Перевод древнейшей службы Благовещения

 

«СКИНИЕЙ ЯВИЛАСЬ БЛАЖЕННАЯ МАРИЯ НЕБЕС И ЗЕМЛИ»

Перевод древнейшей службы Благовещения

 

Вниманию читателей предлагается перевод древнейшей службы Благовещения из древнегрузинского богослужебного сборника Иадгари. Как уже в свое время мы писали, первая редакция Иадгари была переведена на древнегрузинский язык с греческого в VIII – начале IX веков. Богослужебный сборник Иадгари отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков во всей его глубине и очищенной красоте.

Праздник Благовещения появляется в V веке[1] и к IX веку приобретает современные богослужебные черты[2]. Но служба, сохранившаяся в Иадгари, ценна для нас в частности тем, что представляет первый, сравнительно простой этап формирования богослужебных текстов. Мы видим здесь целый ряд прямых цитат из Евангелия, например:

Дух Святой найдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
Сего ради рождаемое свято
и наречется Сыном Божиим.

В службе разрабатываются богослужебные формулы, легшие в основу дальнейших богослужебных текстов, например «благовествует Гавриил Благодатной», а также структур, в частности – диалога между архангелом Гавриилом и Девой Марией, например стихиры на «Господи, воззвах»:

Архангел отвечал
и сказал Марии:
«Благодатная, радуйся!
Благословенна Ты в женах!
Ибо Дух Святый найдет на Тебя
и Сила Вышнего осенит Тебя».

Блаженная Мариам
благовестнику Ангелу рекла:
«Се, раба Господня.
Буди Мне по слову твоему».
И отошел от Нее Ангел.

Позднее диалог будет широко востребован как в стихирах на «Господи, воззвах», так и в каноне.

Это не просто день благой вести от архангела Гавриила, но день воплощения Бога Слова

Однако эта служба важна для нас не только в историческом, но и в богословском плане.

Мы видим в ней глубокое богословие праздника: не просто день благой вести от архангела Гавриила, но день воплощения Бога Слова:

Радуйся, Всесвятая,
Непорочная Богородице, Дево,
Ибо Предвечное Слово Божие
зачалось бессеменно
гласом Ангельским.
Молись о спасении нашем.

(4-я песнь 3-й тропарь)

Здесь мы встречаемся с удивительно интересным сюжетом, согласно которому Христос воплотился одновременно со словами благовестия, исходящими из уст архангела Гавриила. В таком древнем памятнике, как «Послание Апостолов», восходящем ко II веку, Христос говорит Своим ученикам: «Я под видом архангела Гавриила пришел к Деве и воплотился от Нее». Позднее этот сюжет присутствует у преподобного Ефрема Сирина в толковании на Евангелие, а также в древнем палестинском Богородичне:

Гавриилу, вещавшу Ти: «Дево, радуйся»,
со гласом воплощашеся всех Владыка.

Богословие службы находится в русле мысли III и IV Вселенских Соборов: от Девы рождается Сам Бог для спасения и искупления мира:

Благовестил Гавриил Ангел
Богородице Марии,
ибо родился от Нее
Сын Божий Спаситель,
искупивший грехи мира.

И в этом контексте Пресвятая Богородица созерцается как Скиния неба и земли, из Которой произошел Христос для страдания и распятия:

Скинией явилась
блаженная Мария
небес и земли.
Ибо Творца понесла Она,
и от Нее произшел
душ наших Избавитель,
ради нас претерпевший распятие.

Здесь явно чувствуется связь с богословием Послания к Евреям:

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9: 11–12).

В этой службе мы видим ранний пример перенесения христологических характеристик на Пресвятую Богородицу:

Еву Ты избавила
рождеством Твоим
и даровала смертным
человекам бессмертие.
Сего ради Богородице
поклоняемся и величаем.

(9-я песнь)

Возникает вопрос: почему Дева Мария избавила Еву? Ведь единственным Избавителем и Искупителем является Христос.

Без смиренного «се, раба Господня» воплощение Спасителя и избавление Им рода человеческого было бы невозможно

Да, это действительно так, но без Пречистой Девы Его воплощение и избавление Им рода человеческого было бы невозможно. Без смиренного «се, раба Господня» Девы Марии ничего не состоялось бы. Не случайно преподобный Иустин (Попович) в свое время глубоко заметил: «Если бы не было Пресвятой Богородицы, люди стали бы демонами. Ибо Она Бога Спаса родила».

Перевод с древнегрузинского языка сделан профессором СПбГУ, СДС и Николо-Угрешской семинарии протодиаконом Владимиром Василиком с издания: Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба. 1980. С. 8–12.

ИАДГАРИ. 25 МАРТА. БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Тропари (стихиры) на «Господи, воззвах». Глас 2-й

Благовестник Гавриил
пришел ко Марии
и сказал Ей: «Благодатная,
Господь с Тобою.
Ибо Ты станешь
Храмом Духа Святаго,
и Христос воплотится от Тебя».

Удивилась Мария
словам Гавриила
и сказала ему:
«Устрашает Меня
пришествие твое.
Как будет сие?
Ибо Дева есмь
и мужа не знаю».

Архангел отвечал
и сказал Марии:
«Благодатная, радуйся!
Благословенна Ты в женах!
Ибо Дух Святый найдет на Тебя
и Сила Вышнего осенит Тебя».

Блаженная Мариам
благовестнику Ангелу рекла:
«Се, раба Господня.
Буди Мне по слову твоему».
И отошел от Нее Ангел.

Скинией явилась
Блаженная Мария
небес и земли.
Ибо Творца понесла Она,
и от Нее произшел
душ наших Избавитель,
ради нас претерпевший распятие.

Охитаи. Глас 3-й, побочный

От Бога изшел
Гавриил Ангел
благовестить Тебе,
Дево Мария,
и рек: «Радуйся!
Господь с Тобою».

[КАНОН]

[Песнь 1]. Воспоим. Глас 1-й

Воспоим песнь нову
Спасителю и Богу,
от рабства врага
освободившему нас
явлением Своего Божества
и избавившему нас,
ибо славно Он прославился.

Воспоим песнь нову
Спасителю и Богу,
пославшему ныне
к Деве Марии
Гавриила Ангела,
исполнившего Ее радостию.

Ныне Дева в радости
умирилась Гавриилом Ангелом
и зачала во чреве
прежде век Единосущного Отцу
и соприсущного Духу.

Вонми [небо]

Воздадите, люди,
славу Богу,
вселившемуся ныне
во утробу Девы
Непорочной.

Праведен и свят
есть Господь,
прославивший ныне
имя Его Породившей.

Ангел ныне
Деве радость
явил от Бога
всемирную.
Непорочная Дево,
Богородице,
умоли за нас
Господа.

[Песнь 3]. Утверди

Укрепи, Господи,
поющих Тебя сердца,
пославший ныне
Архангела Гавриила,
глаголющего: «Радуйся,
От Тебя родится
Царь Славы».

Утверди, Господи,
Церковь Твою,
непреложно
родившийся от Девы,
и даруй миру радость
как Человеколюбец.

Еву Ты избавила рождеством Твоим и даровала смертным человекам бессмертие

Еву Ты избавила
рождеством Твоим
и даровала смертным
человекам бессмертие.
Сего ради Богородице
поклоняемся и величаем.

[Песнь 4]. Господи, услышал

Услышал я, Господи,
слух Твой
и прославил Тебя
как Человеколюбца.

Радуйся, Всесвятая,
Непорочная Богородице, Дево,
Ибо Предвечное Слово Божие
зачалось бессеменно
гласом Ангельским.
Молись о спасении нашем.

[Песнь 5]. От ночи

От ночи утреннеем,
Тебе славу приносим, Господи,
пославшему Гавриила Ангела
на радость Деве Марии.
Возрадовал Ее и возвестил
вечное сие запечатление.

Воспоем Святую Деву
и прославим Ее,
ставшую селением [Божиим],
ибо Слово приняло плоть
и весь мир спасло.

Помилуй, Христе,
уповающих на Родившую Тебя
и Деву славящих,
ибо благ и человеколюбец Бог еси,
и молитвами Ее спаси души наши.

[Песнь 6]. Возопих

Возопил я в скорби моей
к милостивому Богу,
и услышал меня
Единый Безгрешный,
и избавил меня от тления
и смерти Господь.

Благовестил Гавриил Ангел
Богородице Марии,
ибо родился от Нее
Сын Божий Спаситель,
искупивший грехи мира.

Слово стало
плотию от Девы
и человечество
приняло непреложно,
да спасет мир
как Человеколюбец.

[Песнь 7]. Благословен

Посреди отроков
в печи видимый
и неведомую тайну
Девы поведавший,
благословен еси, Боже
отцов наших.

Пославший Ангела
благовестить Деве,
да преложится
печаль Евы на радость,
благословен еси, Боже
отцов наших.

Вселившийся во утробу Девы
и природу человеков освятивший,
благословен еси, Боже
отцов наших.

Естеством единосущный
Отцу и Всесвятому Духу,
Бог и вселившийся
во утробу Девы,
благословен еси, Боже
отцов наших.

[Песнь 8]. Благословите

Приидите ныне, верные,
и воспойте во утробу Девы вселившегося
и скажите: «Благословите
все дела Господни Господа».

Дево, Слово Бога Отца
зачала Ты бессеменно,
благовестием Ангела.
В песнях речем: ««Благословите
все дела Господни Господа».

Верные, поклонению
Троице Единосущной наставленные,
едиными устами воспоем
и речем: «Благословите
все дела Господни Господа».

[Песнь 9]. Величит

Тебя, Ангела благовестить Деве пославшего
и от Нее воплотившегося
на спасение всех,
в песнях величаем.

Тебя чрез Гавриила Деве
тайну смотрения Твоего поведавшего
и от Нее вочеловечившегося
на спасение наше,
в песнях величаем.

Тебя, плотию явившегося
и от Отца не отлучившегося,
Единого Творца всех
и Спаса рода человеческого,
в песнях величаем.

На Хвалитех

Радость днесь всему миру,
когда уверилась Дева от Ангела,
Слово сошло с небес от Отца.

Благовествовал Архангел
Святой Деве:
«Радуйся, обрадованная,
Пресвятая Дево,
благодатная,
Господь с Тобою».

Устрашилась от приветствия
Святая Дева
и помыслила в уме Своем:
«Что значит приход сей?
И как уразуметь пришедшего?
Как рожду Творца неба и земли?»

Поведал Архангел Святой Деве:
«Не бойся, обрадованная,
Пресвятая Дева,
ибо девство Твое
девством пребудет.

Дух Святой найдет на Тебя
и Сила Вышнего осенит Тебя,
Сего ради рождаемое свято
и наречется Сыном Божиим».

 

Предисловие и перевод с древнегрузинского языка –
протодиакон Владимир Василик

 

7 апреля 2020 г.