5 рождественских посланий патриархов XX века
5 рождественских посланий патриархов XX века
Год: 1919
Что происходит в стране: календарная реформа 1918 года привела к тому, что Рождество стало праздноваться через неделю после Нового года; подписан мир с Германией; в стране идет гражданская война; царская семья расстреляна; у Православной Церкви конфискованы все учебные заведения и все не богослужебное имущество, она лишена прав юридического лица, а духовенство и монашествующие – избирательных прав, их детям запрещено поступать в высшие учебные заведения; Поместный Собор установил ежегодное церковное поминовение новомучеников 25 января, в день убийства в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского), а также в связи с повсеместным закрытием храмов разрешил совершать богослужения в частных домах; власти, раздраженные активностью Собора, его разогнали; после убийства главы Петроградской ЧК Урицкого объявлено начало «красного террора» и введен институт заложничества, в первую очередь в заложники брали священнослужителей; началась травля Церкви в печати; патриарх Тихон помещен под домашний арест, с осени 1917 года он выпустил четыре послания к Церкви и в первом из них назвал происходящее гонением на истину Христову.
Кто на Патриаршем престоле: Святейший Патриарх Тихон
О чём говорит в Рождественском послании: Вся страна наша в язвах, и сердце исчахло! От подошвы ног до темени головы нет у нас здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Земля наша опустошена, города сожжены огнем, поля в ваших глазах съедают чужие, все опустошено и все разорено! (Ис. 1, 5-7)2 И отчего все это? И за что наказует нас Праведный Судия? Оттого что не родился в сердцах наших Христос, не изобразился Он еще в нас (Гал. 4, 18)3. Великое дело искупления и спасения рода человеческаго не мог совершить никто из людей, ни все человечество, а только Сам Сын Божий, соделавшись человеком. Но Бог не спасает человека без самого человека. Сей последний должен сам усвоить спасительный подвиг Искупителя. Для чего ему надлежит изобразить в себе Христа, воплотить Его в сердце Своем, в делах и в жизни, а не ограничиваться только одним названием христианина и одной внешней принадлежностью к Церкви Христовой.
Год: 1942
Что происходит в стране: оккупирована территория, на которой жили почти 42% всего населения СССР, располагались крупные заводы, находилось 47% всех посевных площадей; Ленинград в блокаде; Красная Армия несет значительные потери; экономика СССР срочно переводится на военный режим; в стране невиданный всплеск религиозности; Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны обратился к Церкви с посланием, призвав верующих на защиту Родины; в храмах идет сбор средств на нужды фронта; около 20 священников награждены медалями «За оборону Москвы»; ссыльный епископ Лука (Войно-Ясенецкий) назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края; митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) остается со своей паствой в блокадном городе; сотни священнослужителей призваны в армию, заместителем командира роты начал свой боевой путь Сергей Извеков, будущий патриарх Пимен; на оккупированной территории священники становятся партизанскими связными, знакомят прихожан со сводками Совинформбюро, собирают продукты для партизан.
Кто на Патриаршем престоле: Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский
О чём говорит в Рождественском послании:
От имени всем нам родной матери — Русской Церкви посылаю рождественский привет и вам, возлюбленные о Христе братие и сестры, до сих пор «седящие во тьме и сени смертней» фашистского нашествия. Тяжек фашистский плен, но «с нами Бог!» Потерпите еще немного, уже меньше того, что вы терпели, «и снова свет воссияет на вы» (Ис. 9, 2). Улетит злая саранча, объедающая вашу землю. Сгинут насильники, пришедшие сделать вас на вашей же земле из хозяев своими рабами…
Враги временно оторвали вас от родной страны и похваляются навсегда удержать вас в своих когтях. Но судьбы народов не во власти Гитлера. «Бог судия есть: сего смиряет и сего возносит» (Пс. 74, 8). «Услышим, что речет о нас Бог» (84, 9). А Он ощутительно склоняет весы своего правосудия не в пользу фашизма.
Народ наш не думает отказываться от вас. Он не мирится с захватом ваших областей фашистами. Готовый на всякие жертвы ради родины, он не положит оружия, пока не прогонит врага вон. Поэтому и в оккупированных областях враг в общем встречает не покорность и малодушное прислужничество, а партизанскую войну, которая подтачивает с каждым днем его силы и доставляет ему беспокойства немногим меньше, чем война на фронте.
Год: 1946
Что происходит в стране: начинается послевоенное восстановление народного хозяйства и масштабное строительство; в страну возвращаются военнопленные и многие бывшие эмигранты; впервые с 1918 года прошел Поместный Собор Русской Православной церкви, избравший патриархом Алексия I (Симанского); восстановлено большинство архиерейских кафедр, открыты богословские курсы; открыты многие храмы; прекратил существование обновленческий раскол; религиозным объединениям предоставлено право юридического лица с ограничениями, им разрешена хозяйственная деятельность, расширены полномочия настоятелей; открыты две Духовные академии и 8 семинарий; делегации Московского Патриархата посетили 15 стран, с Русской Православной Церковью воссоединились 20 архиереев и 285 приходов, в основном входивших раньше в состав Русской Православной Церкви за границей.
Кто на Патриаршем престоле: Святейший Патриарх Алексий I
О чём говорит в Рождественском послании:
После военной грозы, пронесшейся над миром и особенно тяжело над нашим Отечеством, минувший год прошел в благословенном мире, и мы, пережившие ужасы войны, с особым чувством произносим это слово «мир». Невероятно тягостно было человечеству на протяжении стольких лет отсутствие этого мира и отрадно, что окончилось это тяжкое время.
Воздадим же славу в вышних Богу, ниспославшему на землю мир!
Истекший год был благоприятным годом для нашей Православной Церкви. Благодаря неизменно-благожелательному отношению нашего Правительства к нуждам Церкви, совершились знаменательные в нашей церковной жизни события: открытие Лавры Преподобного Сергия, куда в течение всего года со всех концов нашей родины текли и текут богомольцы к этой древней российской святыне; открытие Духовных Академий в Москве и Ленинграде; перенесение мощей свв. Виленских угодников в Вильно и святителя Феодосия в Чернигов. Наконец, расширение и углубление духовной связи Русской Церкви с Церквами Востока и славянских стран; возвращение в лоно Матери-Церкви отошедших было от общения церковного за границей клириков и приходов…
Год: 1972
Что происходит в стране: завершён переход ко всеобщему среднему образованию; повышаются зарплаты врачей и учителей; пилотируемый космический корабль «Союз-11» доставил первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1»; запущена Красноярская ГЭС; Поместный Собор Русской Православной церкви избрал патриархом Пимена (Извекова); массовое закрытие религиозных общин и церквей прекратилось, но ни один храм, закрытый в годы хрущевских гонений верующим не возвращен; из-за резкого сокращения числа учащихся в семинариях в 1960-е годы в Церкви начинается серьезная кадровая проблема, некоторые священники окормляют по два, три и даже четыре прихода; горсоветы и райисполкомы систематически проверяют «книги записи обрядов», в которые церковные советы обязаны записывать паспортные данные верующих; несмотря на это значительно выросло число крещений взрослых людей, особенно в больших городах.
Кто на Патриаршем престоле: Патриарх Московский и всея Руси Пимен
О чём говорит в Рождественском послании:
В спасительный праздник Рождества Христова, праздник мира и любви, мы сугубо призываем всех христиан и людей доброй воли к единению во имя мира, сотрудничества между народами, процветания всех народов земли.
Дорогие соотечественники, проживающие за рубежами нашей Родины, к вам обращаем мы ныне слово сердечного приветствия. Пусть никогда не ослабевает и не угасает в вас любовь к Русской Православной Церкви и к вашей великой Отчизне. Пусть крепнут ваши духовные узы с Матерью-Церковью и вашей Родиной. Прививайте эту любовь вашим детям и укрепляйте ее добрым примером. Всеми доступными вам средствами служите примирению людей (2 Кор. 5, 18. 19), установлению вожделенного мира среди народов. Сторонитесь каждого, кто сеет вражду и злобу, умейте распознавать клевету и ложь, да укрепит вас Господь в правде и истине.
Год: 1991
Что происходит в стране: в СССР отменена однопартийная система; Съезд народных депутатов учредил пост президента и им стал Михаил Горбачев; в стране идет «парад суверенитетов»; в Средней Азии, Прибалтике, Молдавии, на Украине обостряются межнациональные конфликты; введён «коммерческий курс рубля» к иностранным валютам, вместо 60 копеек доллар стал стоить 1,8 рубля; Поместный Собор Русской Православной Церкви впервые с 1918 года не испытывая давления со стороны власти избрал патриарха – Алексия II (Ридигера); началась массовая регистрация приходов и передача им ранее закрытых и зачастую разрушенных храмов; в РСФСР принят «Закон о свободе вероисповеданий», написанный прошедшими в парламент православными священниками и сочувствующими Церкви парламентариями; патриарх впервые за более чем семьдесят лет обратился к председателю Верховного совета РСФСР Борису Ельцину с просьбой объявить Рождество нерабочим днем; количество крещаемых растет такими темпами, что крестить их приходится «партиями» по несколько десятков человек; открываются духовные училища с годичным или двухлетним курсом обучения; в Томске проходят первые церковно-общественные «чтения»; в Москве открыта первая православная гимназия, в Ленинграде – епархиальная благотворительная больница во имя Святой блаженной Ксении Петербургской; православных священников начинают пускать в тюрьмы и военные части; убит протоиерей Александр Мень.
Кто на Патриаршем престоле: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
О чём говорит в Рождественском послании:
Возлюбленные, Родина наша переживает ныне трудное, но вдохновляющее время. Мы являемся участниками процесса становления демократического государства, в котором каждый его гражданин получит возможность на достойный человека образ жизни. Для нас всех очевидно, что этот процесс протекает далеко не просто и порой мучительно. Но не будем отчаиваться (2 Кор. 4, 8), ибо Младенец родился нам – Сын дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела (Ис. 9, 6-7).
Усугубим наши молитвы об искоренении духа ненависти в нашем обществе, об утишении межнациональной розни, о достижении взаимопонимания и примирения, о духовном возрождении нашего народа, о скорейшем оздоровлении нашего государства. Свои молитвы соединим с усердным трудом на благо Родины, посильно приближая этим наступление тех добрых дней (1 Пет. 3, 10), в которые исполнит Господь просимое нами. (…)
И как нам не радоваться ныне благодатному процессу созидания у нас во множестве новых приходов, открытия возвращенных храмов и монастырей, строительства новых храмов, нормального развития приходской и иноческой жизни, умножения числа духовных школ, расширения религиозного образования детей, массового поступления к народу Божию книг Священного Писания, религиозной литературы, постепенного возрождения насущнейшего для всего нашего общества служения милосердия.
Вместе с тем мы должны со смирением признать, что, по грехам нашим, Церковь продолжает испытывать немалые трудности, связанные с конфликтом между православными и католиками восточного обряда в западных областях Украины, с активным разрушением церковного единства раскольниками-автокефалистами на Украине, с разрушительными “деяниями” старающегося внести смуту в жизнь нашей Церкви так называемого Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей. Перед этой печальной реальностью нам, чадам церковным, необходимо сугубой молитвой и ревностными усилиями приблизить восстановление мира и единства церковного, утишить и справедливо разрешить конфликт между конфессиями.