Как я меняю свою жизнь во время поста — рассказывают миряне, живущие в суровом ритме мегаполиса
Как я меняю свою жизнь во время поста — рассказывают миряне, живущие в суровом ритме мегаполиса
В преддверии Великого поста мы поговорили с мирянами, которые ведут активный образ жизни, о том, как изменить свой распорядок дня, чтобы провести великопостные дни с пользой для души.
Ирина Собыленская, православный книжный блогер, дизайнер интерьеров
Перед Великим постом я составляю календарь богослужений и, уже отталкиваясь от него, выстраиваю свой график. Рабочие и особенно личные встречи стараюсь сокращать. С подругами или мужем мы любим ходить в кафе и рестораны, но в постное время все свое внимание я пытаюсь переключить на внутреннюю, а не внешнюю жизнь. Во время длинных праздничных выходных, которые обычно выпадают на время поста, мы с мужем отправляемся в небольшие паломнические поездки по монастырям, чтобы духовно «подзарядиться». И стараемся избегать семейных застолий, чтобы не сбивать свой великопостный настрой. Репертуар фильмов для домашнего просмотра с мужем тоже меняется: все православные картины мы уже пересмотрели, поэтому выбираем серьезное, вдумчивое, глубокое кино. Светские театры уступают место православным постановкам в театре «Глас», куда хожу даже с невоцерковленными подругами.
Есть еще одна привычка во время поста: отказываюсь от кофе навынос. Вместо того, чтобы по традиции во время прогулок по городу зайти в кофейню и взять капуччино, я, как только ловлю себя на этом желании, достаю телефон и через мобильный банк перевожу те деньги, которые готова была отдать за напиток, в благотворительный фонд. Кто знает, может, эти двести или триста рублей, обычно потраченные на кофе, смогут кому-то помочь?
Константин Мацан, ведущий телеканала «Спас» и радио «Вера»
Если честно посмотреть на себя, то могу сказать, что в пост моя жизнь кардинально не меняется. Меняются, казалось бы, мелочи: домашний стол, режим пользования соцсетями. Но в этих мелочах, как мне кажется, есть большой, глубокий смысл, потому что из них и строится жизнь.
Вот заходишь в кафе и по привычке хочешь взять кофе с молоком. Но ведь пост: молочное нельзя. И ты думаешь: «Какие мелочи, подумаешь, всего-то чашечка кофе». И в этот момент приходит понимание: только секунду назад ты готов был быть великим постником, ходить в рубище и практиковать сухоядение. Наверное, и после выхода из кафе это желание вернется. Но в ту самую секунду почему-то твоим самым сильным, необузданным желанием стало не менять свои привычки — выпить кофе именно с молоком.
Легче всего сказать себе: «Пост ведь не в этом! Главное — не “есть” людей и совершать больше добрых дел». Но если в этот момент закрыть глаза на такой, казалось бы, пустяк, то, мне кажется, тогда же все твое христианство заканчивается. Мы помним слова из Евангелия: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк 16:10). Конечно, нужно помнить и о том, что пост необходим для познания себя, приближения к Богу, но, может, стоит сначала попытаться не упускать мелочей?
Николай Бреев, директор издательства «Никея»
Пост для меня не время остановки. Верующие греки на Кипре перед постом говорят друг другу: «Хорошего забега!» Мне очень близко восприятие поста как духовного марафона, во время которого мы можем активизировать свою духовную жизнь.
Великий пост помогает нам стать цельными и духовно, и физически. Но, как и к любому марафону, к «забегу» в Великий пост надо подготовиться. Мне кажется, чтобы действительно изменить себя, нужно ставить четкие цели. Моя цель на этот Великий пост — поработать, как бы это странно ни звучало, над своим физическим здоровьем, потому что оно напрямую связано и с духовной составляющей жизни. Я хочу внедрить в расписание полезные привычки: утреннюю гимнастику и дыхательные упражнения. Естественно, речь не идет о том, чтобы заменять ими молитвенное правило и чтение духовной литературы — я говорю о совмещении активной духовной и физической работы. Долгое время я не мог реализовать задуманное, но сейчас, я надеюсь, все получится.
Я считаю, что если обращать внимание только на одну составляющую человека, то это может привести к раздвоенности и разрозненности. Душа, например, хочет молиться, а тело уже не может, или наоборот, тело чувствует себя хорошо, но душа погружена в уныние. И сейчас я хотел бы перестроить свою жизнь так, чтобы подойти к главному празднику собранным и целостным.
Полина Тюренкова, журналист
Хорошо помню свое первое ограничение в Великий пост — мама спрятала в шкаф телевизор, оставив меня, 14-летнюю, без сериала «Элен и ребята», который активно обсуждался в школе. Даже подростком я смогла понять, что была «подсажена» на чужую, выдуманную жизнь, но за пару недель легко «соскочить», если просто убрать это из своей настоящей жизни. С тех пор так и практикую отказ от вредных привычек, а не только скоромных продуктов. Кстати, я люблю поесть, и эта сторона поста дается мне очень сложно, поэтому рада быть беременной и кормящей — духовник разрешает мне снимать ограничения.
Что же касается «не снимаемых» духовных дел? Обязательно, как бы ни устала, включаю утреннее и вечернее молитвенное правило в расписание дня. Читаю духовную литературу, особенно люблю перечитывать сборник «Весна постная», который мне лет 20 назад подарила бабушка. Стараюсь посещать как можно больше служб, хотя тут вопрос духовного роста спорный: для многодетной мамы с грудничком выбраться одной в церковь — не труд, а награда.
Раньше практиковала отказ от соцсетей и добилась большого успеха, но, не сумев уйти оттуда вовсе, решила просто ни с кем не ругаться и не спорить и так втянулась, что теперь вообще никогда не участвую в сетевых разборках. Естественно, стараюсь причаститься хотя бы один раз.
Должна отметить, что лично у меня постом появляется масса искушений, и перед постом нужно настроиться на серьезную борьбу. Да к тому же муж постится по монастырскому уставу, а я так не могу, и это добавляет массу сложностей. К концу (если не середине) поста я «сдуваюсь» и от этого грущу, чувствую себя недостойной христианкой, но все же надеюсь, что Господь примет и мою малую жертву.
Максим Соколов, секретарь Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы, интернет-обозреватель на телеканале «СПАС»
Для меня важны не только конкретные изменения в жизни, но и тот настрой, с которым я подхожу к Великому посту. И я стараюсь, чтобы этот настрой был, в первую очередь, радостным. Недаром одними из последних в Прощеное воскресенье поются пасхальные песнопения, которые воодушевляют человека перед постом. Нужно помнить, что в дни поста мы и движемся к Пасхе, и в то же самое время знаем, что Воскресение уже случилось. И в основании этой радости, о которой я говорю, должна лежать память именно об этом: Христос Воскрес и всегда с нами!
Каждый год Великий пост открывается для меня по-новому. Так помню, в прошлом году во время страстной седмицы читал русский перевод Евангелия параллельно с тем, как в храме священник читал двенадцать Евангелий Страстей Христовых, и был потрясен открывающимися мне смыслами, глубиной, красотой этих особых дней и подвигом нашего Спасителя. Концентрация внимания на внутреннем — вот одно из главных изменений, которое вносит в мою жизнь Великий пост.