Встреча в медицинском училище
"Будьте милосердны, как и Отец ваше милосерд" (Лк.6,36).
Для проведения классного урока учащихся Темниковского медицинского училища был приглашен иерей Александр Лебедев. Во время урока состоялась беседа, на которой иерей Александр рассказал о милосердии, о Десяти Заповедях, о смысле жизни с точки зрения христианства, и ответил на вопросы учащихся.
Во время встречи с учащимися батюшка сказал: «Милосердие выражает наше состояние к близким и проявляется в оказании им помощи духовно-моральной и материальной. Без милосердия человек далек от людей и душевно одинок. Главное условие при исполнении дел милосердия - это любовь к Богу и к ближнему, так как милосердие есть только там, где есть любовь к Богу.
Долг православного христианина - совершать дела милосердия: напоить жаждущего, напитать алчущего, посетить больного, принять странника, увещанием заставить человека сойти с ложного пути, подать добрый совет, молиться за людей, утешать печальных, простить обиды, отвечать добром за зло. Но, отцы, братья и сестры, не ждите когда попросят у вас помощи - сами заметим нужду и горе, печаль и уныние и немедленно поможем, утешим, ободрим человека, видя в нем образ Божественного Учителя, сказавшего: "Что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне"(Мф.25,40). И неважно будет ли тот человек одет в богатое одеяние или покрытый рубищем, крепкий или слабый, соотечественник или иностранец, верующий или неверующий, не наше дело разбирать стоит или не стоит он милости, ведь в Евангелии сказано: "Всякому просящему дай" (Лк.6,30).
Делать дела милосердия надо тайно и, "пусть левая твоя рука не знает, что делает правая" (Мф.6,3). Ведь мы совершаем дела милосердия для Бога и для людей, а не своего собственного прославления. Иначе мы можем впасть в тщеславие, а открытое милосердие ведет не к спасению, а к погибели. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, уже перестает быть милостынею и является хвастовством и жестокосердием".
Творить дела милосердия надо с верой, любовью, от всего сердца и с веселым, радостным лицом при всех обстоятельст-вах жизни. Ведь милостыня состоит не в том, чтобы творить дела милосердия просто, а творить их с христианским чувством милосердия. Только та милостыня истинная, которая подается с радостью. Если ты даешь что-то нуждающемуся, то пусть веселость твоего лица предваряет даяние твое и добрыми словами утешь его.
О силе милостыни говорит святой Иоанн Златоуст: "Вода имеет свойство смывать грязь с тела, а милостыня уничтожает нечистоты душевные", и милостивым будет дана наивысшая награда - помилование.
Настоящую христианскую жизнь может вести только тот, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть своими добрыми делами исполнять волю Божию.
Как же мы можем отличить добрые дела от злых? Для этого у каждого из нас есть внутренний Закон Божий — наша совесть.
Но люди часто не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос совести, духовного Закона. Поэтому и надо было напомнить им Закон Божий посредством заповедей. Внешний Закон Божий был дан в ветхозаветные времена, когда иудейский народ был чудесно освобожден из египетского рабства. Тогда, на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон чрез пророка Моисея. В этом Законе — десять заповедей, которые были записаны на двух скрижалях, то есть каменных плитах.
Эти заповеди даны не только народу израильскому, но и всему человечеству, потому что по сути своей они есть тот же Закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах всех людей, чтобы все поступали по нему. Разделение десяти заповедей на две скрижали означает, что их можно разделить на два вида: обязанности по отношению к Богу (первые четыре) и обязанности по отношению к ближнему (остальные шесть)».
Батюшка также рассказал ребятам о смысле человеческой жизни, которая открывается с первых же страниц Священного Писания.
Поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально созданный для того, чтобы стать богом, то, уклоняясь с пути обожения, он естественно чувствует пустоту внутри, будто что-то не так. Он не наслаждается глубоким счастьем, даже если ему удаётся заполнить эту внутреннюю пустоту чем-то ещё. Он может «заморозить» себя, погрузившись в мир собственных иллюзий, но и тогда он останется таким же маленьким и ограниченным; и его мелочный мирок поработит его и станет ему тюрьмой. В этой тюрьме он устроит всё так, чтобы почти никогда не иметь тишины, не оставаться наедине с собой. С помощью шума, эмоционального напряжения, телевидения и радио, информации обо всём чём угодно – а иногда при помощи наркотиков – человек отчаянно старается забыть, не думать, не беспокоиться, не вспоминать: что он сбился с пути, ушёл далеко от цели.
Но ничто не в силах дать полного умиротворения несчастному современному человеку, доколе не найдёт он что-то иное, большее в своей жизни, что-то подлинно исполненное красоты и творческой силы.
Такие встречи со студентами медицинского училища стали регулярными, беседы полезными. Ребята с радостью посещают пастырские беседы, просвещаются словом Божиим, получая духовную пользу.