Лента последних материалов

Социобиологические последствия открытия генома

Генетика – наука достаточно молодая, В 1865 году монах Грегор Мендель, занимавшийся изучением гибридизации растений в Августинском монастыре в Брно, обнародовал на заседании местного общества естествоиспытателей результаты исследований о передаче по наследству признаков при скрещивании гороха. Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам. Эти открытые и закрепленные  им закономерности наследования позже получили название законов Менделя. При жизни его работы были малоизвестны и воспринимались критически, так как другие ученые, проводя аналогичные опыты на других растениях, не получали таких результатов, и, казалось, что выявленные Менделем закономерности таковыми на самом деле не являются.

Идеи Менделя почти на половину столетия были забыты, и лишь только в начале XX века вновь привлекли к себе внимание ученых в связи с исследованиями Карла КорренсаЭриха фон Чермака и Гуго Де Фризапо, которые также занимались гибридизациией растений, и которые вновь подтвердили правоту теории Менделя.

В 1905 году английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика, а в 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном введён в употребление термин «ген». Ген - теоретическая единица передачи дискретной наследственной информации[1]. Такую информацию и несет в себе ДНК , что и стало основой центральной догмы молекулярной биологии.

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности, разработанная, американским генетиком Томасом Хантом Морганаом и его учениками, проводившими исследования на плодовых мушках – дрозофиллах.

Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940—1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК, триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение групп ферментов рестриктаз(группа ферментовкатализирующих реакцию расщепления нуклеиновых кислот) и секвенирование(определение первичной последовательности биополимеров) ДНК.

Работы, проводившиеся с генетическими материалами растений и животных, позволившие ученым разработать теорию генетики и экспериментальным путем определить законы наследственности, неизбежно поставили перед учеными задачу расшифровки генома – определения его составляющих и их функций, задачу возможности экспериментов по корректировке генетической информации. И самым грандиозным проектом в этой области стал проект  по расшифровке генома человека (The Human Genome Project, HGP) — международный научно-исследовательский проект, главной целью которого было определить последовательность нуклеотидов, которые составляют ДНК и идентифицировать 20-25 тыс. генов в человеческом геноме.

Проект начался в 1990 году, под руководством Джеймса Уотсона под эгидой Национальной организации здравоохранения США. К работе подключились ученые из других стран, была сформирована единая база данных, в которую все, кто работал над расшифровкой генома, присылали результаты своих исследований. В 2000 году был выпущен рабочий черновик структуры генома, полный геном — в 2003 году, хотя и в настоящее время пока нельзя говорить о завершении проекта и о полной расшифровке генома человека. Частной компанией «Celera Genomics»  был запущен аналогичный параллельный проект, завершённый несколько ранее международного. Основной объём секвенирования был выполнен в университетах и исследовательских центрах США, Канады и Великобритании.

Работа над расшифровкой генома и связанные с этим проектом исследования привлекли к себе внимание самых широких кругов научного мира, промышленности и общественности. Уже на ранних стадиях работы генетики заговорили о «генной инженерии»: опыты на мушках и других животных показали, что молекулярная биология способна корректировать ген и сообщить потомству уже новые, искусственно заложенные признаки и функции. Расшифровка гена позволила выявить признаки, позволяющие увидеть заложенные в геноме наследственные заболевания. Так, ещё до завершения работы несколько компаний, например «Myriad Genetics»  начали предлагать простые способы проведения генетических тестов, которые могут показать предрасположенность к различным заболеваниям, включая рак грудинарушения свёртываемости кровикистозный фиброз, заболевания печени и многим другим. Считается, что информация о геноме человека поможет поиску причин возникновения ракаболезни Альцгеймера и другим областям клинического значения и, вероятно, в будущем может привести к значительным успехам в их лечении.

Также ожидается множество полезных для биологов результатов. Например, исследователь, изучающий определённую форму рака, может сузить свой поиск до одного гена. Посетив базу данных человеческого генома в сети, этот исследователь может проверить, что другие учёные написали об этом гене, включая трёхмерную структуру его производного белка, его функции, его связь с другими человеческими генами или с генами в других организмах, возможные пагубные мутации, или другие данные.

Более того, глубокое понимание процесса заболевания на уровне молекулярной биологии может предложить новые терапевтические процедуры.

Существует в этом направлении еще один проект: «Проект определения разнообразия человеческого генома» (HGDP), отдельное исследование, нацеленное на картирование участков ДНК, которые различаются между этническими группами. В будущем HGDP, вероятно, сможет получить новые данные в области контроля заболеваний, развития человека и антропологии. HGDP может открыть секреты уязвимости этнических групп к отдельным заболеваниям и подсказать новые стратегии для их преодоления.

Теперь стоит коснуться вопроса генной инженерии. Генная (генетическая) инженерия — это область биотехнологии, включающая в себя действия по перестройке генотипов. Генная инженерия широко используется для получения организмов с заданными свойствами, для сельского хозяйства в частности. В настоящее время выведено множество культур, устойчивых к повреждению вредителями, имеющими более высокие показатели всхожести и т.д. В потребительском обществе эти технологии не нашли популярности, т.к. генетически модифицированные организмы вызывают справедливые опасения с том плане, что в отличие от традиционных растительных культур и животных могут неизвестным образом влиять на человеческий организм при употреблении их в пищу. Генная инженерия по отношению к человеку применяется только в виде соматической генотерапии, при которой генетический материал вводят с терапевтическим целями, он не передается следующему поколению. 

Следующим достижением генной инженерии необходимо назвать клонирование. Первоначально слово клон (англ. cloning от др.-греч. κλών — «веточка, побег, отпрыск») стали употреблять для группы растений, полученных от одного растения-производителя вегетативным способом[2]. Эти растения-потомки в точности повторяли качества своего прародителя и служили основанием для выведения нового сорта. Позже клоном стали называть не только всю такую группу, но и каждое отдельное растение в ней (кроме первого), а получение таких потомков —клонированием.

Со временем значение термина расширилось и его стали употреблять при выращивании культур бактерий. Успехи биологии показали, что и у растений, и у бактерий сходство потомков с организмом-производителем обусловливается генетической идентичностью всех членов клона. Тогда уже термин клонирование стали употреблять для обозначения производства любых линий организмов, идентичных данному и являющихся его потомками.

Позже название клонирование было перенесено и на саму технологию получения идентичных организмов, известную как замещение ядра, а потом также и на все организмы, полученные по такой технологии, от первых головастиков до овцы Долли. Первое теплоктрвное млекопитающее – овца было получено путем клонирования в Шотландии, близ Эдинбурга в Рослинском институте в1996 году, Яном Вилмутом и Кейтом Кэмпбеллом. В яйцеклетку овцы было пересажено ядро из соматической (не половой) клетки другой овцы, впоследствии плод был выношен суррогатной матерью, а родившийся ягненок был точной копией овцы, чей генетический материал был помещен в яйцеклетку. Ягненка назвали Долли, этот эксперимент получил широкую огласку общественности и был назван прорывом в науке.

Социальные последствия генной инженерии подробно рассматриваются в рамках философии трансгуманизма ( Мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека). Предполагается, что  широкое распространение может получить корректировка генотипа будущего ребенка для предотвращения наследственных болезней, последующая ликвидация генетических причин болезней, и старения в том числе. С развитием технологии станет возможным планомерное улучшение генома человека с целью увеличения интеллектуальных и физических возможностей. Достигнув технологических вершин, генная инженерия сольется с искусством, станет обыденностью глубокая перестройка человека и других животных, создание принципиально иных биологических форм, расширение человеческого общества через его пополнение новыми разумными видами.

Одним из направлений в этой деятельности является евгеника. Евге́ника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств[3]. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиенаэксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

О возможностях этого направления говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

  • существенное улучшение некоторых видов памяти
  • улучшение цветового зрения
  • существенное продление периода активной молодости
  • усиление регенерации тканей
  • увеличение физической силы и выносливости
  • снижение риска раковых заболеваний
  • снижение риска ожирения

Методы лечения наследственных заболеваний не ограничиваются генотерапией. В рамках классической медицины разрабатываются средства для существенного уменьшения негативных последствий наследственных дефектов. В частности, первый этап клинических испытаний прошло средство, значительно улучшающее качество жизни больных синдромом Дауна.

Успехи в генной инженерии, прецедент успешного клонирования млекопитающего вызвали неоднозначную оценку общества, некоторые поспешили нарисовать радужные картины победы науки над болезнями и даже смертью человека, другие выразили озабоченность появлением в руках человечества мощного и очень опасного орудия. Следствием обсуждения этих вопросов стал ряд международных законодательных актов, регулирующих работы в этой области.

Страны — члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года. В частности, в статьях этой конвенции запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица, вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека. О отношении исследования на эмбрионах человека Конвенция требует адекватной защиты эмбрионов, а также запрещает создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека»

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы вплоть до 1970-х годов.

Самым главным спорным вопросом в этих областях являются критерии, по которым «хороший» генофонд отличается от «плохого». Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительных (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

В-третьих, кроме всего того, что относится к области физического здоровья, интеллекта, способностей и т.д., существует и нравственный компонент, который рассматривает человеческую жизнь и деятельность, а также его мировоззрение и внутренний мир и характер с точки зрения приоритетов добродетели, а совершенно ясно, что эти качества порой абсолютно никак не связаны ни со здоровьем, ни с IQ, но тем не менее являются очень ценной и необходимой составляющей человеческого общества.

Последствия открытия генома человека, практического внедрения генной инженерии в жизнь в настоящее время являются предметом обсуждения ученых, философов, социологов, богословов, поскольку уже сейчас мы стоим на пороге новой эры, когда открытые человечеством технологии намного превзошли даже его собственное понимание их, и вышли за рамки однозначной их оценки.

Доктор философских наук Е.Н. Гнатик в своей публикации «Человек как объект генетической инженерии» обозначает ряд очень острых проблем:

«Манипуляции с генетическим материалом связаны с появлением новых рычагов управления и власти над человеческой жизнью и, следовательно, с новым набором средств ограничения человеческой свободы,… зависимость программируемого субъекта от своих «проектировщиков» и «заказчиков» носит необратимый характер... В ходе биотехнологического программирования ученый, планирующий наследственную программу, выступает в роли «генетического дизайнера» и «в одностороннем порядке распоряжается генофондом другого человека, по-патерналистски задавая в отношении зависимой от него личности направление развития, релевантное на протяжении всей истории ее жизни»…

Представляется также, что смена способа бытия человека в мире повлечет за собой качественные изменения в системе сознания. Такие качественные изменения могут привести к новому типу сознания, в литературе иногда именуемому постцивилизационным. …Фактически может исчезнуть представление о субъекте, обладающем свободой воли, свободой самому определять свою судьбу…

Современные биотехнологии, с одной стороны, обещают колоссальные потенциальные выгоды для здоровья, но, с другой стороны, представляют собой угрозу в виде возможности модификации природы человека, его эмоционального мира…

С нашей точки зрения, в том случае, когда биотехнологический прогресс не служит гуманным целям, а является угрозой целостности духовного мира человека, его правам, свободе и достоинству, общество должно остановиться и задуматься. И либо отказаться от применения достижений науки, либо создать все условия, гарантирующие защиту человека от подобного рода посягательств»[4].

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви утверждают, что «изменение генома человека может повлечь «непредсказуемые последствия в виде новых мутаций и дестабилизации равновесия между человеческим сообществом и окружающей средой»[5].

               Таким образом, с  одной  стороны,  право  собственности  индивида  на  информацию   о   его генетическом статусе неоспоримо, но с другой стороны, в  случае  обнаружения патологического гена  у  одного  из  членов  семьи  конфиденциальность  этой информации  должна  быть  нарушена.  Кроме  того,  информация  такого   рода представляет  интерес  для  работодателей,  которым,  несомненно,  не  нужны неполноценные  в  генетическом  смысле  служащие,  и   страховых   компаний, преследующих   свои   финансовые   интересы,   поэтому   следует,    видимо, ограничивать их стремления получить данные о генетическом статусе  человека, чтобы избежать дискриминации и коммерческого использования  научных  данных.

               Можно со значительной долей уверенности сказать, что через  некоторое  время

официальное  генетическое  тестирование  станет  необходимым  условием   при приеме на работу и заключении страхового договора.

               Информация, содержащаяся в генетических банках данных ,имеет первостепенное научное значение, но  вместе  с  тем может   быть   использована   для   укрепления   расовых   предрассудков   и дискриминации определенных групп населения в том случае, если она выявит  их генетическую «неполноценность».

               Следует также обратить внимание на вопросы, связанные с  диагностикой, профилактикой и  лечением  наследственных  заболеваний,  где  анализ  генома становится все более действенным и надежным  способом  определения  болезни. Если  существует  тест,  который  с  достаточной  степенью   точности   дает возможность  выявить  то  или  иное  заболевание,  то  будет  ли  этот  тест обязательным для всех, или тестирование будет зависеть от желания  пациента?

               Какова должна быть степень  секретности  информации,  полученной  с  помощью такого теста?

               Наследственность непосредственно связана с  продолжением  рода,  но  и здесь возникает вопрос о желании и готовности супругов  пройти  обследование перед  тем,  как  завести  ребенка.  Если,  скажем,  оба  супруга   являются носителями  гена  наследственного  заболевания,  то   с   25%   вероятностью патологический  ген  проявится  у  ребенка.  В   таком   случае   проведение пренатальной диагностики, связанной  с  выделением  клеток  плода  из  крови матери, просто необходимо, но тогда, в случае выявления  патологии  плода  в свою очередь встает вопрос  о  возможности  и  даже  обязательности  аборта. И такая постановка вопроса категорически не может быть приемлема, поскольку касается зародившейся жизни и нерушимого права этой жизни на рождение!

               Очевидна  и необходимость регулирования применения генетических методов  исследования  в криминалистике, поскольку криминалистика, как основа системы установления причастности человека к преступлению, не имеет права на ошибку.

            И, наконец, обобщив все эти вышеизложенные социальные, культурные, правовые и этические проблемы, и поместив их в призму христианского вероучения, можно ясно увидеть границу, которая разделяет стремление человека к облегчению страданий и болезней, которые с момента грехопадения являются спутниками человека на его земном пути, и другое, греховное стремление к тому, чтобы стать «как Бог», не зная предела своему могуществу, своему «разуму», и в конечном итоге – своей гордыне. История человеческой цивилизации учит нас тому, что болезни и бедствия земной жизни крайне необходимы и существуют для того, чтобы смирить человеческое самопревозношение, привести человека к нравственному совершенствованию, и, в конечном итоге, ограничить распространение греха. Медицина в христианском понимании всегда существовала и приветствовалась как выражение взаимного милосердия людей друг к другу, когда один приносит свои знания, свой опыт, свое время, здоровье, и даже саму жизнь на облегчение страданий другого. И никак не протест, а смиренное повиновение воле Божией в несении трудов и болезней всегда озаряло врачебное искусство и науку. А сегодня в некоторых сферах биомедицинской практики человек из субъекта, на благо которого якобы направлен весь прогресс современной науки и технологий, редуцируется до уровня своего рода биологического материала, сам становится объектом манипуляции. Человеческий эмбрион иногда рассматривается как рядовой объект научных исследований, экспериментов или даже манипуляций, включая генетические. И здесь встает очень остро  вопрос о достоинстве самого человека, который является храмом Духа Святаго, по словам Апостола Павла в его 1-м послании к Коринфянам. Вместо этого мы уже готовы с дерзновением решать, кто должен родиться на свет, а кто – нет, и кем он должен быть – воином или ученым, актером или художником, ни на минуту не задумываясь, что посягаем этим на священное право человека – свободу воли.

            Открытие генома приоткрывает перед человечеством еще одну страницу из необъятной книги мироздания. Исследуя шифр молекулы ДНК, человек еще более глубоко проникает в тайны своего бытия и Божественного замысла о мире и месте в нем человека. Но вместе с этим знанием человечество должно увидеть и гармоничность созданного Богом мира, его целостность и совершенный баланс, а увидев это – с благоговением сохранить и распорядиться этим даром жизни, исполнив свое главное предназначение на земле.



[4] Е.Н. Гнатик «Человек как объект генетической инженерии»http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/03610.htm

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2