«ЕЛИЗАВЕТА»

 

«ЕЛИЗАВЕТА»

Беседа с кинодокументалистом Еленой Чавчавадзе о ее новом фильме

В воскресенье, 11 октября, в 20:10 на телеканале «Культура» будет представлен документальный фильм «Елизавета», рассказывающий о великой княгине Елизавете Федоровне. Авторы фильма – заслуженный деятель искусств, кинодокументалист Елена Николаевна Чавчавадзе и режиссер Галина Огурная. Фильм создан при поддержке Фонда Президентских грантов.

О судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой можно говорить долго. Издано множество книг, сохранились обширная переписка, свидетельства современников, уникальные фотоархивы.

Элла, как называли ее в семье, наполовину немка, наполовину англичанка, никогда не познает радости материнства, но станет настоящей матерью для несметного количества русских людей.

Разумеется, благотворительность в России не была явлением совсем новым. Но именно Елизавете Федоровне предстояло раскрыть в полной мере суть жертвенной любви.

Автору данного материала была любезно предоставлена возможность познакомиться с фильмом до его выхода на экраны. И теперь мы беседуем о нем и его героине с одним из его создателей – Еленой Николаевной Чавчавадзе.

Елена Николаевна ЧавчавадзеЕлена Николаевна Чавчавадзе

– Елена Николаевна, прежде всего поздравляю вас с очередным творческим успехом. Думаю, фильм заслужит высокую оценку аудитории.

Показ этой работы приурочен к памятной дате в биографии великой княгини Елизаветы. Мы знаем, что она была убита 18 июля. А на дворе – октябрь.

Она стала и образцом «государственного служащего», руководила по сути целым социальным «министерством»

– Действительно, убийство было совершено 18 июля в Алапаевске, а 11 октября тела великой княгини Елизаветы и инокини Варвары были подняты из шахты. Эта дата обозначена Русской Православной Церковью как день обретения мощей этих святых преподобномучениц. Но нам хотелось бы сказать о великой княгине не только как о первой настоятельнице Марфо-Мариинской обители, а о ее беспрецедентном социальном служении России.

Семья великого герцога Людвига IVСемья великого герцога Людвига IVК чему бы ни прилагала своего сердца Елизавета Федоровна, она добавляла свои отличительные качества: последовательность и верность. Это касалось и принятия Православия: перемена вероисповедания произошла в жизни княгини Елизаветы лишь по прошествии семи лет брака, осознанно и серьезно. Но, сделав однажды свой выбор, она была верна ему до конца.

Она стала не только образцом православного человека, но и образцом государственного служащего. Нам с вами трудно понять, как человек, который вообще может ничем себя не обременять, поскольку входит в элиту российского общества, руководит по сути целым социальным «министерством». В настоящее время функционал подобной должности включает обязанности вице-премьера Правительства Российской Федерации по социальным вопросам, и мы понимаем, что это огромная нагрузка и колоссальная ответственность.

– Действительно, масштаб деятельности великой княгини просто поразительный.

18681868– Много лет я занимаюсь исследованиями в области русской истории, и мне казалось, что я много читала и знаю о деятельности Елизаветы Федоровны. Но когда я стала погружаться в материал, оказалось, мне предстоит узнать много неизвестного.

Поле деятельности Елизаветы Федоровны настолько велико, что его подробное описание не уложится даже в несколько документальных фильмов. Например, мы лишь обозначили ее поездки по стране, которые она совершала в период между Русско-японской и Первой мировой войнами. Путешествия были не столько паломническими, что естественно для человека, имеющего монашеское устроение души, но в них она проявляла себя также как государственный деятель и как администратор.

18761876Ограничения по экранному времени не позволили нам более подробно рассказать о борьбе великокняжеской четы с эпидемией в Московской губернии. Она сегодня фактически сопоставима с территорией Центрального федерального округа, которую возглавляет православный христианин и благотворитель Игорь Олегович Щеголев.

– Если человек грамотно распоряжается средствами, он может сделать очень много добра. Сегодня я вижу, как стартуют комплексные социальные проекты, где муж и жена действуют сообща. Это очень отрадно наблюдать.

– Существует стереотипное мнение, что состоятельные граждане жертвуют лишь от своих избытков. Но Елизавете Федоровне удавалось привлечь к благотворительности все слои общества: и бедных, и богатых. Для княгини жертвователи были одинаково ценны: и мальчик Вася, который жертвовал пять копеек, и князь Голицын, который жертвовал двадцать тысяч.

Манифест о принятии православияМанифест о принятии православияВ нарядных залах Дворянского собрания, Большого театра ежегодно проходили благотворительные базары. Елизавета Федоровна, как и многие представительницы высших слоев общества, сама стояла за прилавком и продавала свои работы – она очень хорошо рисовала.

Дневниковые записи великого князя Сергея Александровича содержат такие строки: «Жена снова на благотворительном базаре».

Помните эпизод, когда крестьянин, подошедший к ней на одной из подобных ярмарок, говорит: «Княгинюшка, ты ангел! Дай мне что-нибудь из твоих рук»? Подобные случаи опровергают риторику большевиков, которые трубили о ненависти простых людей к богатым и знатным.

Важным шагом было учреждение специальных наград для благотворителей. Например, великий певец Леонид Собинов, который давал концерты в пользу Иверской общины, свидетельствовал в своих воспоминаниях, что елизаветинский орден был для него самым памятным из всех.

1891. Метрическая запись о присоединении Елизаветы Федоровны к православию1891. Метрическая запись о присоединении Елизаветы Федоровны к православию– На мой взгляд, деятельности великой княгини сопутствовал успех не только благодаря притоку денежных средств, но и благодаря грамотному руководству, выбору единомышленников. Как сейчас принято говорить, «команде».

– Ей доверяли безусловно. Она сумела сплотить вокруг себя команду людей из привилегированных слоев российского общества. Первыми сестрами, которые поселились в Марфо-Мариинской обители, были как раз люди из аристократии. Они разделяли идеи ее служения.

Елизавета Федоровна обладала большим талантом увлекать людей, окружая себя теми, кто был способен разделить ее основные принципы: последовательность и верность.

Фокус внимания социального служения Елизаветы Федоровны был очень широк: от повышения уровня медицинского образования, обеспечения нужд фронта до посещения мест предварительного заключения. Для нее не существовало «неприятных» мест, таких, например, как печально известная Хитровка.

Ее талант особо проявился во время войн: и Русско-японской, и Первой мировой. Трудно себе представить, чтобы один человек мог на своем попечении иметь 807 госпиталей только в одной Москве, при этом буквально в каждом петербургском дворце также были оборудованы госпитали и мастерские.

Иверская общинаИверская община

Война наносила системный урон обществу. И здесь деятельность великой княгини была буквально спасительной. Ей принадлежала идея создания «летучих отрядов» медиков, оснащенных самыми передовыми медицинскими технологиями. Она помогала семьям погибших, создала пристанище для детей, которые убегали на фронт и не могли впоследствии воссоединиться со своими родными.

1904. Елизаветинская община. Харбин1904. Елизаветинская община. Харбин

Великая княгиня заботилась не только о живых героях, но и о тех, кто отдал свою жизнь за Родину на поле брани.

Масштабы замысла княгини по увековечиванию памяти павших в годы войны были грандиозными. Отдельно стоит сказать о том, что ей принадлежит идея создания Всехсвятского кладбища. В советское время оно было уничтожено, закатано под асфальт. Силами Российского исторического общества сейчас это место поддерживается.

1904. Мастерская в Кремле1904. Мастерская в Кремле

На мой взгляд, отношение к погибшим в военных действиях, к умершим – это катализатор нравственного и духовного состояния общества в целом. Слава Богу, мы наблюдаем возрождение традиций общенародной памяти павших, которая получила название «Бессмертный полк». Но мы совершенно не вспоминаем тех, кто погиб в годы Русско-японской и Первой мировой войн, как будто их жертвы были менее значимыми.

Говоря об итогах Первой мировой войны после отречения Государя, мы не можем не сказать, что Россия, стоявшая вместе с союзниками на пороге победы, была ее лишена. Большевики, захватившие власть, от лица России подписали предательский Брестский мирный договор. По этой причине в советское время Первая мировая война, названная Лениным «империалистической», то есть захватнической, была вычеркнута из народной памяти.

Марфо-Мариинская обитель. Дети-сиротыМарфо-Мариинская обитель. Дети-сироты

Для нас важно, чтобы люди чтили великую княгиню не только как преподобномученицу, основательницу Марфо-Мариинской монашеской обители, что уже было бы достаточным условием для почитания и прославления ее в лике святых, но и как великую труженицу и пример жертвенной любви к людям.

В 1918 году в Алапаевске ей, уже заключенной, простые люди передали тот рушник, с любовью вышитый в 1914-м

В биографии Елизаветы Федоровны есть такой трогательный факт. Находясь в одной из своих последних поездок по стране, она должна была посетить Алапаевск. Но в связи с тем, что началась война, она была вынуждена вернуться. К ее приезду был подготовлен подарочный рушник, вышитый крестьянками Алапаевского уезда. Он сохранился.

Четыре года спустя княгиню привезли в Алапаевск уже в качестве заключенной, но людям удалось передать ей ягоды в лукошке и рушник, вышитый к ее приезду в 1914 году. Это очень простая ручная работа. Но в нее вложено столько любви! Такую любовь невозможно сымитировать. Рушник – дар простых людей, от имени которых якобы творилась революция. От тех самых людей, которых преподносили как «ненавидящих своих угнетателей и поработителей».

1905. Елизавета Федоровна посещает Каляева в Таганской тюрьме1905. Елизавета Федоровна посещает Каляева в Таганской тюрьме– Революции спешно нужно было создавать свой пантеон. Существует мнение: для того, чтобы трансформировать убийцу в героя, достаточно очернить жертву, чтобы она не вызывала сочувствия. Революционер Каляев, например, убийца мужа Елизаветы Федоровны, как раз и стал таким «мучеником революции».

– О великом князе Сергее Александровиче стоит упомянуть особо. После первой русской революции была выпущена «Книга русской скорби», в которой поименованы многочисленные жертвы революционного террора. Имя Сергея Александровича стоит в ней одним из первых. Именно Сергею Александровичу писал Николай II о том, что внутренний враг сейчас для России опаснее, чем внешний.

Великий князь был удивительный человек, многократно оболганный и оклеветанный. Многие члены семьи Романовых подвергались клевете и лжи, становились жертвами интриг, зависти, людской злобы. Но личность Сергея Александровича была предметом, так сказать, особо изощренных издевательств.

– Чего стоит только одно прозвище «Ходынский князь»!

– Это чудовищно. По факту он не имел отношения к произошедшему в дни коронации Николая II, но всю вину возложили на него. Возможно, даже имела место провокация. Напомню, что подобная трагедия уже случалась на коронационных торжествах британской королевы Елизаветы, но тогда не искали виноватых и не лепили никаких ярлыков.

19091909В советское время на улице «героя революции» Каляева, взорвавшего Сергея Александровича, располагалась студия «Союзмультфильм». На студии создавались добрые фильмы для детей, а улица, на которой они делались, славила имя убийцы. Как сегодня продолжают чтить память террориста Войкова, принимавшего участие в убийстве Царской семьи. И станция метро «Войковская» до сих пор не вызывает у большинства никаких эмоций. Мы живем на улицах и площадях, названных в честь преступников. Мы сами должны очиститься, освободиться от подобной «героики». Нужно научиться называть вещи своими именами. На мой взгляд, восстановление исторической правды невозможно, если мы настолько равнодушны к ней.

– Но для этого нужно лучше знать историю своей страны…

– Уверяю вас, это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Достаточно просто повесить табличку рядом с названием улицы о том, кем был тот или иной человек, в честь кого названа улица или площадь. Это существенно упростит задачу.

Я продолжаю работать над материалами, связанными с личностью адмирала Колчака. Всплыли подробности о деятельности некоего Арнольда Нейбута, который участвовал в подготовке революционного восстания в Омске в 1918 году. Восстание провалилось, после суда Нейбут был казнен. Оказалось, что он прибыл из Америки для подготовки революции и гражданской войны. Но его именем до сих пор названа улица во Владивостоке. Мы приехали на симпозиум, я спрашивала людей: вы знаете, кто такой Нейбут? Никто толком ничего не знал.

Михаил Янышев, тоже приехавший из Америки и фактически создавший Красную гвардию, захоронен как герой в Кремлевской стене. И таких примеров очень много.

Марфо-Мариинская обитель. Елизавета Федоровна за рукоделиемМарфо-Мариинская обитель. Елизавета Федоровна за рукоделием– 70 лет советской власти в России, берущей начало от большевистского переворота 1917 года, тоже является этапом в ее истории, как и 300 лет Дома Романовых. Стоит ли стирать его из памяти?

– Я не говорю о «стирании», но лишь о правильной оценке произошедшего. На мой взгляд, такой мягкий подход безоценочного принятия истории содержит в себе некоторые существенные изъяны. Например, мы являемся свидетелями такого явления, как «необольшевизм», который рядится в патриотические одежды. Это деструктивное движение, целью которого является дискредитация всех, кто дает объективную оценку революции и говорит положительно об исторической России и ее правителях.

Особенно ярким примером может служить образ Государя Николая II. Для одних он – «кровавый», для других – «святой страстотерпец».

На мой взгляд, шизофреничность сегодняшнего общественного сознания не позволит новому поколению мобилизовать все силы для противодействия новым революциям. Такое сознание очень пластично, на нем удобно проводить ментальные эксперименты. Справедливую обеспокоенность фактом разрозненности исторических знаний заявляет Русская Православная Церковь. И это вполне оправданно. Я уверена, что путь к восстановлению исторической справедливости лежит через человеческое сердце.

И мне показалось важным особенно сегодня, в современном историческом контексте новой России, обозначить деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны как пример общественной объединяющей силы. Казалось бы, одному человеку это сделать невозможно. Но с помощью Божией и искренней верой в сердце возможно все.