Поставивший преграду еретикам

 

Священномученик Ириней Лионский — выдающийся богослов и церковный учитель, принадлежащий к третьему поколению ранних христиан. Он жил во II веке по Рождестве Христовом, в сложную для Церкви эпоху, когда христиане претерпевали кровавые гонения со стороны власти и переживали первый опыт столкновения с внутренним врагом — раскольниками и еретиками. В трудах святого Иринея содержится четкое богословское опровержение заблуждений его времени и впервые в церковной истории дается систематическое изложение важнейших постулатов христианского богословия. Его память Церковь празднует 5 сентября.

«Узнанное в детстве срастается с душой…»

Смирна в 1880-е гг.Юные годы святого Иринея прошли в Смирне — одном из значимых культурных центров Малой Азии и одном из самых красивых городов Римской империи. Население Смирны состояло в основном из греков, которые гордились своим земляком, великим поэтом Гомером, и по языческому обычаю поклонялись его статуе, воздвигнутой в храме. А еще поклонялись Бахусу и вели, как свидетельствуют современники, жизнь изнеженных сибаритов.

Первым просветителем Смирны был, вероятнее всего, апостол Павел, однако создал полноценную христианскую общину здесь святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Юный Ириней воспринял христианское благовестие от ближайшего ученика «апостола любви» — епископа Смирнского Поликарпа, впоследствии мученика. С самого начала юноша благодаря своему духовному наставнику усвоил очень важную мысль, которая помогла ему потом поставить преграду еретикам: христианское учение передано нам через апостолов от Самого Христа, и любые духовные рассуждения должны опираться на их авторитет.

Личность святого Поликарпа оставила глубокий след в душе Иринея. «Узнанное в детстве срастается с душой», — писал он впоследствии. В памяти юноши сохранились все детали, все слова, которые святой Поликарп припоминал из своих бесед с апостолом Иоанном Богословом и со всеми теми, кто видел Господа своими глазами.

Святой Ириней получил прекрасное светское образование: анализ его трудов говорит о том, что он серьезно изучал классическую греческую философию и прекрасно разбирался в эллинистической художественной литературе. Кроме того, он изучал древнееврейский язык — язык Ветхого Завета.

Письмо Лионских мучеников

В 177 году святой Ириней навсегда покинул родную Смирну, чтобы стать помощником престарелого епископа города Лиона — святого Пофина. Это было время, когда на христиан города Лиона обрушились очередные жестокие гонения. Ожесточенная чернь, возбужденная слухами о тайных оргиях, которые якобы происходили за закрытыми дверями христианских собраний, побивала христиан камнями, грабила, а затем избитых и израненных заключала в темницу, где их ждало столкновение с римской государственной машиной, заканчивавшееся, как правило, печально. В истории гонений на христиан, особенно в провинции, огромную роль играли представители власти на местах, именно от них зачастую зависело, будет ли очередной рейд пустой формальностью или настоящей катастрофой. Представитель Рима, которому было поручено вести лионское дело, проявил неслыханную жестокость. Всего в тот год было предано лютым истязаниям и смерти 43 человека — самые благочестивые, самый ревностные, самые стойкие христиане Лиона. Однако святого Иринея среди них не было. В это страшное время на него была возложена особая миссия — доставить коллективное письмо томившихся в темнице лионских христиан Папе Римскому. О чем думали и писали эти узники на пороге собственной смерти? Оказывается, в этом письме содержалась их оценка деятельности монтанистов — группы якобы христиан, которые, внешне ведя праведную жизнь, поставили Церковь на грань раскола. Уберечь собратьев от этого соблазна было важнее, чем сохранить собственную жизнь.

Кто «святее» Папы Римского?

Святому Иринею повезло: он беспрепятственно достиг своей цели и передал послание мучеников римскому епископу Елевферию. Письмо дошло до нас только в отрывках, которые передал потомкам церковный историк Евсевий Кесарийский.

Монтан и его последователи не посягали на чистоту хрис­тианской веры, не искажали учения апостолов. На первый взгляд, их проповедь выглядела как призыв к пламенной вере и очищению нравов, чего нельзя было не приветствовать. Если бы не одно «но»… Монтанисты считали себя «элитой» христианства, стоящей в нравственном отношении намного выше обмирщенной серой массы. Они разделяли грехи на прощаемые и непрощаемые и считали, что если человек впадал в тяжелые прегрешения — блуд, убийство, отпадение от веры, то ничто уже не могло соединить его с Богом. Монтан резко выступал против принятия в церковную общину тех, кто отрекся от Христа под давлением властей. Основываясь на том, что члены церковных общин больше не обладают теми харизматическими дарами, которые в изобилии пребывали в Церкви во времена апостольские, Монтан призывал своих учеников к новому пророческому служению. Он по сути отвергал самые основы того, что есть Церковь для каждого кающегося грешника: зачем нам такая Церковь, в которой прихожане грешат, а епископы не творят чудес?

Позднее в одном из своих трудов святой Ириней дал исчерпывающий ответ на этот вопрос: он четко сформулировал церковное учение о роли епископов в Церкви как прямых продолжателей дела апостольского. Стоит отметить, что римский епископ не предпринял никаких жестких мер против раскольников. Эта ересь была окончательно осуждена только на Первом Вселенском Соборе в Никее.

Фантастический роман для «избранных»

После визита к Папе Римскому святой Ириней вернулся в город, которые оплакивал своих мучеников. Среди погибших оказался и епископ Пофин. Священномученик Ириней стал его преемником. К этому периоду относится его борьба с гностицизмом — ересью, которая возникла как реакция интеллектуальной элиты языческого мира на Благую весть. Плодом этой борьбы стало масштабное сочинение, известное нам под названием «Пять книг против ересей», в котором впервые были сформулированы важнейшие тезисы о Священном Писании и Священном Предании и очерчены границы церковного учения.

Идеи гностиков похожи на дурной фантастический роман, в котором некие сущности выступают под видом богов, ссорятся и мирятся, женятся и разводятся, попутно порождая то, что мы зовем нашим миром. Иисус Христос для них только один из элементов в этой череде безумных превращений. Несмотря на очевидную чуждость гностических учений христианству, они представляли большой соблазн для неофитов. Эти люди утверждали, что обладают неким высшим знанием — гнозисом, недоступным простым христианам и полученным ими от Самого Христа. Установить границу между лжеучениями и подлинным православным вероисповеданием было непросто, потому что еще не был установлен новозаветный канон, еще не пришла пора Вселенских Соборов, не существовало кафолического церковного авторитета.

В труде «Против ересей» святой Ириней пишет о том, что в Церкви Христовой нет никаких тайных знаний для «избранных», а критерием истинности того или иного вероучительного постулата является его укорененность в Священном Писании и Предании Церкви.

О смерти святого Иринея не сохранилось никаких достоверных данных. Однако Православная Церковь почитает его как священномученика. Вероятно, он погиб в 202 году во время очередных гонений, которые обрушились на христиан Галлии.

Святые мощи мученика долгое время хранились в Лионе. В 1562 году при захвате города гугенотами (французскими протестантами) они были утрачены.

Сегодня, спустя почти две тысячи лет, фантасмагория гностиков представляет лишь исторический интерес. Однако критерий истинности, выдвинутый святым Иринеем, актуален до сих пор: в каждом столетии появляются свои волки в овечьей шкуре, которые пытаются увести верующих от Христа, предложив им свою, «модернизированную» модель христианства.

Газета «Православная вера» № 15 (659), август 2020 г.