УЧИТЕЛЯ ВСЕЛЕННОЙ

 

УЧИТЕЛЯ ВСЕЛЕННОЙ

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Апостолов Петра и Павла

12 июля (29 июня по ст. стилю) празднуется день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Предлагаем филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника.

Икона Апостолов Петра и ПавлаИкона Апостолов Петра и Павла

Неотъемлемой частью жизни Православной Церкви является богослужение, складывавшееся на протяжении многих столетий. Литургический опыт позволяет соприкоснуться с вечностью — не просто вспомнить о какой-то истории, произошедшей в давние времена, но стать ее свидетелем и даже участником. Довольно точно об этом сказал подвижник минувшего века, священномученик Сергий (Мечев):

«Святая Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях»[1].

Во многом это делают возможным гимнографические тексты, включающие в себя основные богословские, сотериологические (связанные со спасением человека) идеи вспоминаемого события или праздника.

При этом особо почитаемыми в богослужебном годовом круге являются не только описанные в Евангелии и сохраненные Преданием важнейшие моменты из жизни Спасителя или Божией Матери, но и память некоторых святых. Дни, когда совершается их память, называются великими праздниками.

Именно с таким особым почтением Православная Церковь отнеслась к двум апостолам — Петру и Павлу.

Само совершение памяти этих двух апостолов в один день является примечательным. Рыбак Петр практически с самых первых дней проповеди Христа следовал за Ним и внимал Его учению. Был свидетелем многих важных моментов земной жизни Иисуса: Преображения (см.: Мф. 17: 1-6; Мк. 9: 1-8; Лк. 9: 28-36), моления в Гефсиманском саду (Мф. 26; 36-46; Мк. 14: 33-42). Именно он впервые исповедовал Его как Сына Божия: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 16: 16).

Павел же первоначально был убежденным гонителем христиан, хорошо образованным, учеником широко уважаемого в иудейской среде законоучителя Гамалиила (см.: Деян. 22: 3), жителем Рима. Но, несмотря на это, к апостольскому служению его призывает Иисус уже после Своего Вознесения на небо. И, как отмечают исследователи, его именование апостолом «вполне согласуется с общими принципами апостольства»[2], поскольку «к нему в полной мере относятся слова Христа: “Не вы Меня избрали, а Я вас” (Ин. 15: 16)»[3].

Некоторые склонны говорить о напряженных отношений между двумя апостолами. Основанием для этого служит фрагмент из послания к галатам, в котором Павел пишет:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных… Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски» (Гал. 2: 11-14).

В приведенных словах, на первый взгляд, очевиден откровенный конфликт между Петром и Павлом. Но экзегеты несколько по-иному оценивают данный фрагмент.

«Если бы случившееся поистине было борьбой и ссорой, то эти обвинения имели бы основание; но это — не борьба, а только кажется ею; напротив, обнаруживает великую мудрость и Павла и Петра и благорасположение их друг к другу»[4], — замечает святитель Иоанн Златоуст.

Необходимо понимать, что подобные действия проповедников евангельской истины были связаны с необходимостью порой подстраиваться под взгляды местных жителей, считаться с их убеждениями ради благополучного результаты проповеди[5]. То, в чем обвиняет Павел Петра, делает и он сам (см. например: Деян. 16:3).

Иными словами, не следует говорить о конфликте, противостоянии двух апостолов, поскольку недопонимания характерны для человеческой природы после грехопадения.

Богослужебный формуляр предлагает нам тропарь и кондак святым первоверховным апостолам.

Тропарь

  • на греческом языке: «Οἱ τῶν Ἀποστόλων πρωτόθρονοι, καὶ τῆς Οἰκουμένης διδάσκαλοι, τῷ Δεσπότῃ τῶν ὅλων πρεσβεύσατε, εἰρήνην τῇ οἰκουμένῃ δωρήσασθαι, καὶ ταῖς ψυχαῖς ἡμῶν τὸ μέγα ἔλεος».
  • на церковнославянском языке: «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».
  • в русском переводе: «Первенствующие из апостолов и учителя вселенной, Владыку всех молите даровать мир вселенной и душам нашим великую милость».

Кондак

  • на греческом языке: «Τοὺς ἀσφαλεῖς καὶ θεοφθόγγους κήρυκας, τὴν κορυφὴν τῶν Μαθητῶν σου Κύριε, προσελάβου εἰς ἀπόλαυσιν, τῶν ἀγαθῶν σου καὶ ἀνάπαυσιν· τοὺς πόνους γὰρ ἐκείνων καὶ τὸν θάνατον, ἐδέξω ὑπὲρ πᾶσαν ὁλοκάρπωσιν, ὁ μόνος γινώσκων τὰ ἐγκάρδια».
  • на церковнославянском языке: «Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная».
  • в русском переводе: «Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой, крепких, непоколебимых проповедников Твоих, высших из Твоих учеников, потому что труды их и смерть признал выше всякой жертвы, Один, знающий все, что в сердцах».

Показательной деталью данного гимнографического текста является его лаконичность, которая, конечно, немного диссонирует с обычной византийской витиеватостью. Достаточно вспомнить молитву, входящую в состав любого часа, полунощницы и некоторых других богослужений суточного круга: «Иже на всякое время и на всякий час», существенная часть которой является обращением к Богу с перечислением многих Его свойств.

Ввиду своей краткости тропарь праздника не требует подробного комментария, остановимся лишь на нескольких моментах.

Кто хочет быть первым, будь из всех последним

«Первопрестольницы» (от «первопрестольник») — «первенствующий, занимающий первенствующий епископский престол»[6], синоним «первый»[7].

Следовательно, автор тропаря сразу же говорит о месте апостолов Петра и Павла в ряде учеников Христа. Связано это прежде всего с их миссионерскими, просветительскими трудами, которые не ограничивались определенной местностью, но распространились впоследствии на все народы.

При этом и для самих апостолов, и для православной традиции чужда мысль о некоем превосходстве кого-то из учеников Спасителя, поскольку Он Сам, желая избавить последователей от какого-либо соперничества и стремления к первенству, сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Мк. 9: 35). Вопрос о мнимом единоличном превосходстве апостола Петра неоднократно поднимался в церковной истории, он основанием для убеждения Рима в своем первенстве. Это в свою очередь стало одной из причин Великого раскола, преодолеть который не удалось до сих пор.

Безусловно, нельзя отрицать особую роль Петра в жизни первой христианской общины, о чем красноречиво свидетельствуют Деяния святых апостолов (см. например: Деян. 2:42, 44-47) и в чем убеждены исследователи[8]. Здесь же речь идет прежде всего об особых трудах двух апостолах в деле проповеди.

Научите все народы

Мысль о первенстве апостолов Петра и Павла продолжает развиваться в следующей части тропаря, где прямо говорится, что они являются «учителями вселенной». В церковнославянском под существительным «вселенная» (греч. «οἰκουμένη») понимается весь обитаемый мир[9].

С данным гимнографическим текстом имеет большое сходство тропарь трем святителям. В последнем гимнограф сравнивает святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с апостолами и использует словосочетание «вселенныя учителие»[10]. Причина этому заключается в их трудах по укреплению православного богословия, которое они зачастую через свои творения и проповеди делали доступными для простых верующих.

Твердость в вере

«Твердыя» (мн.ч. от «твердый») — «крепкие, неизменные»[11] и «боговещанныя проповедатели», то есть апостолы являются твердыми в своей проповеди, они ни при каких обстоятельствах не готовы отказаться от своего намерения проповедовать евангельскую истину. Ученики Христовы, услышав призыв Господа, смело и неукоснительно следуют ему:

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).

«Проповедатель» (греч. «κήρυκας» от «κήρυξ») — «глашатай, проповедник»[12]. Перед Своим Вознесением Спаситель дал важное напутствие ученикам:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20).

Следовательно, проповедь является важной частью церковной жизни.

В кондаке вновь подчеркивается особые проповеднические труды святых Петра и Павла, их первенствующее положение в апостольской среде. Для этого гимнограф использует существительное «верх» — «голова, темя, глава, первенствующий»[13]. В греческом тексте используется «κορυφὴν» (от κορυφὴ — «глава, верхняя часть головы»)[14].

Стояние в вере, отсутствие страха перед какими-либо испытаниями являются для Творца главным проявлением любви человека к Нему.

В церковнославянском тексте используется существительное «всеплодие» — «всесожжение»[15]. В греческом стоит ὁλοκάρπωσιν («принесение такой жертвы»[16]). Данное слово фиксируется в некоторых библейских фрагментах. Например, в книге Бытия, когда речь идет о повелении Бога принести Аврааму в жертву своего сына Исаака:

«Принеси его (Исаака. — Л.М, П.С.) во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2).

Следовательно, в кондаке труды апостолов Петра и Павла называются жертвой, которую они приносят ради Бога.

***

Таким образом, в тропаре и кондаке, как и ином гимнографическом произведении, прославляются апостолы Петр и Павел, труды которых до сих пор вдохновляют и помогают ищущим истину, Бога.

Несмотря на небольшой объем выбранных текстов, в них содержится широкая характеристика деятельности святых. Последняя стала удачной лишь благодаря их твердой готовности последовать за Учителем, Которому они полностью доверились. Они проповедовали воскресшего Христа не только словом, но и своей жизнью, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).