовой игумения Антония (Стеценко), для усердных сестер, которых в обители ныне более 60, она, по их выражению, и духовная наставница, и любящая мать. Мне удалось кратко пообщаться с некоторыми из них накануне радостного события – приезда в обитель нового правящего архиерея архиепископа Варсонофия. Так совпало, что в этот сложный для епархии и всей Церкви период шел капитальный ремонт нижнего храма преподобных Антония и Феодосия Печерских, где 28 лет назад и была совершена первая Божественная литургия. И вот после реставрации и ремонта нужно было заново освятить храм и престол. И эта честь выпала владыке Варсонофию.

Погода того пасмурного и ветреного декабрьского утра не смогла омрачить радость сестер, многочисленного духовенства и верующих, ожидавших у святых врат своего владыку. Ведь сколько было пережито за последние дни, сколько опасений и тревог пережили их сердца, и сколько горячих молитв было вознесено к Господу и Заступнице Усердной, дабы сохранить Церковь Святую от нового раскола.

Поддержать владыку Варсонофия и принять участие в Богослужении прибыл митрополит соседней Тульчинской и Брацславской епархии Ионафан (Елецких). Для меня эта встреча с владыкой была особенно радостной, ведь знакомы мы уже много лет, еще в бытность его первым наместником открывшейся в 1988-м году Киево-Печерской лавры. Пользуясь паузой ожидания владыки Варсонофия, я попросил митрополита Ионафана рассказать о том, как его паства восприняла образование нового раскола в лице провозглашённой «ПЦУ». Вот что он рассказал:

‒ Духовенство и верующие Тульчинской епархии в подавляющем своем большинстве восприняло образование новой раскольничьей структуры так же, как воспринял её наш Блаженнейший Митрополит Онуфрий. А переход двух архиереев в эту структуру – как предательство. Ведь что провозглашалось с высоких трибун и раскольничьих кафедр? Что собор будет объединительным, т.е. соединит каким-то образом нашу каноническую Украинскую Православную Церковь с самопровозглашенным УПЦ-ЦП и УАПЦ. Это не соответствует действительности. Этот псевдособор объединил лишь раскольников, и то неизвестно, надолго ли. А поскольку и Константинопольский Патриарх признавал их раскольниками, и признавал все эти годы на Украине лишь одну каноническую Церковь – Украинскую Православную, то инициировать объединение наших отпавших братьев можно было лишь после их покаяния. Но этого не произошло. Что же получается? Следуя логике Патриарха Варфоломея, самопровозглашение УАПЦ в 1920-х годах было законным, и создание Филаретом УПЦ-КП также было канонически оправданным? Но ведь это не так… Что касается власти, то ее представители ведут себя как богоборцы. Они восстали против Христа Бога нашего. Потому что тот, кто гонит Церковь, тот гонит Христа. Помните, как Савл, будущий апостол Павел, шёл мучить христиан в Дамаск. И Господь его спросил: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Не сказал: «Почему ты гонишь моих учеников и верующих в меня?», а спросил, почему он гонит Его, Христа. И Савл спросил «Кто, Ты, Господи?» ‒ и услышал ответ: «Я Христос, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян, 26, 14‒16). Вот, тоже делают и наши власти. Под видом добра и создания какой-то «патриотической» церкви возводят ложь и клевету на истинную Церковь Христову. А отец клеветы и лжи кто? Диавол.

‒ Вот они выступают орудиями отца лжи и клеветы. Тут одна правда, двух правд быть не может. И народ Божий это понимает и не принимает эту стамбульско-порошенковскую инициативу.

Здесь, в Браилове, к монастырю приковано внимание многих людей. Как поведут себя монашествующие, ведь обитель эту окормлял не один год их правящий архиерей, который нынче ушел в раскол. Как они к нему относились? ‒ Как к родному отцу, молились за него, встречали его цветами, хлебом и солью, брали у него благословение. И вдруг этот «отец» отрекается от них, призывает идти за ним в раскол, в надежде, что они послушаются его, как слушались все эти годы. Но ведь они слушались его, как законного отца, служителя Церкви Христовой. А когда он отвернулся от Церкви и Христа, объявляя себя митрополитом турецкого Патриарха, представьте, какой это был удар для сестер обители! Родной отец предал их и ушел к мачехе, злой и незаконной, их переживания были безмерны. И вот, Господь через Блаженнейшего Онуфрия и Священный Синод посылает им нового пастыря, законного: архиепископа Варсонофия, постриженика Киево-Печерской лавры, где он нес высокие послушания и удостоился архиерейской хиротонии. И слава Богу за это!

«Слава Богу!» ‒ многократно звучало в этот день. Радостной и ликующей была встреча с Браиловской паствой, духовенством епархии и сестрами обители своего архипастыря. Особенно радостным для верующих, наполнивших храм преподобных Антония и Феодосия Печерских в это утро, были освящение престола и Божественная литургия, проникновенной была проповедь преосвященного Варсонофия. Многие слушали её со слезами на глазах.

‒ Для меня символично, что свое первое архиерейское богослужение в монастыре Винницкой епархии я совершаю здесь, в Свято-Троицком монастыре, где бывал неоднократно, а ныне, уже как правящий архиерей, приглашен на освящение после ремонта и реставрации нижнего храма в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, ‒ сказал архиепископ. ‒ В обители этих святых я много лет нес различные послушания, принял монашеский постриг, был облечен в священнический, а затем и архиерейский сан. И, видимо, преподобные отцы Печерские таким образом поддержали меня, грешного, направив сегодня сюда, в храм, посвященный им.

Не менее символично для меня было освятить престол этого храма и служить на нем Божественную литургию в день памяти великого святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского, участника Первого Вселенского собора в Никее в 325-м году. Там он со святыми отцами обличил ересь Ария: сотворив чудо, показал образ Святой Троицы, когда сжал в своей руке глиняный кирпич, из которого пролилась вода и вспыхнул огонь – как образ Святой Троицы, единосущной и нераздельной. В первые века были гонения на христиан истинно верующих, на протяжении многих столетий, присутствуют они и ныне, и сейчас наша Украинская православная Церковь переживает время, сходное со временами гонений. И хотя нас не мучают и не убивают, но оказывают невиданное доселе давление, требуя отказаться от единства со Святой Апостольской Церковью и перейти в раскол. Но мы должны помнить, что наша дорога к Господу также терниста и через испытания, а если потребуется – и через страдания, мы должны очистить наши души, чтобы соединиться со Христом.

Враг рода человеческого пытается расшатать нас, разобщить, разорвать это единство с канонической Церковью, чтоб мы неправильно исповедовали свою веру, враждовали между собой. Но не случайно Господь наш Иисус Христос призывает нас многократно в святом Евангелии словами «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12,32) И когда была буря на море, и ученикам казалось, что их судно тонет, Господь успокоил учеников, запретил ветру, сделалась тишина на воде. ( Мф. 8,23–27). Так и сегодня враг рода человеческого хочет раскачать наш церковный корабль, чтоб мы боялись и испугались. Но Господь снова успокаивает нас словами: «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20). Поэтому я не перестаю повторять верующим нашей епархии: времена этих потрясений для Церкви пройдут, пройдут времена расколов, и наш винницкий край, вся Подолия была, есть и будет православной!

Я покидал обитель в этот день преисполненный прекрасных чувств и убеждения, что Церковь наша с честью переживет все испытания и «врата адовы не одолеют её» (Мф. 16,18).

 

Сергей Герук,
Киев-Винница-Браилов-Киев
Фото автора

 

5 января 2019 г