Лента последних материалов

Великий Пост – Таинство любви

В эти дни Церковь вступила в Великий Пост – дни строгого пощения, предваряющие день Светлого Воскресения Христа Спасителя.

Каждый раз, когда приходит это время, его ожидание наполняется самым широким спектром чувств – это и некая робость от ожидания строгих трапезных ограничений, и запах весеннего пробуждения природы, и глубинная радость души о покаянии и очищении. Я не знаю христиан, кто не любил бы этих замечательных дней.

За годы своей истории Церковь вложила в Великий Пост всю глубину своего учения, нравственного воспитания, а, самое главное – личностного переживания опыта Богообщения каждым их тех, кто прошел по этому постному пути к Воскресению Христа и совоскресению с Ним. Достаточно вчитаться в бессмертные слова Великого покаянного канона преподобного Андрея, святого епископа Крита, чтобы ясно увидеть это.

Самые ранние памятники христианской письменности упоминают о Великом Посте: о нем говорит и Ириней Лионский, и Сократ Схоластик, и Иоанн Златоуст, позднее – бл. Августин и Амвросий Медиоланский и другие. В каждом уголке большой христианской Вселенной это время окрасилось своим неповторимым колоритом и в образе пощения и в продолжительности, и в значении этих глубоких и спасительных дней. Мне бы хотелось сейчас оторватьсяя от тонкого богословия и исторических свидетельств, и порассуждать о порой незримом, не всем известном, но очень трогательном моменте, сопровождавшем в ранней Церкви период Великого поста.

Многие из историков указывают на происхождение Великого поста в его ныненшем варианте – и по продолжительности и по содержанию, как на период подготовки ко крещению тех, кто прошел оглашение (наставление) в христианской вере. Они уже совсем близко подходили к своему рождению в новую жизнь… Только представьте себе человека, который всю свою жизнь провел так, что не слышал доброго слова и не видел доброго отношения, который привык отвечать злом за зло, который не ждал от жизни ничего, кроме скорбей и болезней, и, в конечном итоге, черной пустоты небытия… И вдруг перед ним открывается совершенно другая реальность! Оказывается, можно жить совсем по-другому, оказывается, можно любить и быть любимым, оказывается, можно выйти из пучины зла и наполнить свою душу радостью и светом, а, самое главное – можно соединиться с этим светом навечно! Конечно, это подобно пути человека из сырого подземелья в теплый солнечный день!

С момента крещения новый христианин становился неотъемлемой частью церковной общины, частью, по слову Тертуллиана «Тела Христова». Но этот волнительный путь, неповторимый и необыкновенно чудесный, который навсегда запечатлевался в его памяти – становился самым настоящим Днем Рождения… Конечно, этот путь он проходил не один, и не только с такими же как он неофитами с трепещущей от волнения душой и бьющимся сердцем. Вся христианская община принимала на себя этот путь и постилась вместе с оглашенными.

Великопостные богослужения, особенно Литургии Преждеосвященных Даров, содержат особые молитвы Церкви об оглашенных и просвещенных (тех, кто в ближайшие дин будет крещен). Постились оглашенные, постились миряне, постились диаконы и священники, постился епископ. Все вместе, как единое Тело Христово. Каждый вновь проходил этот путь вместе с оглашенными, оставляя что-то дурное, что успело прилепиться к душе, вновь позади. Кто принуждал верных к этому ограничению ради оглашенных? Мы будем долго копаться в исторических документах в поисках ответа, а ответом будет только одно – соединить всех в едином порыве христианского подвига могла только любовь к Богу и ближнему. И вряд ли кто из этих христиан – епископов, священников, диаконов, патрициев, воинов, рабов и самых разных людей даже задумывался, что может быть как-то иначе. И действительно, по-другому никак не может быть, если человек живет и дышит Христом Спасителем.

Поэтому, и сегодня, мы, потомки этих замечательных и великих людей подсознательно, в глубине своей души, любим Великий Пост, потому что он невидимо соединяет нас в единое Тело Христово, объемшее не только пределы нашего времени, но преступившего и границы вечности. Он соединяет нас и с великими святыми древних времен, и нашими предками, также благоговейно преклонявшими колена в наших храмах, и друг с другом неизъяснимым Таинством любви Христа Спасителя. И как древние христиане, уже не с оглашенными, а сами по себе, вновь и вновь проходим этот постный путь, желая оставить позади то дурное, что прилепилось к душе за этот год, а, может, и за всю жизнь.

Не случайно, апостольское чтение Прощенного воскресения из послания ап. Павла к Римлянам возвещает, что ныне ближе к нам спасение, ночь прошла, а день приблизился… (Рим. 13:11). Пусть радуется душа о постном времени, пусть снова пройдет с оглашенными путь к возрождению, а со Христом – крестный путь распятия плоти к воскресению духа в вечной жизни.

иеромонах Тихон (Федяшкин)

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2