Лента последних материалов

Артос. Больше чем хлеб

1367329147 

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
     Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

      Пасхальные Богослужения особенно торжественны.Христос бо воста: веселие вечное,- поет Церковь в каноне Пасхи.
      Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуютв священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, - ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
      Незадолго до полуночи в храме Успения Пресвятой Богородицы города Темникова началась полунощница, на которой митрофорный протоиерей Иоанн Сёмин исшел кПлащаницеи, совершив каждение окрест ее, при пении слов "Возстану бо и прославлюся"поднял Плащаницу и отнес в алтарь. Плащаницу батюшка положил на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.
    Пасхальная утреня началась в 12 часов ночи при закрытых Царских Вратах. Сначала тихо-тихо, затем все громче и громче зазвучало из алтаря радостное и долгожданное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".
      После этого отверзлась завеса и батюшка уже вместе с народом, с зажженными свечами, направился к выходу из храма для совершения Пасхального Крестного хода вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении"Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити" множество людей во главе с батюшкой изшли навстречу своему Воскресшему Жениху.      Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут хоругвеносцы, певцы,  Завершает шествие настоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке, за ним народ.
         Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Отец Иоанн совершает каждение и трижды поет громко и радостно:"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".      На каждый стих певцы поют тропарь"Христос воскресе".

      Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

      Начинается пение Пасхального канона. Он вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
      На каждой песни канона батюшка совершал каждение, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами "Христос воскресе!", на что верующие отвечают "Воистину воскресе!". Эти многочисленные исхождения отца Иоанна из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

После Пасхальной утрени отверзаются Царские врата, и настоятель с трехсвечником в руке кадит алтарь, а затем прихожан и троекратно возглашает: «Христос воскресе!». В ответ в храме раздается дружное «Воистину воскресе!». Так начинается радостная и торжественная праздничная Пасхальная литургия.

Во время Пасхальной литургии все чинопоследования сменяют друг друга, как в калейдоскопе, поражая своей энергичностью, яркостью, сменой цвета. Только что священник был в светлых ризах и вот он уже в праздничном красном облачении с трехсвечником в руке осеняет прихожан крестом и опять возглашает «Христос воскресе!». И снова все прихожане радостно и задорно отвечают «Воистину воскресе!»

Во время праздничной литургии батюшка провел благословение артоса.
Артос (в переводе с греческого — хлеб) является особым символом воспоминания о Спасителе, установленном первоапостолами. Апостолы, вкушавшие трапезу вместе с воскресшим Господом, после вознесения Его стали оставлять не занятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против этого места стали оставлять хлеб. После трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали этот хлеб, говоря: «Христос воскресе».

Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе -просфора всецелая.
      Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
      Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
      Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
      На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
      С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
      Освящал артос отец Иоанн особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос положили на солее, против Царских Врат, на уготованном столе. После освящения артоса аналой с артосом поставили на солее пред образом Спасителя, где артос будет лежать в течение всей Святой седмицы.

16118

 

Поздравляя прихожан со светлым Праздником Воскресения Христова Отец Иоанн сказал: «Сей день - день Воскресения Христова - да будет для нас днем радости. И всегда помня, что этот праздник является именно утверждением нашей христианской веры, будем любить нашу святую веру, дорожить ею и стараться свою жизнь управлять по этой вере». 

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2