Великий канон
Вот и наступил Великий Пост – самый долгий из многодневных постов, установленных Церковью.
Воздержанием от пищи и развлечений верующие в течение семи недель будут готовить себя к празднованию Пасхи, которая в этом году приходится на 12 апреля. В Русской православной церкви всегда призывают не путать пост и диету, отмечая, что главное в посте - молитва, духовное очищение и совершенствование себя в стремлении уподобиться Христу.
Великий пост, самый древний из церковных постов, состоит из четыредесятницы - 40 дней, призванных напомнить о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, и Страстной недели перед самой Пасхой, когда верующие вспоминают страдания и распятие Христа, за которыми и последовало Его Воскресение.
Христиане соблюдают этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение составляют люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие.
Первые четыре дня Великого поста в храмах Русской церкви будет читаться покаянный канон святого Андрея Критского, который призван настроить верующих на покаянный лад.
В первый день Великого поста, благочинный церквей Темниковсого района, митрофорный протоиерей Иоанн Семин, посетил приход села Чумартово, ГД ена Великом повечерии прочитал положенные к чтению в Понедельник и Вторник части Великого канона.
Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет. Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.
Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.
На Великом повечерии в Чумартовском храме стояла торжественная тишина, в которой раздавался проникновенный голос отца Иоанна. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» - взывал батюшка, а хор отвечал – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Люди стояли преклонив головы, многие молились на коленях.
После повечерия, обращаясь к богомольцам, батюшка сказал: «С упованием на милость Божью, пройдем поприще Поста, чтобы угасить пламень страстей, возлюбить чистоту, разрешить всякий союз неправды, дать голодным хлеб, нищих ввести в дом и сподобиться встретить Светлое Христово Воскресение. Призываю на всех вас, молитвенно потрудившихся сегодня, Божие благословение! Да хранит вас Господь!»