Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского
Проблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания[1]. Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников.
Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей[2]. Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли»[3].
Как и древние подвижники, преподобный проводил свою жизнь в стяжании христианских добродетелей. Именно этому его наследию посвящен данный доклад.
Понятие «добродетель» (ἡ ἀρετή) появляется еще в античной философии как категория ценных и положительных качеств, внешних и внутренних (здоровье и сила, мужественность и доброта). Святые отцы и учители Церкви в античное понятие вложили новое, христианское содержание. В добродетели они видели, прежде всего, постоянное стремление человеческой души к исполнению заповедей Божиих при содействии благодати Божией[4]. Христианское учение о добродетелях раскрыто в трудах святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Евагрия Понтийского и других. В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности[5]. По мысли преподобного Ефрема Сирина, «подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью»[6]. Свободно выбирая добродетельную жизнь, человек уподобляется Богу, так как «добродетель произвольна, и добро делаем мы по собственному избранию и произволу, а не против воли и принужденно»[7].
Из жития преподобного Сергия мы знаем, что его жизнь уготовлялась еще в утробе благочестивой матери. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее»[8]. Уже в отрочестве он преуспевал в добродетелях: «все поступки Варфоломея в течение всей его жизни показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного. Рассуждение – дар бесценный, и святые отцы почитают его выше всех добродетелей»[9]. Добродетели помогали подвижнику в уединенном житии: «мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце – жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого»[10], защищали в трудные минуты: «Чего не может сделать добродетель? – рассуждает святитель Платон. – Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность»[11]. Добродетели же привлекали к преподобному всех ищущих истины и утешения. Ученики святого игумена говорят: «Твоя добродетель собрала нас сюда, она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей, ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего»[12]. Проводя жизнь в высшей степени добродетельную и достигнув святости, преподобный Сергий показал пример для воспитания добродетелей.
Что же мы можем почерпнуть из примера преподобного Сергия? Для этого снова обратимся в его житию, и в первую очередь к завещанию преподобного своим ученикам перед смертью. Он заповедует последовать его пути, стяжать «венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещал своим возлюбленным ученикам»[13].
В наследии преподобного Сергия мы можем выделить следующие основные педагогические идеи.
Прежде всего, воспитание добродетелей должно быть Православным. Должна быть опора на ясно сформулированное мировоззрение. Понятие добродетели в отрыве от духовной основы теряет всякий смысл. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть Православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения»[14].
Следующее – это непрерывность воспитательного процесса[15]. Весь процесс воспитания в семье, в школе, в коллективе должен проходить в едином духе и вести к единой цели. На примере преподобного Сергия мы видим, что с малых лет и до самой смерти вся его жизнь была в служении Святой Троице. И сам строй монашеской жизни, устроенной преподобным в его обители, способствовал непрерывному восхождению инока к Богу и постоянному воспитанию добродетелей.
Также мы можем отметить важность всестороннего развития человеческой личности. С точки зрения православной антропологии человек трехсоставен, и все стороны его бытия нуждаются в развитии. Существуют добродетели как телесные (воздержание, целомудрие…), так и душевные (вера, послушание…)[16].
С точки зрения развития телесного преподобный Сергий был образцом трудолюбия, от учеников требовал, чтобы они овладевали каким-либо ремеслом и никогда не находились в праздности[17]. По свидетельствам Епифания Премудрого, подвижник был необычайно крепок: «сила у него была в теле, как у двух человек»[18].
Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлял учеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству[19]. Также он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг. Т. е. считал, что развитие интеллектуальное способствует духовно-нравственному развитию.
И, конечно, преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность…
Стоит также отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем Отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской.
В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце»[20].
[1]Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9). С. 40, 41.
[2]Игумен Адриан (Пашин). Преподобный Сергий и Русь: Наследие, современность, будущее.[Электронный ресурс]Доклад на пленарном заседании IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений.Большой зал ульяновского Дворца творчества детей и молодежи.13.01.2014 г. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/2095709.html (дата обращения: 18.04.2014 г.)
[3]Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 – М.: 2000. С. 82.
[4]Ярема Р., свящ. Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях (по аскетическим творениям). – М.: 2006. С. 12.
[5]Киприан (Ященко), игум. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого). // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 27.
[6] Творения преподобного Ефрема Сирина. Т. 3. Сергиев Посад. 1912. С. 395.
[7] Там же. С. 394.
[8]Никон (Рождественский), архиеп. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца.Изд. 5. Сергиев Посад. 1904. С. 7.
[9]Там же. С. 45.
[10]Там же. С. 53.
[11]Там же. С. 62.
[12]Там же. С. 78.
[13]Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч.С. 209.
[14]Там же. С. 208.
[15]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 90.
[16]Ярема Р., свящ. Указ. Соч. С. 13, 14.
[17]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 88.
[18]Сергий Радонежский: сборник./Сост. В.А.Десятников. М. 1991.С. 44
[19]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 85.
[20]Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч.С. 205.
Научный богословский портал БОГОСЛОВ.RU: http://www.bogoslov.ru/text/3975035.html