Помощь строящемуся храму
С огромной радостью настоятель Успенского храма города Темникова митрофорный протоиерей Иоанн Семин пожертвовал святые иконы в строящийся храм села Лаврентьево.
Батюшка привез в подарок храму икону Тайной Вечери, Богородицы и некоторых святых.
Икона является неотъемлемой частью убранства православного храма, а почитание святых икон — важной частью православного вероучения.
Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ». Икону иногда называют окном в невидимый мир, потому что через изображенный на ней образ молящийся возносится к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе — Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым.
Существование в Церкви священного образа (иконы) напрямую связано с основой христианской веры — учением о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, потому что Его никто не видел. В воплощении Второго Лица Святой Троицы Бог явил Себя людям в зримом образе, поэтому Его изображение стало возможным. Таким образом, икона является свидетельством истинности Боговоплощения: если Бог стал человеком, значит, Его можно изображать. Соответственно, отрицающие иконопочитание вместе с этим отрицают и реальность воплощения Христа.
Иконы Спасителя являют нам человеческий лик Иисуса Христа, но вместе с тем указывают и на Его божественную природу: на нимбе Спасителя ставится греческая надпись , которая в переводе на русский язык означает «Сущий», то есть «всегда существующий», а всегда существует только Бог.
Изображение на иконах Матери Божией также имеет особое духовное значение: это первый человек, достигший цели, поставленной Богом перед всеми людьми — полного преображения человеческого естества. Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место — наряду с иконами Спасителя.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
На иконах изображаются ангелы. Ангелы — это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон.
В виде ангелов может символически изображаться и Вся Святая Троица. Это изображение («Ветхозаветная Троица») основано на явлении Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех ангелов. В этом явлении Церковь видит одно из прикровенных указаний Ветхого Завета на то, что Бог есть Бог-Троица.
Наконец, на иконах изображаются святые — люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Икона — это образ человека, который достиг славы Царства Божия.
Икона является особым видом церковного предания — в красках и образах — наряду с устным и письменным. Иными словами, икона является как бы Библией для неграмотных. Само Священное Писание является словесной иконой, в которой образ Творца (то есть описание Его качеств и отношения к человеку) передается не красками, а словами.
Молящиеся перед иконой христиане воздают честь не самой иконе, как веществу, а изображенным на ней личностям: Христу Спасителю, Богородице или святому угоднику Божьему. Тот, кто изображен на иконе, оказывает на нас через свое святое изображение духовное воздействие. Поэтому икона – это не украшение, хотя она и может представлять величайшую художественную ценность, не простая картина, не просто иллюстрация евангельской истории или жизни прославленного святого. Икона – это окно в небесный мир, средство возведения ума молящегося от образа к первообразу.