Откуда мы знаем, что Христос воскрес? Почему люди умирают, если Христос победил смерть? Существует ли ад после Пасхи? Эти и другие вопросы, о которые нередко спотыкается наш слишком человеческий мозг, мы задали богослову, протоиерею Павлу Великанову.
Христос победил тотальность смерти как таковой. Воскрешения из мертвых были и до Христа, их совершали и пророки, и Сам Спаситель. Но это совершенно не то же самое, что произошло со Христом. Воскрешенные всё равно умерли. А Христос после воскресения не умирает — Его человеческая природа перешла в другое качество бытия, в котором смерти уже нет.
Объяснение, почему мы все должны пройти через смерть, есть у святителя Василия Великого. Он приводит такой образ. Представьте себе, что некий горшечник слепил с большой любовью замечательный сосуд для использования. Но его враг из ненависти взял и залил это изделие расплавленным свинцом. Что делать? Ни извлечь свинец теперь нельзя, ни пользоваться сосудом. Тогда горшечник принимает решение разбить сосуд — и заново склеить черепки, уже освобожденные от свинца. Под свинцом имеется в виду грех, который подчинил себе человеческую природу.
Только через смерть человек получает от него полную свободу. Поэтому мы все продолжаем умирать — но для нас смерть уже не означает конец жизни, а становится переходом из одного качества бытия в другое.
Воскресший Христос стал первым из всех людей, на ком исполнился замысел Бога о даровании человеку бессмертия. Когда мы говорим, что Христос победил смерть — это значит, что Он победил ее не как всеобщее явление в мире — он победил ее в Своей человеческой природе.
Есть замечательная книга «Иисус Христос в документах истории» Бориса Деревенского. Это качественное научное издание, в котором приводятся свидетельства различных авторов, в первую очередь светских, которые говорят о Христе как о реально жившем историческом лице. Это, например, Иосиф Флавий, Корнелий Тацит, Плиний Младший, Гай Светоний. Есть огромное количество свидетельств в апокрифах, которые хоть и не признаются Церковью как Священное Писание, но служат литературным памятником своего времени и источником исторических сведений о Христе.
Но в первую очередь воскресение Христа для нас — это предмет веры, более того — краеугольный камень всего христианского учения. Еще апостол Павел сказал: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор 15:14). То, что Христос — Мессия, а не самозванец, подтверждено именно Его воскресением. Не будь воскресения, вся дальнейшая история христианства, включая сошествие Святого Духа на апостолов, проповедь по всему миру, чудеса, стремительное распространение христианства — все это представляло бы собой невероятную, галактических масштабов аферу. Бывают крупные аферисты, которые могут десятилетиями обманывать и государство, и людей, но в какой-то момент их обман вскрывается. Но за две тысячи лет никому так и не удалось привести достоверных и доказанных свидетельств того, что Христос не воскресал.
О факте воскресения Христа может с психологической точки зрения свидетельствовать и тот внутренний переворот, который произошел в сознании Его учеников.
Посмотрите: они из забитых и испуганных казнью своего Учителя стали отчаянными проповедниками и «взорвали» весь мир своей проповедью, постоянно рискуя своей жизнью и в конце приняв насильственную смерть за свою проповедь. Достаточно вспомнить эпизод из Евангелия, когда апостол Петр говорит другим ученикам: «Иду рыбу ловить!» — и те отправляются с ним (Ин 21:3). То есть апостолы стали возвращаться к своей привычной жизни, потому что ждать больше нечего — Учителя убили и похоронили. Всё, конец. Но потом они вдруг начинают проповедовать Христа и не боятся ни гонений, ни смерти — такое можно объяснить только событием чрезвычайной важности. Их проповедь и была в первую очередь о Христе воскресшем.
Если бы Христос не воскрес, они бы не пошли на проповедь, переворота в их сознании не произошло бы, а учение Христа утонуло бы в массе подобных изречений мудрецов, философов, политических деятелей. С чего бы апостолы отправились умирать за Человека, который не сильно отличался от подобных ему лжемессий, которые в то время проповедовали и собирали вокруг себя последователей? Воскресение Христа это всё объясняет.
Да, во время пасхальных песнопений мы слышим, что Христос «разрушил врата ада». Это значит, что он стал Первенцем, который пробил стену, разделявшую человечество на две категории: либо ты живой, либо — в аду. Поэтому евреи бесконечно ценили земную жизнь. Они понимали, что за ее пределами ничего хорошего их не ждет. Но Христос вводит сюда другое измерение — Он становится тем, кто попав в ад, выходит из него в другое качество бытия. И не просто выходит, а еще и выводит с собой всех, кто ждал Его пришествия. Своим сошествием во ад Христос разрушил монополию ада на души умерших людей. Поэтому понимать слова пасхального песнопения как полное уничтожение ада — неправильно. Христос не уничтожает ад, а дает возможность из него выйти.
До Христа люди не могли не грешить. У них не было камертона «правильности» и человечности — всё было смутно и спутанно. Да, были заповеди Моисея, которые дал ему Бог, но они только ограничивали и отсекали то, что уже было мертвым. Это скорее ампутация, а не лечение — когда половина ноги сгнила, ее отрезают. Поэтому большинство заповедей носило отсекающий характер: НЕ прелюбодействуй, НЕ укради и так далее. Это не вопрос обретения Бога. Ветхозаветные заповеди нужны были для того, чтобы удержать человечество от окончательного озверения, утраты образа Божия. Но это еще не приводит человека в состояние близости с Богом.
Почему люди продолжают грешить после пришествия Христа? По той же причине, по которой люди с правильным представлением о музыке играют фальшиво, — никто не может им этого запретить, в том числе Бог, наделивший людей свободой воли. Мы можем только не пойти на концерт недобросовестных исполнителей.
В христианской аскетике причина греха — это неведение Бога. Когда человек открывает для себя Бога как самое желанное и самое любимое, он перестает грешить. Вернее, он может грешить, оступаясь в чем-то, но он не грешит в плане сознательного противодействия Богу. Грех часто понимают как нарушение нравственных установок. Но мы прекрасно знаем, что можно не нарушить ни одну нравственную установку и быть при этом редкой дрянью. У Христа получилось избавить людей от греха. Но необходимое условие этого избавления — готовность человека впустить Бога в себя и следовать Его воле.
Этого никто из людей не знает. Бесполезно представлять себе образы и пытаться угадать — все равно это будет не так.
В качестве направления для мысли могу предложить размышление архимандрита Емилиана (Вафидиса). В одной из своих проповедей он обращается к слушателям с вопросом: что это было за тело, которым обладал Христос? И сам дает потрясающей по своей смелости в плане богословия ответ. Он говорит, что Христос являлся Своим ученикам телесным образом не потому, что был обусловлен своим телом, а потому, что хотел именно таким образом удостоверить их в реальности Своего воскресения. Воскресшее тело Христа и сам Христос находятся в ином качестве бытия, которое нам недоступно в этой жизни. Как мы можем узнать, что там нас ждет? Да никак — воскреснем и тогда узнаем!
Почему здесь важны приведенные слова отца Емилиана? Он сразу отсекает уловку ума проецировать то, что мы имеем здесь, в тот мир. В последней книге «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса, когда его герои попадают в настоящую Нарнию (символически изображающую в книге Царство Небесное), они с удивлением находят себя в той же самой Старой Англии, в которой они выросли, которая была для них так дорога. Но теперь они видят Англию «более настоящей». Все гораздо лучше — и цветы, и здания. Лев Аслан зовет героев «дальше и выше». И что же они видят? Ту же самую Англию. Но по сравнению с предыдущей, она еще более подлинная, более настоящая. Это как если бы вы начинали чистить луковицу, но с каждой снятой чешуйкой ваша луковица не уменьшалась бы, а наоборот — увеличивалась. Этот образ Льюиса говорит о том, что в Царствии Небесном нас ждет динамика. Но не внешняя, а внутренняя, глубинная. Для Бога бесконечно дорого все то, что дорого нам.
Ответ здесь может быть очень коротким. Богу это нужно было для того, чтобы человеку, который задает Ему вопрос: «А что Ты сделал, чтоб в Твоем мире не было зла, греха и смерти?» — можно было ответить, показав на распятого на Кресте Сына Божьего. Что еще нужно было сделать для этого мира?.. Это то, чем христианство отличается от любых религий — превосходящая разум любовь Божия к людям. За наше право быть, право свободно выбирать — грешить или быть спасенным, Бог платит собственной жизнью.