Лента последних материалов

Православное христианство в истории России

 

 

Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер"

(А.С. Пушкин "Исторические Замечания" 1822 г.)

 

Более 1000 лет минуло с тех пор, когда в водах Днепра русский народ обрел православную веру. Начало христианства на нашей земле исторически совпало с началом объединения Руси, оформления ее как государства, выросшего впоследствии в могучую империю. Вследствие этого судьбы народа и судьбы православия неизбежно сплелись воедино, образуя нить нашей истории и славы. Так возникает особая национальная русская культура. Знаменитый философ и мыслитель XX века Иван Ильин говорит об этом так:«Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа; и прежде всего, инстинктом и бессознательными, ночными силами души. Эти таинственные силы души способны к духовному творчеству только тогда, если они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной верою». Национальная культура нашего народа неотделима от православия. Русский народ, приняв христианскую веру, ввел ее в самые основы своей жизни, освятил ею свой быт, сроднил со своей душой, стал жить и дышать ею.

Христианство принесло с собой письменность. Но, если западное христианство признавало богословским языком лишь латынь, что сильно осложняло и  в чем-то тормозило развитие национальной литературы, то православие, приходя на разные земли и к разным народам, сживалось с национальным языком и традициями. Таким образом, на Руси стала использоваться азбука славянского языка - кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием. Русская речь, получив письменное выражение, и освящаемая святостью православия стала быстро развиваться и приносить обильные плоды в виде замечательных древних памятников письменности: «Повесть временных лет», «Правда русская», а также Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, «Слово о законе и благодати», «Слово Даниила Заточника», «Поучения» Владимира Мономаха, - вот лишь малый список древнейших памятников письменности тех лет. Давая общую оценку русской литературе, Д.С. Лихачев писал: «Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая». Кроме своих письменных источников появилась и переводная литература, из которой русские ученые люди познакомились с ценностями мировой литературы, философии, истории. Через произведения византийских авторов на Русь проникает и античная культура: через Иоанна Дамаскина русские познакомились с философией и логикой Аристотеля, широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. Русское православие как бы объединило античную ученость и культуру с простотой мысли, устремленной к Богу. Восточное миросозерцание, возвышенное, устремленное к Небу наложило свой отпечаток светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры.

Конечно, в политической и общественной жизни христианство также способствовало к переходу нашего государства на совершенно иной уровень. Появляются совершенно иные политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, Русь включается в европейский христианский мир, и начинает играть в нем видную роль. И, конечно, создается широкая основа для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Иными словами, православие закладывает в сознание всего русского народа идею единства, учит преодолению национальной розни, способствует гуманизации всего древнерусского общества. «В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство "правды" и "кривды", добра и зла. Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику», - говорит Иван Ильин. Языческая варварская Русь становится Святой!

С появлением христианства на Русь приходит еще одно новое, неизвестное доселе явление – монашество. С X – XI вв. наша земля расцветает обилием монастырей, которые становятся важными форпостами благочестия и, нравственности, хранителями духовных и культурных сокровищ. На протяжение веков именно монастыри оказывают сильнейшее влияние на жизнь нашего государства. Это – живая история в камне, живописи, предметах утвари, да и просто в летописях, скурпулезно создававшихся жителями святых обителей, жизнь которых порой сама по себе становится повестью о подвигах несокрушимого духа. Ярким примером этого может служить Троице-Сергиева Лавра – сердце православной Святой Руси. В стенах этой обители прп. Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского на ратный подвиг – его войска шли на битву: на Куликовом поле 8 сентября 1380 года решалась судьба Руси, с князем шли два монаха из обители прп. Сергия -   Пересвет и Ослябя. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска. Ильин пишет: «Православная монастырская культура дала России не только сонм праведников. Она дала ей ее летописи, т. е. положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию». А.С. Пушкин  в «Исторических замечаниях» выражает это так: «Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением».

С приходом на царствование Петра I начинается новая эпоха в истории нашего отечества – эпоха просвещения, стремительного развития техники, военного искусства и т.д. В эту эпоху, когда технический прогресс, развитие науки, возрождение интереса к античной культуре, и вообще ко всему заграничному, хлынувшие через окно в Европу, прорубленное Петром, казалось, вот-вот должны заглушить голос православия, отодвинуть его на второй план, как уже отжившее свой век, однако и здесь встречают в лице Православной Церкви крепость, охраняющую все самое сокровенное, дорогое русскому сердцу. И в 1825 году, когда декабристы выходят на Сенатскую площадь, в глухих Саровских лесах из уединенной келлии тихо выходит затворник, проведший в подвигах 40 лет, для того, чтобы люди, потерявшие в этой жизни все самое святое, и не знающие уже как жить дальше - смогли вновь возвратить  себе смысл жизни, веру, надежду. Чтобы люди, забывающие уже и родную речь, смогли вновь быть православными русскими людьми, способными с именем Божьим на устах творить подвиги, которым сами потом дивились. В век рационализма и нигилизма этот замечательный человек -  прп. Серафим Саровский, являет величие и красоту святости, и открывает для русского народа новую страницу жизни, показывая пример молитвы и предстояния пред Богом за свое Отечество.

Монастырь Оптина пустынь в XIX в. процветает преемством замечательных духоносных старцев, которые становятся наставниками замечательных русских философов, мыслителей и писателей того времени – Ф.М. Достоевского, К. Леонтьева, И.В. Киреевского, В. Соловьева и других, кто находит в стенах этой обители путеводную нить и вдохновение для своих трудов.

XX век для русского православия уготовал самые серьезные испытания. Наследие, накопленное тысячелетним опытом жизни русского народа в православной вере объявляется ненужным. Все духовное богатство Православной Церкви, достояние мысли многих поколений философов, опыт святости поколений святых отцов – вредным и подлежащим уничтожению. Многие лучшие сыны Отечества вынуждены покинуть свою Родину, а другие бесследно исчезают в водовороте перемен. Начиналась новая эпоха со своей культурой, своими ценностями, своим моральным кодексом. Страна имела новых героев, прежние были забыты. Памятные мраморные плиты с именами героев Отечественной войны 1812 года превратились в строительный материал. Но настоящее испытание веры было еще впереди. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.  К началу войны на свободе оставалось 4 правящих архиерея, что означало, что Православная Церковь почти уничтожена, 1 действующий монастырь, горстка священнослужителей, полулегально, с риском для жизни совершающих свое служение. Новая беда сплотила силы разрозненного народа, всколыхнула его лучшие чувства. Пришло время главного экзамена на верность своей истории. Православная Церковь и в это тяжелое время не осталась в стороне от общей беды. Патриарший местоблюститель, будущий Патриарх Сергий первым написал свое воззвание к русскому народу, призывая его на ратный подвиг.  Ежедневно в храмах блокадного Ленинграда совершал богослужения митрополит Алексий (Симанский), вместе с жителями города возносивший молитвы о победе русского оружия, на фронт отправилась танковая колонна «Дмитрий Донской», созданная на средства, собранные православными верующими людьми. Все, что по крупицам собиралось веками, все-таки оказалось не забыто, и победа в этой страшной войне стала высшей оценкой народу, сохранившему верность традициям своих великих предков.

Сегодня православная религия в России переживает эпоху возрождения, в былом величии восстанавливаются храмы и обители, возвращаются древние святыни. Дорога к храму становится дорогой многих тысяч россиян.

Подводя итоги небольшого исторического экскурса, можно сказать, что православие является культурообразующей и традиционной религией для России. Вся ее история вобрала в себя  традиции именно православной религии, которые  отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. Закончить же хотелось бы словами Ивана Ильина: «Православие несло русскому народу все дары христианского правосознания - волю к миру, братству, справедливости, лояльности и солидарности; чувство достоинства и ранга; способность к самообладанию и взаимному уважению, словом, - все то, что может приблизить государство к заветам Христа».   

Иеромонах Тихон (Федяшкин), магистр богословия,  секретарь Краснослободской Епархии

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2