Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени: Согласно одной из версий, имя означает по-старославянски «владеющий миром». Согласно другой — соединяет славянский корень «влад-» («власть, сила») сготским mērs («великий») и значит «великая сила».
День памяти: 28 июля
Церковь именует князя Владимира равноапостольным, ведь именно по его инициативе Русь приняла Крещение около 988 года.
Поначалу Владимир был человеком необузданным, страстным и, пожалуй, даже страшным — мстительным, жестоким, развратным… Он с оружием в руках оспаривал киевский престол у собственного брата и радовался его смерти. Он не постеснялся взять в жены полоцкую княжну Рогнеду, отца которой убил. Он велел зарезать двух варягов-христиан, Феодора и его сына Иоанна, чтобы «отблагодарить» языческих богов за успешный военный поход…
Но было во Владимире и нечто такое, что заставляло его искать истинного Бога. И когда он Его нашел, то словно родился заново. «Был зверь, а стал человек», — говорил он впоследствии сам о себе.
Поиск истинной веры Владимир начал с попытки реформировать язычество: он хотел составить единый пантеон «богов» и распространить их почитание по всей Руси. Но реформировать язычество не вышло. Тогда Владимир обратил внимание на религии соседей: ислам, иудаизм и христианство. Сперва князь лично встретился с представителями каждой из этих религий. Затем направил послов в разные страны. Больше всего впечатлений привезли те из них, кто побывал в Константинополе: оказавшись в Святой Софии — главном соборе византийской столицы, киевляне потеряли дар речи!
Выбору православия способствовала и политическая обстановка. Византийские братья-императоры Василий II и Константин VIII воспользовались помощью русских дружин для подавления военного мятежа и обещали за это князю Владимиру в жены свою сестру Анну. Но не торопились с исполнением обещания. А Владимир не желал креститься под давлением Византии. Он решил получить обещанное силой, захватил Херсонес — и тогда вдело вмешался Господь.
Князь, предвкушавший скорую победу, внезапно ослеп. Слабый и беспомощный, он согласился креститься. А из купели вышел уже совсем другой человек — зрячий и физически, и духовно.
Евангелие князь Владимир воспринял всерьез. Он сбросил в Днепр изваяния языческих «богов», отменил кровавые жертвы; он полностью изменил свою жизнь и постарался изменить жизнь на Руси: стали открываться школы и строиться церкви; на княжеском дворе регулярно раздавали (а больным — развозили по домам) продовольствие и милостыню. Поначалу Владимир думал даже отменить смертную казнь — отговорили греческие епископы. Крещение не было для князя одним лишь актом политического самоопределения. Это был его религиозный и нравственный выбор.
Рассказ о жизненном пути Владимира по-особенному убедителен. В отличие от частых житийных сюжетов, герои которых с младенчества живут праведно и творят чудеса, здесь перед нами живой человек из плоти и крови, который был мертв и ожил (Лк 15:24), впустил в свою жизнь Христа и позволил Христу преобразить его.
Правнук князя Владимира. Прозвище Мономах получил от матери - дочери византийского императора Константина IV Мономаха. Во время княжеских междоусобиц стал инициатором двух объединительных княжеских съездов (в Любече и Уветиче). В 1113 году его пригласили княжить киевляне. Написал «Устав Владимира Мономаха», ограничивший прибыли ростовщиков и облегчивший жизнь холопов, а также «Поучение», адресованное детям и призывающее князей к единству. День памяти - 28 июля.
Последовательно возглавлял три крупнейшие митрополичьи кафедры - Московскую (1898–1912), Петербургскую (1912–1915), Киевскую (1915–1918). Много внимания уделял миссионерской работе, полемике с марксистами, церковному просвещению. Содействовал великой княгине Елизавете Федоровне в ее благотворительных инициативах. Был почетным председателем Всероссийского Поместного Собора. Убит 25 января 1918 года в Киево-Печерской лавре захватившими ее солдатами, стал одной из первых жертв большевистского террора. День гибели священномученика Владимира избран Церковью для празднования памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Один из самых влиятельных русских религиозных философов. Высшим предназначением России считал служение идее всемирного общечеловеческого единения в христианском духе. Разрабатывал проекты объединения христианских Церквей. Оказал огромное влияние на религиозную и философскую мысль России конца XIX - начала ХХ века, стал родоначальником движения «богоискательства» в среде интеллигенции.
«Красно Солнышко», «Креститель», «Святой», «Великий» — с такими именами князь Владимир вошел в летописи. Эти эпитеты отражают отношение русского народа к своему князю.
На выбор веры князя Владимира повлияла в том числе икона Страшного Суда. Ее привезли приглашенные им в Киев греческие монахи. Целью их было познакомить русского князя с православием. Икона, наглядно изображавшая посмертную судьбу грешников и праведников, заставила его всерьез задуматься о принятии православия.
Миф о крещении Руси «огнем и мечом» берет начало в Иоакимовской летописи, известной лишь по цитатам в «Истории Российской» Василия Татищева. Якобы новгородцы сопротивлялись крещению и «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Сегодня у ученых нет уверенности, что Иоакимовская летопись вообще существовала, но если и так, то из нее следует, что сопротивление новгородцев было исключением из общего правила.
Князь Владимир построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси. Его возвели в 996 году на месте гибели мучеников Феодора и Иоанна. На содержание храма шла десятая часть дохода княжеской казны, отсюда и название. Это был уже не первый христианский храм на Руси (ставить храмы начала еще святая княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестившаяся в Константинополе около 957 года), но первый каменный. В 1240 году его разрушили татаро-монголы.