Изречения о духовной жизни, семье и воспитании детей, мире и вере

 

ХРИСТОС – ВЕЗДЕ!

Изречения о духовной жизни, семье и воспитании детей, мире и вере

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) был известен как «пастырь покаяния»: основной формой его служения было совершение таинства Исповеди в храме Трех святителей в Афинах. В 1976 году старец основал мужской исихастиарий Благодатной Богородицы. Отец Епифаний – церковный писатель и богослов, автор множества статей и книг, переведенных в том числе и на русский язык.

Предлагаем нашим читателем подборку суждений и наставлений старца Епифания на актуальные для нас сегодня темы.

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)

***

Я хочу, чтобы те, кто находится рядом со мной, чувствовали простор, а не тесноту. Я никого не зову. Никого не держу. Никого не гоню. Кто хочет, приходит, кто хочет, остается, кто хочет, уходит. Я никого не считаю своим приверженцем или последователем.

***

Самый прекрасный миг в течение дня – после повечерия, когда я преклоняю колена и говорю: «Братья и отцы, простите меня, грешного, и святой Бог да простит вас».

***

Полгода в исповедальне добавляет столько же знания и опыта, сколько четырехгодичное обучение в университете.

***

На вопрос, испытывает ли он чувство некоей ущербности, видя, как более молодые и менее способные архимандриты становятся архиереями, отец Епифаний отвечал:

– Чадо! Почему я должен испытывать это чувство? Чего мне не хватает? Короны на голове? Я никогда не завидовал подобным вещам, да мне это и не подходит. У меня нет недостатка ни в чем. Я священник и совершаю Таинства. Благословляю хлеб и вино, и они становятся Телом и Кровью Христовой. Читаю разрешительную молитву над верующим, и изглаживаются его грехи. Сочетаю мужчину и женщину в новую жизнь. Делаю всё. Единственное, чего не делаю, – не рукополагаю. Но это преимущество, а не недостаток. Знали бы вы, какова ответственность епископов и как они будут давать отчет за совершаемые ими рукоположения! И знаете что еще? Я чувствую, что даже то, что я священник, – уже много для меня!

***

Приходите в церковь рано. Мы совершаем утреню для верных, а не для стасидий[1].

Божественное Причащение является по преимуществу Таинством веры. В Крещении у нас вода, хотя и освященная, но всё же вода. В Елеосвящении у нас масло, конечно, освященное, но масло. В Божественном Причащении мы видим хлеб, вкушаем хлеб, но это не хлеб. Это Плоть. Видим вино, вкушаем вино, но это не вино. Это Кровь. Это по преимуществу Таинство веры, потому что наши чувства испытывают вызов.

***

На вопрос, что произойдет, если в Православную Церковь придет, как и на Западе, идея о «рукоположении» женщин, отец Епифаний ответил:

– Что вы переживаете? Благочестивые женщины, которые по всему желали бы поднять на свои плечи «подвижничество», верно хранят традиции Православия. А «феминистки» Греции слышат слово «Церковь» – и… бегут в панике. Итак, не переживайте. В Православии нет опасности рукоположения никаких женщин: ни нечестивых, ни, тем паче, благочестивых!

***

Монахам он говорил:

– Мы пришли сюда главным образом не для рукоделия, не для огородов и строек. Потому что мы можем спасти душу и без этого. Мы пришли сюда главным образом для души. А чтобы ее спасти, мы должны проводить день безгрешно. С кротостью, правилом, молитвой.

***

Послушание имеет ценность, когда оно совершается в том, что кажется нам неразумным. В том, что разумно, оно не имеет ценности и называется не послушанием, а согласием, и не слушаться в этом последнем случае – неразумно.

***

В конце каждого нашего прошения в молитве да говорим: «Не как я хочу, а как Ты». Только к одному прошению не нужно добавлять этого: в прошении о нашем спасении, потому что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины».

***

Когда работаете, молиться позволительно и необходимо. Но когда молитесь, не позволительно работать!

Когда работаете, молиться позволительно и необходимо. Но когда молитесь, не позволительно работать!

***

Я очень боюсь, что те, которые сознательно пренебрегают постом, не имея проблем со здоровьем, не интересуются спасением своей души по-настоящему.

Отцы говорят: все сражения выигрываются нападением. Единственное сражение, которое выигрывается бегством, – сражение против плоти.

***

Одному юноше, который говорил ему, что испытывает сильную плотскую брань и что, как он полагает, эта брань окончательно прекратится в браке, отец Епифаний ответил:

– Чадо, проблему «плоти» не решают ни брак, ни безбрачие, ни многобрачие. Проблему «плоти» решает только «плита», то есть гроб. Брак просто смягчает проблему. Он не решает ее. Итак, нужно бодрствовать всю жизнь. Подвизайся и ты отныне, прося у Бога помощи, – и Он укрепит тебя.

***

Когда кто свободен, у него есть права и обязанности. Когда он вступает в брак, у него есть очень мало прав и очень много обязанностей. Но когда у него родятся дети, у него совсем нет прав, а только обязанности.

***

Один состоящий в браке человек однажды спросил его, позволительно ли супругам иметь иконостас в спальне. Он ответил:

– Чадо, надо знать, что Христос везде. И на кухне, и в гостиной, и в спальне. Никогда этого не забывай.

***

Говорите больше Богу о ваших детях, чем детям о Боге.

Для правильного христианского воспитания детей нужно мало слов, много примера и еще больше молитвы.

Обращайтесь с детьми как с жеребятами. То натягивая, то ослабляя узду. Когда жеребенок брыкается, мы, не отпуская узду, ослабляем ее, потому что иначе она порвется. Но когда он спокоен, мы натягиваем узду и ведем его куда хотим.

***

На вопрос, где же любовь Божия, когда Он попускает умирать маленьким детям, старец ответил:

– Бог поручил родителям воспитание Своих детей, а не их детей. Дети – Божьи, а не их. Бог через смерть маленьких детей часто делает то же, что пастух со своенравной овцой, которая не хочет заходить в овчарню: берет ее ягненка, чтобы заставить и мать прийти к нему.

Бог поручил родителям воспитание Своих детей, а не их детей. Дети – Божьи, а не их

***

На вопрос детей и юношей, что им делать, когда они встречают дома противодействие в том, что касается духовной жизни, старец ответил:

– Научитесь «топать ногой»! Я не понимаю, почему всякое хулиганье, марксисты и прочие проводят свою линию у себя дома, причем в вопросах, часто противоречащих закону Божию, а вы избегаете вызвать неудовольствие своих домашних и возвысить голос ради Бога! Как же вы ожидаете, что укрепится ваш характер?

***

Многодетность есть в большей степени вопрос жертвенности и в меньшей – материальных средств.

***

Чтобы опровергнуть все глупости, которые пишутся против христианства, горы должны стать мозгами, деревья – ручками, море – чернилами, а поля – бумагой.

***

Хозяин у нас есть всегда: либо Бог, либо диавол и наши страсти. Свобода у человека есть только в отношении выбора: выбрать хозяином либо Христа, либо диавола. После этого начинаются обязанности – как в одном случае, так и в другом. Многие говорят, что христианские обязанности – это гнет. Но мы, христиане, говорим о подвиге.

***

Что «Бога нет», обычно говорят люди негодные или безнравственные. Еще не нашелся и не найдется человек нравственный, воздержный, добродетельный и т.д., который так легко сказал бы: «Бога нет».

***

Мы неверно перетолковали смыслы. Спасение мира Бог возложил на Своего Сына, а не на нас… А мы должны смотреть прежде всего за своей душой и, если можем, помочь пяти-шести людям вокруг нас.

Само по себе дело клирика не является общественным, его задача – образовывать настоящих христиан. Общественное дело будет затем делаться уже самими христианами.

***

Не существуют многие или немногие, маленькие или большие проблемы. Единственная проблема – отсутствие Христа в нашей жизни.

***

«Всё человеческое – суета». Всё без исключения? Нет. Только то, чего «нет после смерти». Богатство, слава, красота – суета, потому что остаются здесь. Но милосердие, терпение, незлобие и добродетели в общем – не суета, потому что они сопровождают нас и в иной жизни.

***

Диавол толкает нас на грех, но последнее «да» говорим мы.

Диавол толкает нас на грех, но последнее «да» говорим мы

***

Не прилипайте к телевизору. Не забывайте, что кнопка используется не только для включения, но и для выключения. Хранитесь от «средств массового ослепления».

***

Один юноша, разочарованный нравственным и духовным падением общества, описанным неким проповедником, спросил отца Епифания о его мнении. Тот сказал:

– Слушай, чадо, многие начинают с неправильной позиции: как такое происходит, когда мы живем в христианском государстве? А следовало бы считать, что мы, сегодняшние христиане, живем в государстве языческом, атеистическом, масонском и т.д., и быть довольными, что нас еще не распяли на крестах. Вот это – горькая правда!

 

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
Перевел с греческого Михаил Вишняк
Перевод выполнен по: Λέκκος Ε. Πατήρ Ἐπιφάνιος Θεοδωρόπουλος (1930–1989) // Σύγχρονοι Γέροντες. Τ. 12. Ἐκδ. Σαΐτη, 2011.