Лента последних материалов

Круглый стол «О грехе потребления алкоголя и психоактивных веществ и формы профилактической и реабилитационной работы с молодежью»

В городе Саранске, в выставочном комплексе «Мордовэкспоцентр», р.п. Ялга, ул. Российская, 24,  в рамках православной выставки-форума «На земле святого праведного воина Феодора Ушакова» состоялся круглый стол «О грехе потребления алкоголя и психоактивных веществ и формы профилактической и реабилитационной работы с молодежью».

«Круглый стол» посвящен вопросам профилактики распространения и потребления алкоголя и психоактивных веществ подростками и молодежью и организован Саранской епархией Мордовской митрополии, МВД по Республике Мордовия, Управлением ФСКН России по Республике Мордовия и Общественным советом по развитию Православной культуры при Главе Республики Мордовия.

s97GQxkxoQ-800x600

В работе мероприятия приняли участие представители ООДПДН МВД, духовенства Саранской и Ардатовской епархий Мордовской митрополии, республиканского УФСКН, медицинские работники, а также Советник Главного федерального инспектора по Республике Мордовия, атаман Саранского казачьего общества Свято-Предтеченское Вячеслав Жаров.

3LM242qGbk-800x600

0UbrykCriE-800x600

 

Главными участниками «круглого стола» стали несовершеннолетние ученики с воспитателями, обучающиеся в образовательных учреждения Саранска, дети из приюта «Надежда», реабилитационного центра «Радуга» и Ялгинского детского дома-школы, волонтеры  антинаркотического движенияРеспублики Мордовия и казаки-кадеты. Всех в количестве 127 человек.

 6FtiInqxO2-800x600

nKFgfzmWnL-800x600

Круглый стол прошел по благословению Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского в рамках православной Выставки-Форума «НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ВОИНА ФЕОДОРА УШАКОВА».

Открывая круглый стол и приветствуя участников республиканского семинара председатель отдела религиозного образования и катехизации Саранской епархии иерей Николай Новотрясов сказал о том, что необходимо выработать все меры по противодействию возникшей острой проблемы распространения психоактивных курительных смесей и спайсов, которые по воздействию на центральную нервную систему бывают даже опасней тяжелых наркотиков. Привыкание к ним идет быстро, а действие на организм – непредсказуемо. Как правило, отмечаются тяжелые последствия для физического и психического здоровья человека, в том числе со смертельным исходом. Это и есть борьба за за чистоту генофонда и увеличение численности населения России.

Авдонина Татьяна Владимировна, начальник отделения организации деятельности ПДН УООП МВД по Республике Мордовия, майор полиции приветствуя всех присутствующих участников и гостей круглого стола в частности сказала:

 Сегодня мы поговорим об очень важной и серьезной проблеме нашего общества – проблеме алкоголизма и наркомании, которая входит в одну из самых опасных мировых проблем, подрывающих основы существования самого человечества как вида на планете Земля.

 Мы – все, присутствующие здесь сегодня не можем оставаться в стороне от этой проблемы, поэтому собрались поговорить с Вами о том, что пить, курить, принимать наркотики не просто вредно, а смертельно опасно для неокрепшего организма.

На нашем круглом столе мы поговорим о том, какая уголовная ответственность ждет тех, кто решил употреблять или продавать наркотики, о вредных последствиях наркотической и алкогольной зависимости, об ошибках, цена которым – жизнь.

Еще мы поговорим том, что надо уметь твердо сказать нет и покончить с той кампанией, где тебе настойчиво предлагают покурить или попробовать наркотики.

Возможно, от некоторых сверстников или от ребят постарше тебе приходилось слышать красочные рассказы о действии наркотиков. Может быть вас убеждали, что это захватывающе и свидетельствует о мужестве и равенстве со взрослыми.

И все же не спешите принимать на веру эти рассказы. Подумайте о том, почему радио, телевидение, газеты и журналы стали все чаще обращаться к теме опасности алкоголизма и наркомании. Ведь просто так в жизни ничего не происходит.

Согласитесь, ваша информация получена, в основном, из рассказов приятелей и знакомых. А так ли она полна и объективна? Давайте подумаем вместе.

Ведь большая часть информации, которую получает человек о наркотиках – неправда. Она поступает от продавцов наркотиков, или людей, которые сами их принимают, которые заинтересованы в их массовой продаже и получении денег.

Наркоторговцы и лица, употребляющие наркотики, постоянно ищут новые жертвы, как пауки, опутывая своими сетями неокрепшие души. И что стоит раз попробовать только раз, риск стать наркоманом и остаться за бортом жизни возрастает в сотни раз.

Запомните: наркотики могут в два счета разрушить все в твоей жизни, в том числе и уверенность в себе, самостоятельность, независимость, ясность сознания, привлекательную внешность и взаимопонимание с друзьями. А потому – будь  тверд и рассудителен, не поддавайся ни на какие уговоры попробовать наркотики.

Подумайте дважды, трижды..., подумайте, как следует! Ваше будущее зависит только от Вас.

Иначе конец всегда один – тюрьма, полная социальная деградация и смерть от передозировки в каком-нибудь грязном подвале.

И, в продолжении нашей темы конечно же, очень хотелось, чтобы вы вынесли хотя бы крупицу полезного из этой встречи и никогда не поддавались бы на провокации мнимых друзей покурить, понюхать, уколоть и выросли бы здоровыми, полноценными людьми, настоящими гражданами своей Родины – России!

Тараканов Сергей Михайлович, начальник отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управление ФСКН России по Республике Мордовия, подполковник полиции говорил о наркоситуации сложившейся на территории Республики Мордовия: проблемы, пути решения.

В частности С.М. Тараканов проинформировал участников круглого стола о ситуации с курительными миксами и спайсами в Республике Мордовия. По его словам, с каждым годом ассортимент синтетических наркотиков расширяется за счет использования современных технологий, позволяющих в кратчайшие сроки путем незначительных изменений химических формул получать новые психоактивные вещества, не подлежащие контролю со стороны государства.

Для признания веществ аналогами обязательным условием является проведение двух видов исследований: химических, направленных на установление химического состава и формулы вещества, и фармакологических, целью которых является определение схожести влияния вещества на организм человека с наркотическим веществом.

Химические исследования и экспертизы проводятся собственными силами ФСКН и МВД России по РМ. Проведение же фармакологических экспертиз возможно только за счет привлечения сторонних экспертных организаций с оплатой их услуг из средств федерального или местного бюджета.

Почему борьба с этими опасными психотропными веществами затруднена? Во-первых, химические формулы таких смесей меняются гораздо быстрее, чем законодательство, которое делает их оборот противозаконным. Для внесения новой формулы в список запрещенных веществ нужно почти 6 месяцев.

Получается, что полгода такие вещества продаются вполне легально. Во-вторых, их очень просто купить: рекламу можно встретить на стенах и асфальте, смесь заказать по Интернету с доставкой на дом, приобрести у метро, в торговых точках, клубах. В-третьих, привлечь к ответственности продавцов крайне трудно. Как правило, смеси продаются в виде корма для рыб, соли для ванн и т.д.

Еще одна проблема, - свободная продажа спайсов через Интернет и рекламу на стенах и асфальте: «Указаны телефоны, люди звонят и либо договариваются о встрече, либо договариваются об онлайн продаже. Переводят деньги через Интернет, а им говорят, где находится «закладка». То есть по городу разложены пакетики с этим веществом, люди оплачивают онлайн, и им называют место, где они могут взять наркотик».

Свои предложения по противодействию распространению спайсов и смесей внесли представители правопорядка и здравоохранения. Предложено законодательно закрепить понятия: «вещество, аналогичное наркотическому средству и психотропному веществу» и «одурманивающее вещество», и определить их критерии. Поступило весомое предложение об изъятии и запрете продажи таких веществ до получения результатов экспертизы.

Далее в ходе выступлений участники обсуждали складывающуюся в республике ситуацию с употреблением наркотиков и алкоголя, говорили о том, что делается для профилактики данной проблемы. Сотрудники полиции к примеру, рассказали о нормах уголовного и административного права, применяемых в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и акоголизацией.

Ишенин Александр Вячеславович, старший воспитатель Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Мордовия говорил об особенностях профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, содержащимися в ЦВСНП МВД по РМ.

Рогожкин Андрей Михайлович, инспектор ПДН ОП №1 УМВД по го Саранск, капитан полиции проинформировал об Уголовно-правовых последствиях потребления наркотических средств, психотропных веществ, незаконного оборота наркотиков.

Протоиерей Виктор Ткаченко, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Пермиси, Б.-Березниковского района Ардатовской епархии привел поучительный пример для присутствующей молодежи о своем сослуживце по армии наркомане Андрее. Когда, как-то прозревая, Андрей звонил о. Виктору о том, что ему очень плохо. Батюшка приглашал его к себе на молитву и, они длительное время молились. Через какое-то время Андрею становилось легче и, он уезжал опять в ту наркоманкую среду, где снова потребление наркотиков возобновлялось. Потом опять были молитвы с батюшкой, паломнические поездки, житие на скиту со старцами. Становилось легче. И, … а, недавно Андрей скончался, так и не придя полностью к Богу и не сумев побороть свою алко,- и наркозависимость.

Отец Виктор подводя итог своему выступлению сказал о том, что только с помощью Божией возможно исцеление от такого страшного недуга, как наркомания, токсикомания и алкоголизм.

Самылин Вадим Георгиевич, руководитель Саранского филиала некоммерческого фонда «Здоровая страна», врач психиатр-нарколог рассказал об особенностях реабилитационного процесса на современном этапе развития наркологии в Республике Мордовия.

Протоиерей Александр Денисенко, председатель отдела религиозного образования и катехизации Ардатовской епархии говорил о свободной воле в Господе нашем Иисусе Христе. Человек сам волен выбирать тот или иной путь. Наркоман же, или алкоголик по своему уже своеволию выбирает погибельный путь потребления наркотиков или алкоголя. Единственный путь, по словам батюшки, ведущий к исцелению,- это возврат на путь Господень, через покаяние и молитву. Тогда Господь обязательно подаст радость исцеления от этих страшных недугов.

Советник Главного федерального инспектора по Республике Мордовия, атаман Саранского казачьего общества Вячеслав Жаров обращаясь к присутствующим детям, отметил, что крайне важно в жизни вовремя выработать отрицательное восприятие алкоголя и наркотиков: «В казачьем обществе, которое я возглавляю, существуют несколько клубов, в том числе и спортивных. Мы будем рады видеть каждого из вас в нашем кругу. Вы должны знать, как можно с пользой для души и здоровья правильно организовать свой досуг».

Иерей Николай Новотрясов,председатель отдела религиозного образования и катехизации Саранской епархии привел Святоотеческую аргументацию о путях исцеления от винопития и употребления психоактивных веществ (полный текст его выступления см. здесь).

Примечательно, что в ходе дискуссии практически все дети принимали самое активное участие в обсуждении поставленных проблем перед участниками круглого стола.

7hY5V9t2lN-800x600

w6wXcl3Gwl-800x600

Для детей и участников «круглого стола» приветствовали представители Саранского казачьего общества «Свято-Предтеченское», которые продемонстрировали свое умение владения казачьими шашками и боевыми приемами различных видов борьбы.

Все выступавшие были единодушны во мнении, что мы должны поставить барьер на пути алкоголизма, наркотиков и психоактивных веществ. И в этом должны поучаствовать все: и духовенство, и правоохранители, и медики, и ученые, и общественные деятели, а в первую очередь все дети и их родители. Ибо, это борьба за генофонд России.

 

Святоотеческая аргументация

против винопития и употребления психоактивных веществ

Святые отцы о грехе винопития

Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

О причинах пьянства

Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином и психоактивными веществами, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай».

Святоотеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития и употребления психоактивных веществ исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином и психоактивными веществами не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство и наркомания становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Святитель Тихон Задонский говорит о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу». «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех». Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».

«Пьяница – живой мертвец»: увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола».

Путь к исцелению

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной». Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из здесь находящихся  определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью?

Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть,признать и захотеть.

Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею».

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу».

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты. Подойдя, он отечески приветливо сказал мне:Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии».

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом». И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Модератор круглого стола -

председатель отдела религиозного образования

и катехизации Саранской епархии

иерей Николай Новотрясов

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2