БОГОРОДИЧНЫЕ ХРАМЫ
БОГОРОДИЧНЫЕ ХРАМЫ-ПОБРАТИМЫ В ИСТОРИИ РОССИИ
Казанский собор на Красной площади
В Москве на Красной площади напротив друг друга стоят два собора – Покровский и Казанский. Оба посвящены Божией Матери. Один напоминает о рождении и торжестве российского царства в середине XVI века, другой – о его освобождении в начале XVII-го. Эти события разделяет несколько десятилетий – небольшой по историческим меркам срок. Но сама традиция возведения Покровских и Казанских храмов простирается на столетия и образует очень значимую для России духовную и историческую преемственность.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан с заступничеством Божией Матери перед вражеским нашествием. В начале Х века, когда варвары угрожали Царьграду, юродивому Андрею, родом славянину, в храме Божией Матери во Влахернах явилась Богородица, распростершая над народом свой омофор. Город был спасен от угрозы. Видение это произошло в непростом месте. Именно в этом храме хранилась Риза Пресвятой Богородицы, которую Патриарх Фотий еще в 860-м году при нашествии русов обнес вокруг городских стен. После этого вражеская осада была снята, а затем состоялось и первое Крещение наших предков. Возможно, что и видение святым Андреем Покрова Богородицы было связано с пришедшим из Киева русским князем Олегом. Тогда большинство русов было свирепыми язычниками, однако позднее именно на Руси празднику Покрова суждено было стать особо почитаемым.
Первый в мире Покровский храм был возведен около Великим князем Андреем Боголюбским
Первый в мире Покровский храм был возведен около 1160 года святым благоверным Великим князем Андреем Боголюбским в собственной резиденции под Владимиром, в честь победы над волжскими булгарами. Уже тогда этот храм должен был являть возвышение Владимиро-Суздальской земли среди иных русских земель. Ныне этот храм – Покрова на Нерли – имеет всемирную известность.
Позднее его наследник появился и в новой столице – уже царской. При Иване Грозном напротив его резиденции, на Красной площади Москвы, был построен храм Покрова на Рву (как принято называть его в народе, собор Василия Блаженного). Первый русский Царь сделал это в честь взятия Казани: успешный штурм произошел в 1552-м году, на следующий день после праздника. Как и храм в Боголюбове, московский собор стал архитектурной жемчужиной своей эпохи, олицетворением государственных успехов. Однако они, о чем и напоминал собор, были бы невозможны без Покрова Богородицы.
Храм Покрова на Нерли
В новоприсоединенной Казани в 1579-м году была обретена икона Божией Матери, названная Казанской. Тамошний священник Ермолай по благословению местного архиепископа перенес ее с места обретения в храм, где служил. Отцом Ермолаем была составлены повесть о чудесах иконы и посвященная ей служба, где говорилось о Покрове Богородицы:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих».
Через 10 лет, после пострижения в монахи, это священник стал митрополитом Казанским Гермогеном, а в 1606-м году – Патриархом всея Руси. В 1610-м году именно Патриарх Гермоген призвал народ к освобождению Москвы от поляков, за что и принял мученическую кончину. В акафисте Казанской иконе поется:
«Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщащься блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа».
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву
С Казанской иконой Божией Матери ополчение Минина и Пожарского освободило столицу
С Казанской иконой Божией Матери в 1612-м году ополчение Минина и Пожарского освободило столицу. 22 октября (4 ноября) штурмом был взят Китай-город, после чего сдался Кремль. В честь этого было установлено новое празднование Казанской иконы. Напротив Покровского собора на Красной площади был построен и в октябре 1625 года освящен московский Казанский собор. Его (первоначально деревянный) возвели на средства князя Пожарского, сюда перенесли список иконы, с которым воевало ополчение. С 2005 года день Казанской иконы празднуется и как День народного единства.
В 1618-м году польский королевич Владислав вновь попытался взять Москву, но на праздник Покрова Пресвятой Богородицы был разбит у Арбатских ворот и затем вынужден подписать Деулинское перемирие. Так окончательно завершилось Смутное время. В честь этих событий через год недалеко, в подмосковной деревне Фили, был построен деревянный Покровский храм. Вскоре эти земли стали одной из царских вотчин, а в 1682-м году были пожалованы брату Царицы Натальи Льву Кирилловичу Нарышкину. При нем был построен каменный храм Покрова в Филях – самый известный памятник нарышкинского барокко, воплощение единства России допетровской и России Нового времени. Связано его строительство было с чудесным избавлением Льва Кирилловича и его племянника – 10-летнего Царя Петра Алексеевича – от смерти во время стрелецкого бунта.
Храм Покрова в Филях
С храмом было связано детство Петра. В 1703-м году, после взятия Нарвы во время Северной войны, в Покровский храм Царем были пожертвованы витражи. В тот же год был основан Петербург, куда из Москвы был перенесен список Казанской иконы Божией Матери – покровительницы русского воинства.
«Видев Царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».
У этой иконы 300 лет назад, 22 октября (4 ноября) 1721 года, в честь победы в Северной войне, Петр принял Императорский титул. В 1811-м году для этого списка Казанской иконы на Невском проспекте Петербурга был построен Казанский собор.
«Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают».
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге
Петр заменил стрелецкое войско регулярной армией, ставшей верной опорой России. Через век, в грозном 1812-м году, та самая регулярная армия после Бородинской битвы стояла у филевского Покровского храма. В Филях прошел знаменитый военный совет, на котором фельдмаршалом Михаилом Кутузовым было решено пожертвовать Москвой ради спасения армии и всей России.
Избавитель России от французского нашествия был похоронен в Казанском соборе Петербурга
В 1813-м году избавитель России от французского нашествия светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский был похоронен в Казанском соборе Петербурга. В собор были привезены французские трофеи: знамена и ключи от сданных городов. Храм стал мемориалом Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов.
«Хотящу народу православному исповедати милости Преблагословенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси, памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа».
В период Польского восстания 1830–1831 годов Александр Пушкин воспел могилу Кутузова, вспоминая о его роли в событиях 1812 года:
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал – и спас...
Пять богородичных храмов-побратимов связаны с определяющими событиями российской истории. Они символизируют заступничество Пресвятой Богородицы перед угрозой с востока и запада. Ими зримо связаны Русь домонгольская, Россия допетровская и императорская. Они соединяют три столицы: Владимир, Москву и Санкт-Петербург. Эти храмы также напоминают о единении Православной веры, государственности и народа в истории России.