Праздник Крещения Господня в Успенском храме
19 января русская православная церковь отмечает один из великих праздников — Крещения Господне или Богоявление. Это один из главных христианских праздников, которым заканчиваются 12-дневные Рождественские святки.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.
Великое водоосвящение в Успенском храме города Темникова совершалось дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Богоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой - великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.
На ектении великого освящения воды Церковь молится: "О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа".
"О еже быти воде сей, освящения даву, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всяку пользу изрядну (сильную)"...
В этих прошениях на ектении и в последующей молитве священника Церковь свидетельствует о тех многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою "черплющим и причащающимся" этой святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: "Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника".
Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушения пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе дает на этот счет ясное и определенное наставление, и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи: "не добре творят". "Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (или очищения) от сих пием без сомнения сию святую воду" (но в Русской Церкви и народе сложилось такое отношение к святой Богоявленской воде, что ее принимают только на голодный желудок как великую святыню, т.е. подобно антидора, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению веры к этой святыне).
Православный люд всегда имел особое благоговейное отношение к крещенской воде, она имеется в каждом доме. В Темниковском Успенском храме, а также на церковном дворе были установлены огромные чаны с водой. Отец Иоанн, при большом стечении народа, особым чином «освятил воды сия». Люди шли и шли нескончаемым потоком за святой водой, на улице выстроились ряды богомольцев с сосудами, в которые батюшка троекратно погружал крест.
Батюшка призвал верующих нести сей Божий дар в свои жилищи и окропить их с молитвой, а также сказал: «В день Крещения Господня хочется призвать всех, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего. Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни».