Заседание совещательного органа – Коллегии епархиального Отдела религиозного образования и катехизации (ЕОРОиК) Саранской и Мордовской епархии
В работе Коллегии приняли участие: председатель ОРОИК Саранской и Мордовской Епархии профессор иерей Николай Новотрясов; методист ОРОИК Паршина Н.В.; председатель ОРОИК Краснослободской и Темниковской Епархии игумен Амфилохий (Куцын); доктор психологических наук профессор МГУ им. Н.П. Огарева Романов К.М.; доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ» (г. Саранск) Емелькина И.В.; кандидат философских наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ» (г. Саранск) Коваль Е.А.; кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Н.П. Огарева Напалкова И.Г.; аналитик центра мониторинга методического сопровождения системы дополнительного образования ИДО МГУ им. Н.П. Огарева Солдатова А.С.
На повестку дня была выставлена проблема изучения особенностей духовно-нравственного образования школьников в современных условиях, с предварительной выработкой рекомендаций по приоритетным направлениям деятельности и поиску оптимальных решений по вопросам религиозного образования и катехизации.
Иерей Николай Новотрясов поставил общие задачи:
- обозначить теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания школьников;
- проанализировать содержание ключевых факторов, препятствующих духовно-нравственному воспитанию современных школьников в православной традиции;
- обозначить контуры и основные элементы системы духовно-нравственного воспитания;
- сформулировать предварительные рекомендации по поиску оптимальных решений по вопросам религиозного образования и катехизации школьников.
Профессор Романов К.М. обозначил основные элементы системы духовно-нравственного воспитания: знание, умение и отношение. В основе воспитательной системы должно быть положено знание, однако знание – это только необходимое, но не достаточное условие воспитания. Знание основ нравственности не гарантирует того, что личность будет поступать в соответствии с полученным знанием. В систему воспитания должны быть включены конкретные технологии, т.е. способы использования знания в практической деятельности. Примерами формирования умений и навыков у школьников в процессе воспитания могут быть: посещение храмов, причем не только экскурсионное, и посещение богослужений спредварительным приготовлениям к ним; проведение дискуссий по фильмам соответствующего содержания и т.д. По сути, школьникам необходимо прививать соответствующие умения посредством решения практических задач. Наконец, последним, но при этом самым значимым элементом системы является отношение. Только когда появляется личное отношение к кому-либо или чему-либо, можно говорить о том, что личность сформировалась, и в различных ситуациях, демонстрируя свое отношение, сможет противостоять соблазнам реальности.
Профессор Емелькина И.В., опираясь на опыт исследования отечественных традиций социализации, православного сознания и самосознания, пришла к выводу, что выходом из сложившейся кризисной ситуации может быть содействие на личном и государственном уровне по следующей схеме:
- Возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций.
- Восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.
- Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
- Развитие гуманитарного образования, поскольку в стране в данный момент времени нарушены процессы формирования нравственной сферы. У очень многих представителей молодёжи наблюдаются серьёзные нарушения в усвоении системы нравственных эталонов.
Напалкова И.Г. проанализировала свой опыт организации мероприятий воспитательного характера с социальными сиротами, основываясь на теоретико-методологических тезисах Романова К.М. Мероприятия должны проводиться не разово, но представлять собой логическую последовательность или цикл. В рамках проекта «Православная гостинная» было учтено содержание, как минимум, двух элементов системы воспитания. Первоначально участники проекта прослушали лекции, затем посетили храмы и монастыри Мордовии, имея возможность применить полученные знания на практике. Определенные проблемы возникли с третьим элементов. Поскольку проект имеет четкие границы во времени, отрефлексировать изменение отношения к реальности представляется практически невозможным.
Коваль Е.А. проанализировала содержание ключевых факторов, препятствующих духовно-нравственному воспитанию современных школьников в православной традиции. Таковыми факторами являются (перечень является открытым):
- отсутствие систематической работы с родителями. В воскресной школе или на уроках ОПК дети часто обсуждают вопросы, которые требуют продолжения осуждения вне школы. Однако если родители не могут поддержать беседу или, более того, скептически относятся к предлагаемой воспитательной программе, эффективность воспитательного процесса резко снижается. Формирование когнитивного диссонанса в сознании ребенка – опасное, неблагоприятное для развития личности явление;
- недостаточность простых и ясных методик, направленных на формирование православного отношения ребенка к социальной реальности;
- развращающее влияние СМИ, кинематографа, мультипликации, современной музыкальной культуры;
- низкая степень развития критического мышления, высокая подверженность сознания детей манипулятивным воздействиям;
- отсутствие положительного нравственного примера среди знакомых взрослых в условиях социальной аномии.
Игумен Амфилохий представил системный анализ опыта организации долговременных воспитательных проектов со школьниками в Краснослободской и Темниковской Епархии. Он подчеркнул важность выстраивания социального взаимодействия в системе отношений Церковь – школа – семья с целью обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Специфика региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников, формирующейся в Краснослободской и Темниковской Епархии, заключается в том, что работа производится не только с детьми, но и с педагогами, преподающими курс «Основы православной веры». Необходимо несколько раз в год организовывать общение педагогов со священником, по возможности, не ограничиваться семинарами и совещаниями, но и совместно приобщаться Святых Христовых Таин.
В работе с детьми важен системный подход. Обучение основам православной веры не должно ограничиваться годовым интервалом, как в случае с преподаванием ОПК в общеобразовательной школе. Более того, по возможности, занятия не должны ограничиваться стандартными школьными уроками. Крайне важна катехизическая работа со школьниками, совместное с педагогами посещение храма.
Духовно-нравственное воспитание – тяжелый труд не только для педагогов, но и для школьников, поэтому в качестве своеобразного поощрения лучших учеников в епархии организуется ежегодный лагерь «Богатырская поляна». Удачной методической находкой является съемка фильма в рамках лагеря (у каждого лагеря – своя тема и фильм является кульминацией темы). Так, например, в лагере 2014 г. снимался фильм про преп. Сергия Радонежского см. http://pokrovk.ru/content/film-o-prepodobnom-sergii-radonezhskom , в 2013 – про Крещение Руси см.: http://pokrovk.ru/content/1025-letiyu-kreshcheniya-rusi-posvyashchaetsya , http://pokrovk.ru/content/pravoslavnyy-palatochnyy-lager-rus-2012g и т.д. Дети, участвуя в съемках, не только изучают историю, но, становясь ее живыми участниками, творцами, меняют к ней отношение. Дети и сами готовят костюмы и декорации, и с удовольствием помогают взрослым. Разумеется, региональная система духовно-нравственного воспитания еще находится в стадии становления, и каждый год, каждый новый класс, каждый поток школьников привносит в нее нечто новое. Единственное, что не подвергается изменениям, - это основа системы – любовь к Богу и ближнему.
Принято решение Коллегии: Одобрить данное исследование и рекомендовать продолжить его с привлечением к этому процессу православной общественности, в том числе и из числа учителей ведущих модуль «Основы православной культуры» и самих учащихся. С целью приведения решения Коллегии в исполнение рекомендуется организовать обсуждение обозначенных проблем на секции «Святоотеческая психология и нравственные проблемы современной жизни (вера – наука – психология человека)» в рамках Образовательных чтений Республики Мордовия на тему: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси: региональный аспект», которые пройдут 15-18 ноября 2014 г. в Саранске.