"Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова"
По благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского,12 сентября 2014 года, в 22:00 священство и насельницы Свято-Варсонофиевского монастыря встретили икону Божией Матери "Млекопитательница".
Перед ней был отслужен молебен.Икона является списком с чудотворного образа из скита святого пророка Илии на Афоне. В Воскресенском соборе монастыря благодатный образ пробудет до 13 часов 14 сентября 2014 года.
Описание
Млекопитательница (греч. — Галактотрафуса) — в иконографии — Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса.
Иногда Богородица изображается в короне и с ангелами.
Мафорий может быть синим или зеленым - как символ земного происхождения Богородицы.
Позади Девы Марии могут быть солнце и луна, изображения взрослого Иисуса или святых, в частности Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя и др..
Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит рукой свою ножку.
История
Возникновение и происхождение культа[править | править вики-текст]
Культ Богородицы «Млекопитательницы», пожалуй, самый старый из культов Пресвятой Девы вхристианстве. Древнейшее изображение с этим сюжетом представляет собой фреску в римских катакомбах св. Присциллы (вторая половина II в. н. э.). Это одновременно является древнейшим известным на сегодня изображением Девы Марии.
Более древнее – фреску с сюжетом «Поклонение волхвов», которая, по сообщению известного иконоведа и византиста Никодима Кондакова, находилась в тех же катакомбах и датировалось специалистами началом II в. н. э. - сохранить не удалось. Однако еще в начале ХХ в. она существовала.
Особенно развился культ Богородицы «Млекопитательницы» в Египте, где существовала и сейчас существует Коптская церковь. Фреска Богоматери, кормящей маленького Иисусамолоком из груди, сохранилась на уцелевших стенах коптского монастыря Святого Иеремии вСаккаре (V -Х вв.). Она датирована V-VII вв. - по крайней мере, появилась до арабского завоевания Египта (640-641). Другая фреска примерно того же периода – на руинах монастыря преподобного Аполлония Египетского (или Фиваидского) в Бауити (IV-XI вв.).
Считается, что египетские фрески Девы Марии «Млекопитательницы» фактически являются «отражением» мотива древнеегипетскойбогини Исиды. Древние египтяне изображали богиню на троне с маленьким сыном - богом Гором, которого она так же кормила грудью.Копты – прямые потомки древних египтян, поэтому неудивительно, что Деву Марию они изображали в похожей манере. И хотя, как уже упоминалось, древнейшее изображение Девы Марии «Млекопитательницы» находится в Риме, однако, считает Н. Кондаков, именно коптские изображения стали источником заимствований мотива Богородицы «Млекопитательницы» на Западе. Главным образом – через южные Францию и Италию в эпоху Каролингов.
Западная традиция
Результатом такого заимствования можно считать изображение «Млекопитательницы» на троне в окружении двух фигур, вырезанное на обложке из слоновой кости известного Евангелия из Меца, датированного IX в.
Культ Богородицы «Млекопитательницы» был распространен в Италии. В левом нефе базилики Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне сохранилось мозаичное изображение Девы Марии «Млекопитательницы» начала XIII века. В начале – в первой половине XIV века изображение Пресвятой Девы, кормящей грудью младенца Иисуса, можно было видеть в храмах Тосканы и Флоренции.
В первой половине 1370-х годов мастер раннего Возрождения Барнаба да Модена создал икону Богородицы «Млекопитательницы» - именно с нее, кстати, широко заимствовалась манера изображать маленького Иисуса, держащего рукой свою ножку.
Но наиболее известным в мире изображением Девы Марии, кормящей грудью младенца Иисуса, является картина «Мадонна Литта» великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452-1519). В 1490-1491 годах он написал ее для мэрии Милана.
Интересно однако, что уже в VII веке на Западе существовал культ молока Пресвятой Девы. Древней католической святыней является Молочная Пещера (Milk Grotto) в Вифлееме. По преданию, здесь останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет, в этом же месте Дева Мария кормила грудью маленького Христа. В V веке здесь существовал храм, на остатках которого сейчас стоит церковь ордена францисканцев.
После принятия Тридентским собором (1545-1563) католической церкви указа о запрете изображения обнаженного тела, случаи создания изображенийБогородицы, кормящей Младенца, постепенно уменьшалась, пока почти не прекратились. Поэтому культ Девы Марии «Млекопитательницы» на Западе, в отличие от православного Востока, далее не развился.
Восточная традиция
В византийском сакральном искусстве сюжет «Млекопитательницы» появился лишь в XIV веке в результате заимствования с Запада. Рапространился в основном в Греции и в балканских странах.
Существует однако и чисто православная версия происхождения иконы Богородицы «Млекопитательницы». Правда, она не объясняет появления оригинала иконы и основывается преимущественно на преданиях. Согласно этой версии, икона Богородица «Млекопитательница», признанная чудотворной, находилась уже в V веке н. э. в Афоне и была передана преподобному Савве Освященному (439-532). Он создал лавру под Иерусалимом, названную позже его именем. По преданию, Савва Освященный перед смертью завещал передать икону паломнику царского происхождения одного с ним имени, который посетит основанную им Лавру. Это произошло только в XIII веке. Паломником оказался епископ Савва Сербский (1169-1236) – православный святой, сын сербского великого князяСтефана Немани, известный просветитель. Вместе с «Млекопитательницей» ему была передана икона Богородицы «Троеручица».
На горе Афон святой Савва основал Хиландарский монастырь. Именно там хранился тот самый образ Богородицы«Млекопитательницы», принадлежавший Савве Освященному, пока ее не пернесли в сербскую Постницу (сербский скит) на Афоне.
В 1860 году список иконы был привезён в Курскую губернию.
На Украине почитаемые списки чудотворной иконы находятся в Свято-Успенском Патриаршем и Свято-Ильинском монастырях города Одессы. Однако эта икона не была распространена в украинских церквях, хотя и была весьма популярна как домашняя.
В Туле в 1859 году был создан единственный в России монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь.
Почитание
К «Млекопитательнице» матери обращаются с просьбой послать им побольше молока, а также когда ребенка пора было отлучать от груди.
Молились «Млекопитательнице» также за здоровье младенцев.
Празднование иконе Богородицы «Млекопитательницы» в Православной церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю), по грегорианскому - 25 января.