Иеромонах Тихон (Федяшкин) : «Возможности использования знания психологии в пастырском служении»
Жизнь Христовой Церкви, с момента ее рождения в день Пятидесятницы, ознаменована пришествием и пребыванием в ней Святого Духа, третьей Ипостаси Святой Троицы, Утешителя, по словам Господа, Которого Он так желал послать в мир, чтобы загорелся этот, в то время видимый лишь очами Спасителя, огонь христианской веры. Событие Сошествия Святого Духа на Апостолов явило изменение в самих учениках Христа, сообщив им благодатные дары разумения Учения Господа и очень важный дар учительства и смелой проповеди Евангелия. С этого-то момента мы и можем говорить о появлении в мире Церкви как Богочеловеческого организма, во главе которого стоит Сам Христос, и цель которого – приведение всех тех, кто стал частью этого организма к своему Спасителю. Взаимное общение членов этого Тела Христова проникнуто надмирным, таинственным смыслом, заключающимся не просто в учении или определенных правилах жизни, но в теснейшем общении, направленном на единение во Христе на пути спасения. Благодать Святого Духа, пришедшая на апостолов, открыла для мира такое явление – как пастырство, пастырское служение Церкви.
Пастырское душепопечение – это самое важное дело каждого священнослужителя, как пастыря Церкви. В первую очередь это понятие ассоциируется с Таинством Исповеди, потому что именно здесь и решаются самые глубокие духовные проблемы, встающие на пути спасения. Собственно, исповедь – это монолог человека, обращенный к Богу, где он свидетельствует о своем осознании своих проступков, ошибок, греховных промахов, просит Бога простить его и обещает исправиться. Но это – заключительная точка пути к покаянию, ей предшествует глубокий внутренний анализ, осмысление своих поступков, поиск путей исправления ошибок и средств для исцеления пороков, которые привели к появлению греха. Но это – лишь в теории, потому что на практике оказывается, что далеко не всякий человек, и не во всяких обстоятельствах способен на адекватную оценку своей жизни, многие духовные болезни настолько искажают Образ Божий в человеке, извращают его сознание и ослепляют духовный взор, что человек просто не в состоянии адекватно мыслить, действовать, выражать свои мысли и эмоции. Очень часто бывает, что духовная болезнь сопровождается и душевным расстройством, психическими заболеваниями, которые еще более осложняют жизнь человека, усугубляясь и развиваясь в необратимые процессы разрушения человеческой личности. Иногда бывает так, что люди попадают в настолько хитросплетенные жизненные ситуации, что никаким образом, при помощи человеческой логики, и человеческими средствами решить их не удается. Вот здесь-то как раз и потребно мудрое и терпеливое пастырское душепопечение, соединяющее в себе глубину христианского опыта, духовных средств, а также личного профессионализма и душевные качества самого пастыря.
В настоящее время каждый священник в Русской Православной Церкви, с момента посвящения в священный сан имеет право совершать исповедь, проповедовать, т.е. оказывать деятельное душепопечение вверенной ему паствы. Исторически не было так, право исповеди принадлежало специально поставляемым от архиерея духовникам, а учительствовали также специально подготовленные для этого, имеющие должный уровень образования люди. Естественно, что в условиях современной России невозможно следовать древним образцам, поскольку количество духовенства и паствы – несопоставимо, и централизовать, например, исповедь в каких-то точках епархии, привязав к нескольким духовникам – никак нельзя. Поэтому каждый, даже самый молодой, пастырь уже с первых шагов своего служения погружается в мир раскрытых человеческих душ, которые просят у него исцеления греховных язв, наставления в пути спасения, и разрешения сложных жизненных вопросов. Безусловно, вся деятельность пастыря основана на Евангелии, апостольских писаниях, Священном Предании, опыте св. отцов, и сегодня все выпускники Духовных школ достаточно хорошо подготовлены в теории православного богословия, но вот наступает момент, когда нужно применить эти полученные знания в конкретном случае, встретившись один на один с реальными человеческими проблемами, или натолкнувшись на стену недоверия, или встретив человека, который «выгорел» и «погас». И здесь, конечно, очень необходимым является живой пастырский опыт и умение говорить и работать с людьми, необходимо живо понять проблему человека и грамотно определить методы работы с ним. Безусловно, каждый опытный пастырь имеет свои наработки в этой области, но, сопоставляя свои собственные наблюдения и выводы с теми методами, которые имеются на вооружении у психолога, можно увидеть, что ряд практических методик весьма сходны, поэтому применение психологических приемов и некоторого опыта психологии окажет неплохую помощь пастырю, особенно, если собственный житейский и пастырский опыт исчисляется не особо солидными цифрами. Итак, разделы психологии, которые, на мой взгляд, могли бы быть полезными священнику:
Возрастная психология
«Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие»[1]. Может быть, для священнослужителя, с практической точки зрения, нет необходимости погружаться в глубину теории этого раздела, однако проблемы, связанные с работой с подростками и пожилыми людьми знакомы каждому пастырю. И главная сложность – в том, что если в отношении взрослых, состоявшихся людей рассуждения и методы работы укладываются в сознание самого священника, поскольку многие вопросы и проблемы, требующие пастырского внимания и совета часто переживаются и решаются самим священником в личной жизни, то подростковый возраст характеризуется нестандартностью поведения и мышления, и причинно-следственная связь в некоторых ситуациях принимает неожиданные формы. Кроме того, гормональная перестройка организма в подростковом возрасте (пубертатный период) иногда приводит к возникновению неожиданных и пугающих процессов (например, сомнамбулизм, - в моей практике был такой случай, ошибочно принятый за духовную болезнь, совместная работа с детским психоневрологом помогла успешно решить эту проблему). Соответственно, работа с этой возрастной категорией требует особо внимательного подхода и знаний даже не только психологии, но и физиологии человека. То же можно сказать и о пожилых людях, хотя, наверное, в меньшей степени, поскольку при работе с данной категорией людей проблемы обычно возникают, когда к престарелому возрасту и оскудению телесной крепости присоединяются болезни. Здесь же сразу нужно отметить и в целом работу с тяжело- или даже неизлечимо больными людьми, с людьми, находящимися на пороге перехода в вечность, и, конечно с людьми, страдающими психическими расстройствами. Поэтому следующим разделом нужно бы назвать раздел под названием:
Клиническая психология.
«Клиническая (медицинская) психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями… Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья»[2]. Пастырское душепопечение болящих – одна из самых существенных составляющих пастырского служения, практически каждый день священнику, в условиях городского прихода приходится посещать на дому и в лечебных учреждениях людей, страдающих болезнями, в разной степени сознания и душевного состояния. Каждая болезнь несет человеку страдания, которые, входя в его внутренний мир, неизбежно влияют на него, часто безнадежность или раздражительность встречают священника уже с порога, у человека колеблется вера, а кто-то не может принять свою болезнь и обвиняет всех и вся в том, что с ним произошло. Здесь нужно очень большое терпение и умение понять человека, встать с ним на одну плоскость и с этих позиций сделать все возможное для того, чтобы облегчить душевную боль, возродить волю к жизни, или достойно приготовить к переходу в вечность. Конечно, в этих случаях методами, которые можно почерпнуть из радела Клинической психологии будут являться наблюдение и беседа, также необходимо познакомиться с медицинскими аспектами заболевания больного, чтобы лучше понять, что он сейчас переживает, и исходя из этого помочь ему. Особым образом обстоят дела с теми людьми, которые страдают психическими заболеваниями, и здесь, безусловно, наиболее активно находит себе применения клиническая психология, и пастырская психиатрия. Каждое из заболеваний такого рода определенным образом изменяет мышление человека, а, следовательно, и его логику и нормы поведения. Соответственно, не зная особенностей протекания конкретного заболевания, очень трудно выработать стратегию общения с данным человеком. Важно научиться отделять проявления болезни от сознания самого больного, и в данном случае пастырское попечение оказывается эффективным в минуты просветления между припадками, когда человек осознает греховные компоненты своей жизни, когда учится сдерживать волевые составляющие полярных состояний (например при возникновении приступов злобы и раздражительности – молчать или не распускать руки). В общении с этой категорией больных важно удержать доверие (например, в случае окормления больных с маниакально-депрессивным синдромом, которые крайне подозрительны – даже движения и взоры священника должны быть точно выверены, ибо, если не будет достигнуто расположение больного, вся дальнейшая практика просто станет невозможной). В «Настольной книге священнослужителя» 8 том посвящен именно такой тонкой работе с людьми, фактически, можно сказать, что это небольшой учебник, объединивший в себе компоненты психиатрии, психологии, даже физиологических знаний, призванных помочь священнослужителю эффективно совершать свое пастырское душепопечение. Тот, кто сталкивался со случаями, связанными с психическими расстройствами личности, кто окормлял больных, проходящих лечение в психдиспансерах, по достоинству оценил опыт психологов и психиатров в отношении практической работы с этими людьми.
Конфликтология, психология семейных отношений
Эти два раздела я решил объединить вместе, потому что из них в пастырской деятельности в большинстве случаев приходится заимствовать компоненты, необходимые для окормления семей, и, в частности – при решении семейных проблем.
«Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня»[3].
Главные вопросы, с которыми обращаются семейные пары или отдельные люди – это конфликты в семье. И здесь анализ этого процесса помогает принять решение о способах врачевания этого негативного процесса. И здесь, конечно, не всегда, может быть, требуются научные изыскания по Единой Теории Конфликта, но определение сути этого процесса, а именно внутриличностный это конфликт или социальный – помогает выбрать правильную стратегию ведения диалога (бывает мало общаться только с одним членом семьи, для успешного разрешения сложной семейной ситуации иногда пастырь должен посетить этот дом, познакомиться с остальными членами семьи и их внутренним миром, поскольку картина, изображаемая человеком, первым из всех домочадцев обратившимся за помощью к священнику, не всегда отражает истинное положение вещей). И очень часто, конфликт, который по описанию мог бы быть оценен как социальный – на самом деле глубоко внутриличностный кризис одного человека, который просто где-то не может справиться со своими страстями и недостатками.
Психология семейных отношений – раздел очень объемный, и в настоящее время ему посвящено очень много различных публикаций и научных трудов, которые постоянно используются нами в своей деятельности. Ну как понять молодому священнику, который и года еще не прожил в браке, понять пару, у которой уже дети – его ровесники, а в многолетних отношениях возникла трещина (в моей практике был случай, когда в тупике оказалась семья, где супруги прожили много лет душа в душу, и внезапно всплыл факт измены 25-летней давности). И здесь уже нет шаблонов, или каких-то конкретных тем для использования или отвержения, поскольку отношения супругов – необыкновенно пестрая мозаика, и нет случаев, похожих один на другой.
Отдельной статьей нужно коснуться работы с женщинами в ситуациях кризисной беременности, особенно с теми, кто решил прервать беременность и сделать аборт. Наши православные психологи, и священнослужители, работающие в женских консультациях, занимающиеся общением с ними, поистине воплощают самые разнообразные компоненты психологии семейных отношений, ведь часто женщинам, желающим сохранить ребенка, приходится выдержать натиск самых негативных мнений со стороны родственников, знакомых, или даже общественного мнения, особенно когда дело касается молодых женщин, не состоящих в браке, и когда отец ребенка не желает принимать участия в дальнейшей судьбе ни этой женщины, ни ее ребенка.
Проблема разводов – как их предотвращение, так и реабилитация и помощь пережить развод также является существенной составляющей пастырского попечения, и здесь вновь пригождается опыт семейной психологии, хотя бы для того, чтобы суметь начать диалог с человеком, находящимся в глубокой депрессии или ослепленным гневом.
Приводя эти примеры, и анализируя различные методы и способы пастырской психологии и психиатрии, углубляясь в них, конечно, можно увлечься мыслью, что пастырское служение практически тождественно работе психолога, и чисто с внешних позиций это выгладит именно так. Но, с другой стороны, каждый из тех, кто принял священный сан и вступил на путь пастырства приведет массу примеров, когда и без таких методов, чудесным образом очень успешно решались проблемы, описанные выше, и тогда вся эта теория не нужна, если есть вера, есть помощь Бога, благодать священства. А рассудив объективно, все же нужно заключить, что жизнь человека и спасение его души осуществляются в соработничестве Бога и человека, во врачевании друг друга как своей любовью и человеческой помощью, так и призыванием Божией любви Божией помощи. Эти две составляющие – практический опыт и Божия благодать – неотъемлемые части пастырского служения, и только соединенные в гармонии, не вытесняя одна другую, способны исцелять человеческие душевные души, возрождая в них Образ Божий.
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F «Психология развития»