ЗАКОНОДАВЕЦ ПЕРВЫЙ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАКОНУ
ЗАКОНОДАВЕЦ ПЕРВЫЙ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАКОНУ
Размышления на Праздник Обрезания Господня
Сегодня христиане празднуют Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божией не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина (Федченкова). И теперь многое открылось совершенно по-новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне, и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже. И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.
Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божиего.
Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:
«Вот только в 1927 году, под 1 января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но наконец пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника “закона”, когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви митрополиту Сергию – и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.
И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое» (день Обрезания Господня).
Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!
Что это означает для нас? Весьма многое.
Первое. Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон.
Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон
Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом. До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он – уже человек!
Говорят иногда: «Что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?»
Отвечу: да, может. Может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать – рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.
А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться.
Господь Сам свидетельствует об этом, и не случайно, что именно в разговоре с законником-фарисеем Никодимом:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3).
И далее:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: “должно вам родиться свыше”» (Ин. 3: 5–7).
Важно, что слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения, сказаны именно законнику. В этом можно выделить два смысла.
- Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами – наиудобнейшими для понимания слушающих – ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:
«ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10). - Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником – по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале – закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.
Второе. Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.
Вначале необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.
Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
На этот вопрос отвечали многие известные духовники. Один из них – протоиерей Димитрий Смирнов – так прямо и сказал: «В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники… А хорошие люди идут… на Доску почета». И напрашивается общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут ко спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского:
«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»?
Стяжание, то есть собирание в себе, от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел (см.: Рим. 7: 14–35).
Вот и митрополит Вениамин (Федченков) пишет:
«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти “школу” законничества» (день Обрезания Господня).
Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале их благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо, совершая благодатные дела, твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета есть начало благодати:
«Вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (богослужение Праздника).
Третье. Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины
И если мы или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан весьма определенно: законодавец первый подчиняется закону!
То есть желаешь изменить закон – исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны: никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в то же время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).
Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божиего – тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.
Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня.
14 января 2020 г.