История бывшего Прихода Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Базарная Дубровка Атюрьевского района
История основания поселения Базарная Дубровка уходит к концу шестнадцатого - началу XVIIвека. Название села связано с дубовым лесом, окружающим поселение в отдаленные времена. Землю получили князья Кудашевы, Акчюрины, мурзы Агишевы, Мамолаевы. У них имелись русские крепостные крестьяне.
К середине семнадцатого века в Дубровках была построена церковь и освящена в честь Михаила Архангела. В 1654 году церковь "прибыла вновь в оклад". Церкви помещиками отдано 6 десятин пашни и сенокосов на 25 копен. В приходе числилось 25 крестьянских дворов.
По переписи 1678года село Дубровка - самое большое селение Пичеполонговского стана Темниковского уезда. В этом же стане в перепись 1678 года зафиксировано еще одно селение Дубровка. Оно числилось в ранге деревни, располагалось рядом с селом Дубровка. Ко времени переписи значительная часть жителей числились новокрещенами, а крестились в прошлых годах из мордовской веры. Это поселение было как бы образцово показательное. Всех новокрещен из мордвы Шацкого, Темниковского уездов поселяли здесь. Они получали льготы от налогов на 6 лет.
В 1678 году для новокрещенцев по указу из Патриаршего приказа была построена церковь. В 1720 году с помощью помещика князя Владимира Никитича Прозоровского прихожане построили теплую деревянную церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм. население села росло очень быстро, старый храм не удовлетворял ни приход, ни священнослужителей. В 1790-х годах велось строительство нового каменного храма, освященного в 1795 году с прежним наименованием - в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм. В начале девятнадцатого века были построены и освящены два придельных храма - в честь свт. Николая Чудотворца и свт. Дмитрия Ростовского. В 1887 году была заново перестроена трапезная (теплая церковь). На рубеже девятнадцатого и двадцатого века приход насчитывал около 3700 человек. Имелась церковно - приходская школа и школа грамоты.
Развитие села усилилось после падения крепостного права. Позднее здесь утвердилась крупная волость и шумные базары по вторникам. Появилось много специалистов - кустарников: кузнецы, гребенщики, горшечники, валяльщики, сапожники, портные. колесники, жестянщики.
В послевоенные годы село опустело: 370 воинов не вернулось с полей сражений, подросшие дети забрали матерей в города и рабочие поселки. С ликвидацией базара нарушились традиционные связи с соседними деревнями, жители которые еженедельно привозили в Дубровку дрова, сено, лес в обмен на хлеб и овощи. Село оказалось в стороне от больших дорог. В советское время храм был руинирован. Приход не восстановлен. Село исчезло.
В наше время на территории села летом по благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского. организуется летний - полевой лагерь православной молодежи.
Все условия для отдыха имеются: небольшое озеро, родник, лес. Только руинированный храм напоминает о прошлой жизни села.