И притча, и быль
Помните притчу, когда одному монаху было наглядно продемонстрировано, почему до Бога не доходят молитвы молящихся в храме людей, как ангел по очереди открывал мысли внешне благочестивых прихожан? Оказалось, что телом находясь в храме, мыслями люди были весьма далеко от него.
И во время службы и в домашней молитве мысли убегают к мирским заботам. Что наше бессмысленное проговаривание молитвенных слов? Порой проговорила молитву, прочитала псалом, а чуть поверни голову и не вспомнишь, какую молитву произносила. Чего же ждать, за что нам Господь должен посылать «великие и богатые милости»? Почему мы относимся к Господу, как к «бюро добрых услуг»?
Вот самый обыкновенный разговор с соседкой:
– Сын никак на работу не устроится, говорю: уж есть, что ли, Бог-то?
Говорит мама, которая в храме хорошо, если раз в год бывает по какому-то случаю. Грешим 24 часа в сутки, а благодать Божию хотим получить от одной зажженной свечи.
Когда у меня опасно заболел внук, с 12 до 3-х часов ночи молилась, и усталости не чувствовала. Молилась своими словами, просила Матушку Богородицу, читала все молитвы, которые помнила наизусть. Уставала стоять на коленях, вставала, отдохнут ноги и снова на колени. И вот здесь уже ничто мирское не владело моими мыслями. Каждым своим волоском поняла, что такое настоящая молитва. К 3-м часам ночи температура у внука спала, надсадный кашель, который не давал уснуть, утих, и внук уснул спокойно. И я уснула. Утром внук спал долго. А я всё трогала уже не горячий лобик. Слушала спокойное ровное дыхание. Встал внук здоровый, никакие врачи не понадобились.
И это уже не притча. Так на практике, чудесным образом, Господь меня сподобил убедиться в Своём близком присутствии и незамедлительной помощи на молитвенное к Нему обращение. Хотелось бы конечно, чтобы таких поводов для усиленной молитвы было как можно меньше, но видимо только через собственные страдания или смертельную опасность наших близких можно научиться настоящей молитве.
Бабушка Нина.
Комментарий.
Очень поучительный рассказ. Действительно, не много сейчас найдётся людей, кто бы мог смело заявить о том, что его молитвы «доходят до Бога» и он получает просимое. Нет, время от времени такое чудо случается с каждым из нас. Думаю, не ошибусь, если предположу, что в жизни практически каждого человека происходили события, которые должны были произойти именно так, как нам хотелось. И, зачастую, это происходило без какого-либо ясно сформулированного обращения к Богу с нашей стороны, чудесным образом, как бы само собой, случайно. Это лишний раз доказывает только то, что Бог начинает реагировать на наше желание уже на стадии намерения, и только по Ему известным причинам, делает возможным или невозможным его осуществление (Рим. 8:26). Но, однако же, вот так, раз за разом, обращаться к Богу, будучи уверенным, что получишь просимое, это конечно удел немногих святых или праведных людей, чувства которых навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:14). Все же остальные просят и не получают, потому что просят не на добро, а чтобы употребить для собственных вожделений (Иак.4:3). Да и молитвой это назвать нельзя, так – мечтательное желание типа: эх хорошо бы….
Однако, бывает так, что и за внешним, вроде правильным мотивом обращения к Богу, в случае, например смертельной болезни ребёнка, может скрываться совсем неправильное духовное настроение. В этом случае Господь, иногда удовлетворяет человеческое желание, хотя и знает всю пагубность его последствий, по причине вызывающего, граничащего с дерзостью к Нему обращения. Исповедник, епископ Василий Кинешемский (Преображенский), повествует о таком случае, произошедшем в семье одной аристократки, проведшей всю ночь в молитве к Богу у постели умирающего сына. Ребёнок не умер, но в результате осложнения повредился умом и мать, во избежание упрёков и насмешек со стороны лиц своего круга, отправила его на воспитание в деревню. Там он вырос, увлёкся своей кормилицей – рябой деревенской женщиной на много старше его по возрасту. Женился на ней. А та, в свою очередь, пристрастила его к спиртному. И в скором времени чадо, за жизнь которого так слёзно молилась мать, погибло от алкогольного отравления, прожив свою короткую 20 летнюю жизнь без всякой пользы для себя, и не доставив радости матери.
Причину, такой печальной развязки событий, святитель объяснят как раз тем, что мать (по всей видимости, с развитым чувством собственного достоинства, учитывая её аристократическое происхождение и соответствующее воспитание) в своём молитвенном обращение, по сути, бросила вызов Богу, упрекнув Его в жестокости по отношению к ней, «никак такого отношения к себе не заслуживающей». Как следствие, она получила то, что хотела, а вместе с тем обрекла себя и своего ребёнка на несчастную жизнь. О том, насколько надо быть осторожными в молитвах к Богу, обращал внимание ещё языческий философ Платон:
– Я утверждаю, – писал он, – что для того, кто не обладает умом, опасно пользоваться молитвами и если уж ему следует молиться, то скорее о том, что противоположно его желаниям.[1]
Известны примеры, когда и святые отказывались молиться за больных и даже, за находящихся в лёгкой степени одержимости людей, поскольку не были уверены, что избавление от недуга, пойдёт им на пользу.
Таким образом, будем помнить, что до тех пор, пока мы ещё не в состоянии отличать добро от зла, при молитвенном обращении к Богу желая наступления в нашей жизни каких-либо, граничащих с чудом перемен, всегда будем, подобно Господу нашему Иисусу Христу добавлять: впрочем не как я хочу, но как Ты (Мтф.26:39).
иерей Борис Самсонов
[1] Платон Законы 688 b