Святыни
В октябре этого года в Краснослободской Епархии произошло уникальное событие: состоялась передача древних христианских святынь в Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь.
История
По инициативе председателя Императорского Православного Палетинского общества Сергея Вадимовича Степашина, а также усердием членов Российского Благородного собрания, а также вице-президента благотворительного фонда св. мученика Вонифатия Наталии Сергеевны Мезенцевой и сотрудника Министерства регионального развития России Игоря Владимировича Николаева в Санаксарский монастырь прибыли частицы Животворящего Древа Креста Господня, прп. Саввы Освященного, св. мученицы Варвары и палестинских мучеников.
Но это – не единственная святыня, которая прибыла в Санаксары. Усердием инициативной группы Российского Благородного собрания в 2014 году Россию посетили знаменитые "Дары волхвов" – подарки, преподнесенные новорожденному Богомладенцу Христу восточными мудрецами. В честь этого события было написано несколько икон с изображением поклонения волхвов Господу, и несколько копий их даров. Одна из таких икон и прибыла сегодня в Санаксарский монастырь. Представлял Российское Благородное собрание, по инициативе которого и был осуществлён этот проект, директор по региональному развитию благотворительного фонда святителя Василия Великого Е.А. Будник. Дары волхвов – важное вещественное свидетельство Евангельской истории, а для верующих – это уникальная реликвия, к которой прикасались руки Святого семейства.
Есть мнение.
Мы обратились к непосредственному участнику этого процесса, первому, кому по благословению правящего архиерея Краснослободской епархии Епископа Климента, довелось встретить святыни на Мордовской Земле и сопровождать их до самого монастыря: помощнику управляющего епархией по юридическим вопросам иеромонаху о. Николаю (Позднякову), с просьбой прокомментировать это уникальное событие.
– Отец Николай, сейчас для уха рядового обывателя уже привычно звучит такое слово, как «святыня». Ну, святыня и святыня, одной больше, одной меньше, какая разница. Существует ли в этом смысле градация святынь, может, ли скажем одна святыня по степени своей святости быть, если можно так выразиться, боле святыней, чем какая-либо другая?
– Для начала, давайте определимся в терминах. Что такое святыня? В Библии мы часто встречаем это выражение, так у пророка Ездры: «И сказал я им: вы - святыня Господу, и сосуды - святыня, и серебро и золото - доброхотное даяние Господу Богу отцов ваших» (Ездр.8:28). Слова эти были обращены к «начальствующими над священниками» (12 человек), которых Ездра отделил после совместного длительного поста и молитв от всего остального священства. Как видим, святынями являются не только предметы, предназначенные к употреблению исключительно как богослужебные, но даже люди, которые этими предметами должны пользоваться. Или в Книге Левит: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30).
Таким образом, святыня – это многоразличные предметы, имеющие отношение к святости, освященные этой принадлежностью и обладающие благодатью. Потому что понятно, если человек или какой-либо предмет имеет или имел частый контакт с Богом, он освящается, просто вынужденно проникается Божественной благодатью. Из нашей повседневной действительности этот эффект можно сравнить с намагничиванием железных изделий, которые приобретают свойства магнита после того, как какое-то время находятся в непосредственной близости от него.
А теперь подумайте, какой из земных предметов, сохранившихся до наших дней, был ближе к Господу Иисусу Христу, чем Крест, на котором Он был распят, и по которому струилась Его святая кровь? Другое дело, что воспринимать благодать святости, получать реальное благо от соприкосновения со святыней, люди могут, если вновь воспользоваться примером с магнитом, по степени своей способности к намагничиванию – возможности усваивать благодать.
– О. Николай, но в наш век маловерия и скептицизма у многих людей возникают сомнения: а действительно ли это частичка от того Самого Креста, нет ли здесь ошибки?
– Подлинность святынь, прибывших в нашу Епархию, не вызывает сомнения и подтверждается официальными документами, которые подписаны Архиепископом Газсским Алексеем. Но давайте на секунду, на одну только секунду предположим, что произошла ошибка, в результате которой предмет, с которым соприкасаются люди, является совсем не тем, чем они его считают. Дальше что? Ведь, благодать, а именно для получения благодати люди и стремятся контактировать со святынями, даёт не сам предмет, а Тот, Кто обладает благом – Бог. Но, как мы уже отмечали, возможность усвоения этого блага напрямую зависит от человека, от его способности к намагничиванию, которая заключается в степени его веры.
Случай
В связи с этим, хочу рассказать вам один случай, который произошёл в советское время, а мне его поведала непосредственная участница тех событий. В одном из приходов, местного священника постоянно донимала болящая, психически нездоровая женщина, которая чуть ли ни ежедневно просила себя причастить. В один из таких дней, батюшка, уставший от её бесконечных просьб, в раздражении послал её к матушке, сказав: «Иди, матушка тебя причастит». Болящая, ничтоже сумняшись, пошла. Матушка, услышав её просьбу, сразу поняла, в чём дело и, накрошив в компот хлеб, дала женщине. И в момент, когда женщина принимала хлеб, как Тело Христово, они обе услышали ангельское пение: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите». Понимаете, что произошло? По вере болящей женщины, она приняла действительные Тело и Кровь Христовы. Вот уж по истине: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1Кор.3:18). Батюшка с матушкой потом всю оставшуюся жизнь каялись.
Вот так и в нашем случае, человек получает всё по своей вере.
– Спасибо отец Николай.