Я боюсь исповедоваться, что делать? Мифы и страхи
Я боюсь исповедоваться, что делать? Мифы и страхи
Миф ∴ Священник для исповеди не нужен — Бог и так знает, что я раскаиваюсь
Вы правы, Бог действительно видит все наши прегрешения и знает, что вы раскаиваетесь. Вы так же правы и в том, что роль священника второстепенна. Но все же она очень важна.
Вспомните, как в детстве, когда мы провинились, нам так хотелось, чтобы родители поскорее нас простили. Получается, нам мало покаяться, важнее получить прощение, то есть понять, что Бог тебя любит, принимает и прощает. Об этом священник и свидетельствует, когда накрывает тебя епитрахилью и читает разрешительную молитву. Так мы получаем доказательство, что прощение получено.
Вы спросите, почему о своем грехе нельзя рассказать, например, отцу или другу, а обязательно священнику? Священник — это тот, кто установлен Церковью. Власть отпускать грехи Христос дал своим первым ученикам — апостолам, а апостолы через рукоположение передали эту власть своим ученикам. И каждый священник Православной Церкви является человеком, получившим «полномочия» принимать исповедь и отпускать грехи от самого Христа.
Можно сравнить «процедуру» исповеди и с судебным процессом, как многие себе представляют: вам было бы, наверное, очень тяжело доказать свою невиновность только перед судьей и прокурором, без свидетелей и адвокатов. А священник и есть свидетель того, что вы покаялись.
Конечно, покаяние может наступить где угодно — и в автобусе, и на службе, и в театре. А таинство Исповеди — лишь констатация вашего покаяния. Возможно, вы пролили слезы покаяния раньше, но на исповеди доказали: я так ненавижу свой грех, что хочу избавиться от него — вынести из глубин своего сердца на свет.
Роль священника важна и как духовного наставника. Если вы исповедуетесь все время у одного священника, он уже знает вас и вашу жизнь, может посоветовать, научить, как бороться с одолевающим вас грехом.
Страх ¦ Я боюсь, что священник меня осудит и прогонит
Этот страх напрасен: священник не только вас не осудит, но и искренне порадуется тому, что вы исповедовались. Человек, идущий на исповедь, уже сам осудил себя,— то есть возненавидел в себе тот грех, в котором хочет покаяться.
Поэтому страха перед священником быть не должно. Бояться нужно другого: не успеть исповедовать свой грех, обидеть Бога, отстраниться от Него.
«Отругать», а скорее, дать наставление, священник может только того, с кем давно знаком и знает, что этот человек конструктивно воспримет критику. Я не снимаю ответственности с тех, кто, возможно, вас не понял и проявил грубость. Но надо также помнить, что в любом конфликте виноваты оба. Некоторые люди пытаются переделать Церковь под себя, поэтому недовольны всем. А бывает, что все слова священника воспринимаются в штыки, потому что попадают в самое чувствительное место — душу, и человеку становится больно.
Миф ∴ В Библии нет указаний на то, что надо исповедоваться
Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак 5:16) — такое упоминание есть у апостолов. Сам Спаситель говорит в Евангелии: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин 20:23).
Страх ¦ Я боюсь унизиться перед священником
Хочу вас успокоить: священника, который исповедует хотя бы пять лет, как бы грустно это ни звучало, никаким грехом удивить невозможно. Боязнь быть униженным возникает от нежелания переступить через собственную гордость, но исповедь — это не унижение. Наоборот, очищаясь от грехов, мы становимся ближе к Богу.
Правда, я часто сталкиваюсь с тем, что люди недоговаривают, пытаются скрыть грех. Это вызывает у меня полнейшее непонимание.
Спроецируйте данную ситуацию на отношения родителей и детей. О поступках маленького ребенка родители знают все. Когда ребенок нашкодил, съел банку варенья и не признался в этом, соврал, у родителей есть два пути общения с ним. Один совершенно неприемлемый: «выбить» правду — поставить на горох, пригрозить ремнем. Но так поступают только злые родители — у Бога нет таких методов. Задача же нормального родителя — подвести ребенка к осознанию своей вины. Цель не в том, чтобы поймать его на вранье, а в том, чтобы он захотел сказать правду и попросить прощения. Тогда родитель возрадуется: ребенок выбрал правильный, честный путь.
Так и мы с вами у Бога как на ладони. Ему очень важно, чтобы человек сам пришел, раскаялся и, как в детстве, сказал: «Пап, я балбес, прости меня, больше так не буду». Может ли Он «поставить нас на горох» и заставить измениться? Конечно, может. Но Он этого не делает, хотя мы бы быстрее стали хорошими. А не делает Он этого, потому что изначально наделил нас свободной волей.
Формально вы можете юлить, называть свой грех как хотите, но представьте, что смотрите на себя глазами Бога и видите это. Будет ли это покаянием? Нет. Каждый кающийся знает, что, слукавив на исповеди, не получаешь внутреннего удовлетворения. Но раз его нет у вас, что уж говорить о Боге? Постарайтесь быть честными сами с собой, задумайтесь, что важнее — ваш «имидж» или вечная жизнь? Каждый стоит перед таким выбором.
Но рецепта, который сделал бы покаяние настоящим, не существует. Совесть всегда подскажет, как поступить.
Миф ∴ Стыдно писать грехи на бумажках
Бумажки на исповеди — не формализм, а шпаргалка. И это единственный случай, где шпаргалка разрешена и приветствуется, если она помогает человеку справиться с волнением. Это действительно страшно — прийти и покаяться. Ноги дрожат, голос слабеет — действительно легко все забыть. Но раз уж человек написал грехи на бумажке, значит, он готов их произнести.
Многие готовятся к этому таинству ежедневно — записывают на листочке свои грехи в конце дня, а потом приходят с ними на исповедь, чтобы ничего не забыть.
А бывает, людям очень тяжело открыться, начать говорить о потаенном священнику — и в этом им помогает «шпаргалка»: по ней они зачитывают грехи, для которых заранее подобрали слова.
Правда, мы должны помнить, что Господь всегда стоит возле нашего сердца и стучит в него. Поэтому, если искренне подойти к покаянию и довериться Богу, слова найдутся сами.
Помните: Богу не важен способ покаяния, Ему важно ваше сердце. Поэтому произнесет человек свой грех по памяти или прочитает по бумажке — дело второе. Главное, сделает ли он это искренне и с сокрушением о своем проступке.
Страх ¦ Я боюсь, что священник наложит епитимию
Запомните: по установлению Синода священник имеет право отлучать от причастия только на одну литургию. Наложить епитимию за тяжкий грех на более долгий срок может только епископ, если священник обратится к нему по такому вопросу.
Но я часто наблюдаю другую картину. Человек едет в паломническую поездку, там решает исповедоваться и причаститься, а священник накладывает на него епитимью — на 40 дней запрещает причащаться. Возвращаясь из такого путешествия, человек в растерянности приходит к своему духовнику и не знает, что делать. И все потому, что тот священник не знал обстоятельств жизни этого человека, а если бы знал — не наказал бы столь строго.
В любом случае, если у вас есть духовник, лучше исповедоваться у него. Тогда не возникнет подобных проблем. А если духовника рядом нет, исповедуйтесь другому, но желательно — постоянно одному священнику, а к духовнику ездите за советом и наставлением.
Миф ∴ О своих грехах рассказывать нужно как можно подробнее
Здесь следует понимать, что исповедь — это не способ излить душу, исповедь — это покаяние, после которого не остается ни единого живого места: все грехи омываются слезами. На исповеди не нужно пересказывать обстоятельства ваших грехов, а если нужно что-то уточнить, священник сам вас спросит.
Страх ¦ Я боюсь рассказывать о своем грехе духовнику
С таким страхом люди сталкиваются чаще всего тогда, когда духовник стал для них больше, чем просто священником — другом или отцом. Некоторые, боясь признаваться в грехе знакомому батюшке, даже идут к другому священнику, но это в корне неправильно. Ко мне часто приходят люди и исповедуют серьезные грехи, хотя видно, что они воцерковлены. Я спрашиваю, есть ли у такого человека духовник: «Да, — говорит, — но я не могу ему в этом покаяться».
Конечно, я допущу его к Причастию, но настоятельно посоветую исповедоваться в этом страшном грехе перед духовником. Иначе зачем он просился к нему в духовные чада?
Это напоминает прием у врача. Вы приходите к нему и хотите получить универсальную быстродействующую таблетку, но при этом что у вас болит, не говорите — стесняетесь, скрываете. Доктор, который видит вас первый раз, разведет руками и не сможет ничем вам помочь, ведь ему нужна история болезни.
На исповеди происходит то же самое. Любой грех ведет нас к духовной погибели. Каждый из нас наверняка хоть раз встречал человека духовно полумертвого — того, кто запустил свои болезни и вовремя не обратился к врачу. Но на смертном одре вам будет все равно, что о вас подумают, — важно будет исповедаться и исцелиться.
Человеку, который на исповеди начинает хитрить, юлить, утаивать грехи, доверия нет. Когда же человек выкладывает все без утайки, ты проникаешься к нему уважением. Он вроде и мерзости говорит, и наверное, прочитав где-то о таких проступках, ты бы его осудил, но здесь этого чувства не рождается. Я, как священник с двадцатилетним стажем, могу это подтвердить. Когда ты становишься свидетелем искреннего покаяния, это вызывает слезы умиления, ты вдохновляешься этим человеком — видишь его силу и жажду праведной жизни, ненависть ко греху, а главное, видишь его смирение. А смирение и кротость — это необычайно красивые и редкие явления.
Миф ∴ Если меня продолжает мучать совесть, значит исповедь «не зачтена»
Исповедь действительна, даже если вас продолжает мучить совесть. Я считаю это естественным и правильным. Когда на теле появляется болячка, шрам от нее еще долго не проходит. Так и совесть — напоминает о наших грехах для того, чтобы мы их не повторяли, а работали над искоренением порока.
Разрешение греха совершается в тот момент, когда вы раскаялись и над вами была прочитана разрешительная молитва — как свидетельство того, что вы получили прощение. А совесть должна продолжать теребить. Она как болевой порог: люди без болевого порога быстро умирают — они не чувствуют опасности. А пока совесть нас мучает, мы живы.
Страх ¦ Я боюсь, что священник меня до конца не выслушает
Священник может вас не выслушать только в одном случае — если будет ограничен во времени. Это бывает перед литургией или в субботу на вечерней службе. Во время Великого поста на исповедь приходит особенно много народу, поэтому исповедь во многих храмах затягивается за полночь. Так что, если есть потребность поговорить поподробнее, лучше выбрать будний день, тогда вы сможете обстоятельно исповедаться и побеседовать со священником. Можно исповедаться на неделе и взять благословение причаститься в воскресение.
Не вините священника, если он вас торопил, — здесь виноват не он, а ваша беспечность.
И еще одна частая ошибка: мнение, что, если в дни Великого поста вы пойдете на соборование, на исповедь можно уже не идти. На соборовании мы действительно молимся о прощении забытых грехов, но это не замена исповеди.