ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА
Преображение Господне
Злоба помрачает лицо. Ненависть, злые мысли и непрощение делают душу угрюмой
Любовь познается как свет. Иначе и быть не может. И где вы видели, чтобы любящий не сиял светом любви? Едва один полюбил другого, как он весь преображается. Даже наша земная, несовершенная, человеческая любовь – и она есть свет, озаряющий сумерки жизни. Свет сияет во взоре любящего. И любимый для любящего выделяется из среды всех других так, как если бы он был во свете.
Злоба помрачает лицо. Ненависть, злые мысли и непрощение делают душу угрюмой. Тень ложится на лик человека от печали или уныния. Лицо же любящего сияет светом, подобно тому как утренняя роса хранит в себе свет восходящего Солнца.
Бог есть Любовь. Любовь же являет себя как свет. И потому Бог есть Свет. Рай – Царство Света, ибо Рай есть Царство Любви. Поэтому Тот, кто вернул нам Рай, – Тот же же вернул и Свет, даровал нам созерцание Света.
***
В делах человеческих – много хитросплетений. В деле Божием Премудрость являет себя в самых простых, внешне безыскусных событиях. Спаситель жалеет Своих учеников. Когда Он молится, они зачастую спят. Так и на сей раз «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9, 32). Они привыкли к Спасителю, к Его кротости и безграничному милосердию, они знают – Он их не бросит.
И вот, Он не ругает, не отчитывает их. Не будем порицать и мы. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). И не только поститься или молиться, но исповедовать Его сквозь кровавые муки – ад земных пыток воспримут ради свидетельства о Рае Небесном. Иаков из всех апостолов убит будет первым, а брат его Иоанн Богослов, пройдя истязания, покинет земной мир самым последним, Петр же запечатлеет свое свидетельство кровью по времени где-то между ними. Такова судьба трех свидетелей Преображения. И потому Спаситель жалеет их. А еще приоткрывает им Тайну.
«Пробудившись, увидели славу Его» (Лк. 9, 32). Вряд ли возможно передать то, что пережили они в этот момент. Самые счастливые моменты нашей жизни, наполненные беззаветной любовью и радостью, не сравнятся с сокровищем того, что открылось трем избранным ученикам Господа. Сердце их чувствует прикосновение Света и пробуждается, словно майский цветок, всем своим существом воспаряющий к Солнцу. Любовь нескончаемая, Любовь безначальная, несозданная, являет Себя как Свет, восхищающий от земного к небесному. Апостол Иоанн Богослов впоследствии скажет кратко: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).
***
«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Сын Божий никогда не лишался Светоносной Славы Своей. «Свет пришел в мир» (Ин. 3, 19), но как бы грешные люди общались с Ним, если и на видимое Солнце мы не можем смотреть без боли? Славу Свою Он на время скрыл под завесой плоти. Принял уничижение земного пути, чтобы открыть земным, то есть нам, дорогу к Небесному. Как признается апостол Павел, если бы власти века сего познали тайну сию, «то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 8). За лишившихся славы и пришел умереть Господь славы. Славный – ради бесславных, Чистый – за осквернившихся.
Когда-то сердце Адама отвратилось от Света. Обратив взор на отца лжи и тьмы, Адам сам облачился во тьму – утратил светоносные ризы. В очах прародителей угас свет Божественной благодати. Жизнь же людей превратилась в кромешный ад. Но теперь на горе Преображения – Новый Адам. «Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Так нам открыто, что человеку возвращаются светоносные ризы, коих совлекся Адам. Райским светом сияет Новый Адам, чтобы трое Его учеников до вкушения смерти «увидели Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1), и поведали о том нам.
Посреди грешной земли приоткрылось окошко Райского Царства
Посреди грешной земли приоткрылось окошко Райского Царства. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16; ср. Ис. 9, 2). Это сказано тоже для нас.
«Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? ... Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7, 13–17). Агнец сияет Божественным светом, но чтобы засияли и наши ризы, Ему предстоит пролить Свою Кровь. Его Кровь убелит наши ризы. И с этого момента есть надежда, ибо дан нам залог чистоты.
Без Преображения Господа не было бы ни Сергия Радонежского, ни Серафима Саровского, ни Паисия Святогорца, ни Гавриила Самтаврийского, ни множества ликов святых. Ибо как говорить о стяжании благодати Духа Святого, если бы Господь самым делом не явил этого нам?
Преображение Господа – средоточие судеб мира. Он для того и родился, пострадал и воскрес, чтобы даровать нам Свое Преображение. В духовном же центре мироздания – лишь Он, «одеяйся светом яко ризою», Свет предвечный, надмирный, облачившийся в нашу человеческую плоть.
И потому на горе Преображения пред Ним преклоняются небесные, земные и преисподние. Ему предстоит Илия, взятый в небесные сферы живым, и Моисей, сошедший после смерти в шеол, где вместе с праотцем Авраамом, многострадальным Иовом и прочими праведниками Ветхого Завета ожидал Искупителя. Закон и пророки, живые и мертвые, небеса и земля, грядущее и минувшее – всё обретает свой смысл лишь в связи с Преображением Господа.
Петр предлагает устроить три кущи, то есть палатки. Он как бы говорит: «Давай останемся здесь еще. Нам настолько хорошо, что больше для счастья ничего нам не надо». Он хочет удержать Райский Свет на земле. Кажется, наивно и безнадежно? Нет! Спаситель и создаст эти кущи – для Себя, для Илии и Моисея, для Своей Пречистой Матери, для множества святых: это суть наши храмы, алтари которых посвящены небожителям. Вроде бы рукотворные скинии, а в них обитают Его Слава и Свет. И в этих скиниях мы вместе с апостолом Петром восклицаем: «Хорошо нам здесь быть!» (Лк. 9, 33). С Богом всегда хорошо. «Во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10).
***
Кратким блеском молнии явил Он Свой Свет на горе, чтобы потом спуститься к толпе любопытных зевак, к горюющему отцу бесноватого отрока, которого не могли исцелить оставшиеся внизу девять учеников, к роду неверному и развращенному.
Он только что сиял вечным Божественным светом, но теперь вернулся к нашим земным реалиям. Одни здесь спорят и сомневаются, другие хотят помочь страждущему и не могут, сам страждущий мучается несказанно, а демон злобно терзает его. Но Нисшедший с горы вселяет веру в слабое сердце, спасает страждущего, изгоняет беса – Он всё расставляет на свои места. И еще – учит посту и молитве, то есть воздержанию и всецелому устремлению к Богу. Вот оно, начало преображения для каждого из нас.
Еще предстояли Страдания. Лишь пройдя их, можно было достичь Воскресения. Но мир после Преображения Господа уже был не такой, как прежде. В нем зримо воссиял Свет Незримого, открылась благодать Того, Который выше всего земного. В нем еще раз приоткрылась тайна Троицы: «Облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
Христос явил на горе свет Своего Божества, чтобы свет Любви сиял в нашем сердце
Преображение есть тайна будущего века. Оно суть Царство Любящего с любимыми, с теми, которые откликнулись любовью на любовь.
Христос явил на горе свет Своего Божества, чтобы свет Любви сиял в нашем сердце. Как распялся ради нас и воскрес для нас, так и преобразился ради нашего преображения.
Верно замечено, что христианство – не философия, а живой опыт. Это живое действие Бога живого. Так же, как и вера со стороны человека – живой отклик живой души. В том самая суть христианства, чтобы люди уже здесь, на земле, становились причастниками Божия Царства.