“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 - 15)
В Успенском храме города Темникова было совершено Таинство Елеосвящения, одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарующее больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней - грехе. Присутствовали настоятель храма протоиерей Иоанн Семин и приходские батюшки.
В центре храма поставили аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами с елеем, блюдо с пшеницей. В пшеницу - семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.
Храм был полон народа. Все соборующиеся держали в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.
Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" началось молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем отец Иоанн влил в сосуд с маслом вино и молился об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будетим помазан.
Вино в масло вливается впамять о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и "перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.
Зазвучали песнопения молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем последовало чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам о чудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазали освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить. И так всего семь раз
Перед каждым помазанием священники, совершающие Таинство изливают душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.
Закончилось Елеосвящение соборующихся возложением священников Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на головы болящих и молитвенном прошении Господа о прощении всех их грехов: "Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение..."
Напутствуя верующих благочинный Отец Иоанн сказал: «От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру. Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них».