Тот, с кем не надо прощаться: Святитель Николай, Дед Мороз и наша жизнь
Тот, с кем не надо прощаться: Святитель Николай, Дед Мороз и наша жизнь
19 декабря мы празднуем память святителя Николая Чудотворца. На Руси этот день часто называют просто «Никола Зимний» (есть еще и «Никола Летний»), и праздник этот теснейшим образом оказался связанным с традицией Рождества Христова. Причем в первую очередь — не в России, а в Западной Европе и Соединённых Штатах.
Произошла парадоксальная вещь: на Западе реальное историческое лицо — архиепископ Мир Ликийских — превратился в Санта-Клауса, символ Рождества, раздающий праздничные подарки. В России эта традиция не прижилась. У нас есть Дед Мороз, в которого верят дети, а есть Николай Чудотворец — святой заступник Руси, добрый старец, который всегда выручает в беде, но который — все же персонаж вовсе не сказочный, не фольклорный.
Конечно, и западные христиане прекрасно знают, кто такой Санта Николаус, они остались верны ему, но общеевропейское сознание прочно записало Санта Клауса в сказку. А со сказкой рано или поздно приходится расставаться — как приходится рано или поздно распрощаться с милым и добрым Дедом Морозом.
Я хорошо помню те зимние сумерки, когда, подъезжая в стылом троллейбусе к школе, мы с друзьями обсуждали, есть ли на самом деле Дед Мороз или нет. Эти споры готовили нас к потере новогоднего чуда… И на Западе многие люди тоже теряют Санта-Клауса навсегда. Санта-Клаус уходит, уходит и Дед Мороз. Но Святитель Николай — остаётся! Мы взрослеем, давно отспорили мы о том, кто кладёт подарки под ёлку. Но чем больше живу, тем яснее я понимаю, что Святитель Николай, епископ небольшого города Миры Ликийские в Малой Азии, заступник обиженных, помощник терпящих бедствие, противник лишь тому, кто лжет на Христа — не просто жил когда-то. Он — здесь, он в нашей реальности, он со-присутствует нам. И Его пребывание с нами — еще одно свидетельство того, что есть Сам Христос, ради которого Николай Угодник жил и помогал людям.
Когда мы говорим о нем, то вспоминаем чудеса, которые с ним связаны. Взять хотя бы западный обычай складывать подарки в чулок. В исторической реальности милая рождественская традиция наполнена реальным, «живым» драматизмом. Это — трагедия реальной византийской семьи, в которой отец, единственный кормилец, не имея средств выдать дочек замуж, готов был отправить их в дом терпимости. Но девушки хотели иной жизни и молились о чуде. И чудо произошло! «Случайный прохожий», епископ Николай, оставил в чулке на пороге дома золотые монеты. И дело даже не в том, что этот дар решил материальные проблемы — он уберег людей от падения, от греха. Это чудо двойное, но оно заключается не только в материальном и нравственном спасении. Оно — учит. Учит, что человек должен до конца доверять Богу, даже в самой безвыходной ситуации, в самый безрадостный и страшный момент…
В отличие от Деда Мороза, Святитель Николай никогда не уйдет из нашей жизни, как не оставит нас и Тот, кому он служил до своей блаженной кончины.
И в это можно смело верить. Сколько бы лет вам ни было, наш дорогой читатель.