Яйца с образами. О новом виде иконоборчества
По благочестивой православной традиции, приходя домой после праздничного Пасхального богослужения, мы разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами.
Для того, чтобы освятить куличи, пасхи и яйца, следует прийти в храм днем в Великую Субботу.
В Триоди Цветной (особой богослужебной книге, по которой совершаются службы в продолжении 40 дней празднования Пасхи) молитвы во еже благословити сыръ, яйц
и брашна мясъ помещаются после чинопоследования пасхальной Литургии. После возгласа Благословен Бог наш трижды поется тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Следовательно, освящаются пасхальные яства непосредственно перед разговением, после пасхальной заутрени и Литургии. Но это исполнимо только в небольших церковных общинах. В условиях современной приходской жизни, когда освящать пасхальные яства приходят не только сотни прихожан данного храма, но и множество людей, посещающих храм только три раза в год (получить святую крещенскую воду, освятить кулич и
поставить свечку, когда возникли какие-нибудь жизненные трудности), освящение совершается в Великую субботу. Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней. Праздник реально начался. Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях. После возгласа Благословен Бог наш перед молитвой на освящение
поется воскресный тропарь 2-го гласа:
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,
тогда ад умертвил еси блистанием Божества:
егда же и умершия от преисподних воскресил еси,
вся силы небесныя взываху:
Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Обычно этот же тропарь поется в то время, пока священник обходит столы с куличами и крашенками, окропляя их святой водой. Чтобы удобнее понять его смысл, приводим перевод на современный русский язык:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,
тогда ад умертвил Ты сиянием Божества.
Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,
все Силы Небесные взывали:
"Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"
Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме или во дворе храма. В кулич и пасху вставляют красную пасхальную свечу, которую зажигают перед началом освящения. Священник читает молитву и окропляет приношения святой водой.
В Успенском храме города Темников ,также в Великую Субботу состоялось это радостное событие. Множество верующих принесли пасхальные угощения для благословения.
Как разъясняют православные священники, по крайней мере, большинство из них, окропление всяческой снеди на Пасху и другие праздники не превращает её в какую-либо особую святыню, как не становится святыней упаковка и кошёлки, в которых приносят продукты и на которые попадают брызги святой воды. Просто, принося в
Церковь продукты для освящения, православные люди просят Божьей помощи в трудах своих, результатом которых, в конечном счёте, является наличие снеди на семейном столе. Кроме того, оставляя часть освящённых продуктов в храме, люди жертвуют её для нуждающихся, тем самым творя милостыню, что в христианстве считается одной из самых великих добродетелей. Так что, ничуть не сомневаясь, к яичной скорлупе нужно относиться как к обычной упаковке. Но если кто-то всё же сомневается в приведённом ответе, может скорлупу и прочие остатки пасхальной трапезы, как только стает снег, отнести в лес или сжечь.
Есть ещё одна "околояичная" проблема - наклейки на пасхальные яйца с изображениями Христа и Божией Матери. Вот такую скорлупу выбрасывать на самом деле неблагочестиво. Лучше всего такие наклейки вообще не использовать. А вот что вообще пишет по этому поводу сайт Православие.ру:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Яйца с образами. О новом виде иконоборчества.
...Современные иконоборцы стремятся довести употребление священных изображений до абсурда, размещая их обильно на всевозможных бытовых предметах, тем самым профанируя сакральное и низводя дорогие для верующего
сердца иконные лики Христа, Богородицы, ангелов и святых до заурядной картинки на этикетке, салфетке, сумке, посуде, одежде; до рисунка на ювелирных украшениях и женской бижутерии… Репродукции икон и фресок заполонили обложки книг и журналов, первые полосы газет, «украшают» календари, закладки, обложки аудио- и видеодисков...
...И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор. Даже изображение обычного человека достойно большего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?
Об этом говорится не в каком-то малозначительном церковном документе, а в оросе (определении) Седьмого Вселенского собора! Ведь почитание икон есть важнейший догмат Церкви, а не просто наше произвольное и никак не регламентированное действие. За этот догмат, за право почитать иконы и священные изображения, многие христиане претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свои жизни и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (с 730-го по 843-й год). В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней»[2]. Из соборного определения следует, что священные изображения должны 1) размещаться в достойных местах; 2) изготавливаться из долговременных материалов; 3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей; 4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу — Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим; 5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней; 6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.
полностью см.ссылку http://www.pravoslavie.ru/put/61136.htm