"Истинное знание"
Дорогие друзья! Сегодня, мне бы хотелось поговорить с вами о такой христианской добродетели как «целомудрие». По словам Отца нашего, Преподобного Иоанна Лествичника, «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей». «Целомудрие есть чистота души и тела». А чистота души и тела – это свобода от грязи пороков. Почему и в связи с чем, может заинтересовать современного человека и, особо хочу подчеркнуть, молодого человека, наличие этой добродетели? Да в связи с тем что: «по словам старцев, как нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не положить основы смирения в сердце, так, говорят, невозможно достигнуть источника истинного знания, пока будет оставаться в сокровенности нашей души корень противного ему порока». Видите, о чём идёт речь? О знании. Иными словами, целомудрие является непременным условием для приобретения истинного знания. Конечно, «истинное знание» – это знание, позволяющее достичь главной цели человеческой жизни – спасения. И это знание – дар Божий. И предоставляется этот дар душам только тех людей, кто искренне желает и ищет спасения. Однако, как показывает практика, даже для приобретения элементарных знаний, которые человек получает в процессе обучения, наличие целомудрия имеет решающие значение.
Почему же, порочные люди, не только лишаются возможности достижения истинного знания, но и с трудом усваивают знание элементарное? Почему наличие вредных греховных привычек (пороков) у того или иного народа, так выгодно тем, кто хочет его поработить?
Дело в том, что потеря целомудрия – нравственной телесно-душевной чистоты, является следствием начала деградации личности. Когда человеческая личность – духовное начало, безсмертный ум, образ Божий, наше «я», отождествляется самосознанием с чувственной безумной душой и дебелым смертным телом. Попадая к ним в зависимость, дух-ум постепенно утрачивает своё главенствующее первостепенное значение и в место того чтобы стремиться к своему Первообразу – Богу, приобретать истинные знания, начинает искать способы удовлетворения животного влечения нашего естества. Тогда «я» естественно доходит до осознания своего «преимущественного права», поступать так, как хочется. Это ощущение естественности «своего права», очень искусно поддерживается при помощи таких девизов современности как: «ты этого достойна», «ты имеешь право выбора», «бери от жизни всё» (причём под «всем», неизменно подразумевается всё самое вредное для тела и губительное для души). Как следствие, во всех своих желаниях, делах и поступках человек начинает руководствоваться одним жизненным принципом: я так хочу. А хочу я так потому, что мне это доставляет удовольствие.
Для наглядности можно привести ряд таких хотений: хочу не просто есть, а есть много или вкусно; хочу не просто спать, а долго; хочу не просто пить, а сладко; хочу не просто одеваться, а модно. Стоит такому человеку ненавязчиво подсказать, что есть нечто, чего он «достоин», «имеет право хотеть», «чего он ещё не взял от жизни» и никакие доводы разума не остановят его от желания играть, пить, курить, блудить. При этом вопрос – «почему я этого хочу» и «почему я хочу именно этого» – в сознании даже не возникает. Главным критерием «выбора» становится возможность доставлять «себе» (душе и телу) новые, приятные ощущения. На этом фоне деградации личности «развитого хотения», любое появившееся случайное желание, обещающее получения чувственного удовольствия, воспринимается обезумевшим сознанием, как уже достаточное основание для его осуществления. Это делается главным мотивом большинства поступков. По сути дела, обезличенный человек становится в один разряд с «прочими животными», поскольку его поведение, начинает напоминать их инстинктивные влечения.
Далее, нетрудно догадаться, что в этом случае «озверения», рассчитывать на то, что человек будет способен усваивать знания, не приходится. Поскольку для того, чтобы научиться хорошему, нужному и полезному, надо себя заставлять. Всем это известно. А этого вовсе и не хочется. Это не доставляет удовольствия (по крайней мере, на первых порах). Таким образом, встав на «звериную тропу» порочных желаний, современные люди, попавшие в греховную зависимость, зачастую не в состоянии трезво, рассудительно разобраться в происходящих политических процессах, поскольку одурманенное пороком сознание не способное к усвоению знаний, просто не в силах понять, что происходит. Вследствие чего, люди становятся «слепой игрушкой» в руках различного рода политических кукловодов-манипуляторов, умело использующих массовое невежество обезличенного народа в своих корыстных целях.
И, как профессиональные дрессировщики, хорошо изучившие повадки животных, пользуются их естественными желаниями, с целью добиться от них нужного поведения, так и от народа, подверженного многочисленным влечениям-порокам, можно легко добиться необходимых действий, то лишая его возможности удовлетворения порочных желаний, то обещая ему предоставления такой возможности.
Дорогие друзья! Мне бы очень хотелось, думаю, как и каждому из вас, чтобы наша страна действительно стала могучей мировой державой. Но на это можно рассчитывать только при одном условии – наличии в нашей стране целомудренного, умного, нравственно здорового народа, поскольку: «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем.Сол.1:4). Характерно, что Преподобный Исаак Сирин – этот тончайший исследователь и знаток человеческой души считал, что: «началом помрачения ума (когда признак его начинает открываться в душе), прежде всего, усматривается в лености к Божией службе и к молитве». В связи с чем, призываю всех вас, и в первую очередь молодёжь, приобретайте истинные знания, становитесь умными мудрыми людьми, которых трудно обмануть и которыми невозможно манипулировать. А для этого сохраняйте чистоту души и тела (целомудрие) от навязываемых вам пороков. И главным признаком приобретения ясности ума, пусть будет для вас являться стремление к Божьей службе и желание молитвы.
Божие благословление да пребывает со всеми вами.
Надежный человек
Автор: Е.Пермяк
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с ним она чувствовала себя сильной и смелой. Это был надёжный человек — её товарищ по парте, ученик первого класса Андрей Рудаков.